Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Индейские племена североамериканских степей и плато



По природным условиям степи делятся на две части: восточную – прерии, высокотравную низменную степь и западную – равнины, низкотравные и более возвышенные. Область прерий более благоприятна для земледелия, чем равнины.

До середины Х1Х века это область была заселена большим количеством охотничьих племен, известных в науке под названием равнинных или степных индейцев. Охота на бизона была основой их существования. Здесь сложилась своеобразная культура кочевников, конных охотников на бизонов и скотоводов. 

Племена степей принадлежали к различным лингвистическим группам. Наиболее многочисленны были племена сиу и алгонкинов. К сиу относились дакота, вороны (самоназвание апсарока), айова, канза, миссури, омаха, ото, понка и др. Из алгонкинских племен здесь обитали: арапахо, черноногие, чейены, часть оджибве. На юге степей кочевали кайова и атапасские племена апачей.

Довольно длительное время на равнине обитали пешие охотники на бизонов и собиратели. На востоке в прериях жили земледельцы и охотники, на западе – кочевые пешие охотники на бизонов, жившие в конусовидных палатках (типи). Лошадь попала в эту область в начале ХУ111 века из испанских поселений и меньше чем за столетие распространилась по всей территории равнин. Использование лошади изменило организацию охоты, сделало ее более продуктивной. Это привело к постепенному оставлению земледелия и переходу к кочевническому быту.

Племена равнин отличались многочисленностью и организованностью они были сильны и воинственны. Они оказали упорное сопротивление колонизаторам, вписав в историю Америки немало ярких страниц борьбы за независимость.

Задачам охоты была посвящена вся жизнь племени, организация ее поручалась специальным людям, они высылали специальных разведчиков, чтобы точно узнать, где находятся стада бизонов. Через специального глашатая извещалось о начале охоты. Индивидуальная охота в этот период запрещалась под страхом уничтожения имущества нарушителя, иногда такой карался смертью.

Мужской костюм состоял первоначально из замшевого передничка, длинных гамаш и накидки из шкуры бизона. Ее красиво орнаментировали вышивкой из игл дикобраза, аппликациями из кусочков кожи и разрисовывали. Типичной для женского костюма была рубаха-платье без рукавов из шкуры лося. Одежда индейцев прерий пользовалась большим спросом среди племен соседних районов.

Волосы носили длинными как женщины, так и мужчины. Женщины их заплетали в две косы. Нередко мужчины выстригали волосы по бокам головы. Волосы украшались перьями орла, положение и форма пера говорили о его военных заслугах. Головных уборов как правило не носили. На ногах носили мокасины.

Наиболее типичным жилищем была коническая палатка, крытая шкурами бизона известная под дакотским названием типи. Палатка считалась собственностью женщин, они их сооружали, разбирали и несли на перекочевках. Брачной паре сооружали отдельную палатку.

До появления лошади единственным домашним животным была собака, использовавшаяся для перевозки тяжестей. Собака стала культовым животным, с ней был связан ряд обрядов. Собачье мясо считалось священной пищей. В дальнейшем лошадь как тягловая сила заменила собаку. У дакота лошадь буквально значит «большая волшебная собака».

Общественное положение индейца определялось числом голов его табуна, а также его военными успехами. У каждого племени разрабатываются свои тактические приемы ведения войны, которым обучаются юноши в специальных военных обществах.. Возникает система военной сигнализации при помощи костров или зеркал. Существовала определенная градация военных подвигов. Самым героическим у большинства племен считалось не умерщвление врага, а похищение оружия живого врага, также снятия с него скальпа. Вождем племени мог стать только воин, отличившийся самыми героическими подвигами.

Характерно, что в степях, как и на северо-западном побережье Северной Америки ложилось своеобразное отношение к частной собственности. Она ценилась ради возможности ее показа и раздачи. Общественное мнение было против накопления и длительного владения материальными ценностями одним лицом. Богатый скупец не только терял уважение общины, он вызывал подозрение. Имущество накапливалось ради того, чтобы его раздать. Особенно уважались люди, раздавшие все и оставшиеся в бедности. Подобные традиции напоминают обычай потлача у племен северо-западного побережья.

По характеру социального устройства все племена распадаются на две большие группы. На востоке сохранялись родовые отношения, хотя прослеживается переход к патрилокальности и отцовскому счету родст

 

ва. Вторую группу составляли племена центральной части равнин, где вместо рода складывается кочевая охотничья группа, которая отличалась от рода текучестью своего состава. Здесь отсутствовала экзогамность. Это была организация для коллективной защиты и нападения.

В основе религиозных воззрений большинства равнинных индейцев лежало представление о сверхъестественной силе, присутствующей во всех объектах природы. На первом месте стоял культ четырех стихий и культ животных. Культ солнца и культ бизона имели общеплеменное значение. Широко было распространено почитание различного рода амулетов.

С 30-х годов Х1Х века торговые кампании объявили о покупке бизоньих шкур. В 1881 году был убит последний бизон.

 

Племена плато

Непосредственными соседями равнинных индейцев были племена шошонов и селишей, племена Плато. В начале Х1Х века там обитало до 25 племен, наиболее типичными считаются племена селишей. Северная часть была населена атапасскими племенами. Культура этого региона представляет более раннюю ступень развития. Основу существования их составляло рыболовство и собирательство. К середине ХУ111 века индейцы плато получили возможность пользоваться лошадьми. Многие племена перешли к жизни кочевников – охотников и коневодов. Охота стала общеплеменной, жизнь индейцев Плато стала походить на жизнь индейцев равнин. Наряду со старым зимним жилищем – круглой полуземлянкой с конической крышей и входом через дымовое отверстие появились типи, появилось устройство лагеря в форме круга. Одежду стали изготовлять из кожи бизона, тогда как раньше ее изготовляли из лубяной ткани и оленьих кож. Появились воинские головные уборы из перьев, возникла система военных отличий. Вождей стали избирать за военные заслуги. Стала активной торговля. С появлением скупщиков меха охота на бизонов постепенно уступила место товарному промыслу на пушного зверя.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь