Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как появились лисы-огнёвки
(Селькупская сказка) Сначала все лисицы черно-бурыми были. И ели только мясо – зайцев, мышей, птиц. А одна лиса увидела, как сам хозяин тайги – медведь ел рыбу, и ей захотелось. Но как из воды достанешь? Ходила, ходила по берегу – нет рыбы. Совсем уж было отчаялась и вдруг видит: на бугре лабаз с юколой. Жирные-прежирные язи висят на прутьях, вялятся. Взобралась и ест, повизгивает от удовольствия. Оголодала за день. А за бугром, в чумах, одни женщины были. Услышали они визг и окружили лабаз. Стоят, кто с веслом, кто с палкой. А лиса и тогда хитрая была, кинулась в одну сторону, все – туда, а она - в другую. Проскочила… И чуть не попала в зубы подбежавшим собакам. Ладно, дерево рядом оказалось – вскочила. Женщины к дереву. Однако лука и стрел нет – мужчины ушли с ними на охоту. Чем воровку достанешь ? Надумали пожечь дерево. Очумела лиса от дыма, крутится на сучьях, скулит. А потом метнулась сквозь огонь и опалилась, порыжела. Спаслась, но с тех пор огнёвкой стала. И рыбу ест только свежую. Научилась.
Как появилась луна (Индонезийская сказка) Рассказывают, что когда-то луны на небе не было. Солнце в высоте очень тосковало в одиночестве. Все признавали его царём, но это его совсем не радовало, потому что царицы у него не было. Всё время печалилось солнце, утром вставало хмурое, а срзазу после полудня отправлялось на отдых. Люди очень страдали оттого, что солнце светило мало: трудно добывать себе пропитание, когда весь день сумерки. Был на острове Сулу один правитель, которому подданные всё время жаловались на то, что слишком слабо светит царь-солнце. Правитель призвал старейшего мудреца и велел ему узнать, почему солнце светит так мало. Через некоторое время мудрец ответит правителю: - Царь-солнце печалится из-за отсутствия царицы. Он хочет взять в жены твою единственную дочь, потому что его супругой может быть только девушка царской крови. Правитель решил, что солнце просит слишком много – ему не под силу было расстаться с единственной дочерью, а к тому же, кроме неё, некому было унаследовать его царство. Напрасны были все уговоры – правитель никого не хотел слушать. От Сулаймин, дочери правителя, желание солнца скрыли. Правитель строго-настрого наказал, чтобы никто не смел говорить о желании солнца в присутствии Сулаймин. Зная что его дочь очень добрая, и жалеет простых людей, правитель боялся, что дочь захочет выполнить просьбу солнца. И всё оставалось как прежде. И вот однажды Сулаймин с подружками гуляла у ручья и повстречала по дороге домой нищего. Она остановила его и спросила: - Почему ты просишь подаяния, бедный человек? Нищий, не знавший, кто с ним говорит, рассказал ей о желании солнца. И Сулаймин узнала, что только она может спасти свой народ от страданий, которые он терпит. Возвратившись во дворец, Сулаймин тут же пошла к отцу и стала убеждать его разрешить ей выйти замуж за солнце. Но отец не изменил своё решение. Он стал строг с дочерью и уже не разрешал ей выходить за пределы дворцового сада. Сулаймин же неустанно молилась, чтобы отец изменил своё решение или она сама нашла бы способ выполнить желание солнца. Однажды утром Сулаймин проснулась, полная сил. Она подала отцу завтрак, а сама пошла с подругами в сад. Играя в прятки, Сулаймин спряталась в кроне пышно разросшегося дерева, доверху обвитого вьющимся стеблем. Вдруг вьющийся стебель обхватил Сулаймин и понял её в небо. Приближенные больше не видели Сулаймин, а солнце сразу начало светить и греть во всю мочь на радость людям. Веселившийся народ и не знал, что во дворце все оплакивают исчезнувшую Сулаймин. Когда же наступила ночь, люди с изумлением увидели, нежный свет, исходящий с неба. Это был свет луны – Сулаймин, ставшей женой царя-солнца.
МИБУ И КОКОСОВЫЙ ОРЕХ
Давным-давно жил человек по имени Мибу. Вот однажды покинул он свой дом в Даудаи и отправился жить в Саибаи. Мибу проголодался после долгого путешествия и принялся искать еду. Но ничего не нашёл кроме нескольких кокосов на верхушке пальмы. С земли он не мог их достать – орехи висели слишком высоко, а взобраться наверх не мог из-за того, что повредил ногу. Тогда Мибу решил убедить один орех свалиться на землю. - Падай сюда, вниз! – позвал он его. Кокосовый орех не шелохнулся. - Орешек, милый орешек, падай вниз! – упрашивал Мибу. Кокос притворился будто ничего не слышит. - Ты такой сладкий! – льстиво уговаривал Мибу. – Падай ко мне! Но эти красивые слова на орех не подействовали. - Если я свалюсь вниз, ты же меня съешь! – ответил кокос. Тогда Мибу вспомнил о своей остроге с тремя остриями, которой обычно ловил рыбу. Вот теперь он мог достать орех! Мибу метнул острогу, она сразу продырявила скорлупу кокоса, и он свалился на землю. Теперь вы знаете, почему каждый орех кокосовой пальмы имеет три углубления. Это ведь след от удара трёхзубой остроги. Их оставил Мибу, человек, который пришел из Даудаи, чтобы обосноваться в Саибаи.
Как появился огонь (австралийская сказка) Когда мир был совсем юным, огня у людей не было. Дичи было полным-полно, но ели её сырой, и она не доставляла людям особого удовольствия.
Заячий хвост (корейская сказка) В давние-предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые, длинные и пушистые. Они очень гордились ими, считали себя лучше всех других зверей и частенько выкидывали всякие штуки, чтобы посмеяться над ними.
Ягодка голубика ( ненецкая сказка) Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя. Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно."Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя. Подняла она голову и увидела белку.
Как перевелись в Сибири Львы (бурятская сказка) В давние-давние времена жили львы в Сибири. Были они косматые, обросшие длинной шерстью и не боялись морозов. Однажды встретил лев волка: - Куда бежишь как сумасшедший? - От смерти спасаюсь! - Кто ж тебя напугал? - Громкочихающий. Он раз чихнул - убил моего брата, во второй - сестру, в третий - ногу мне перебил. Видишь, хромаю. Лев зарычал - горы задрожали, небо заплакало. - Где этот громкочихающий? Я его в куски разорву! Голову брошу за дальнюю гору, ноги - на все четыре стороны! - Что ты! Он и тебя не пощадит, убегай! Схватил лев волка за горло: - Покажи мне громкочихающего, иначе задушу! Пошли они. Навстречу им скачет на быстром коне охотник, за плечами у него ружье. Лев и спросить волка не успел - охотник вскинул ружье и выстрелил. Загорелась на льве его длинная шерсть. Бросился он бежать, за ним - волк. Остановились в темном овраге. Лев по земле катается, бешено рычит. Волк его спрашивает: - Сильно он чихает? - Замолчи! Видишь, теперь я голый, только грива осталась да кисточки на кончике хвоста. Холодно, дрожь меня берет. - Куда же нам бежать от этого громкочихающего? - Беги в лес. Волк скрылся в дальнем перелеске, а лев убежал в жаркую страну, в безлюдную пустыню. Так перевелись в Сибири львы. Петух и павлин В далёкие, седые времена жили соседи: петух и павлин. Красив и наряден был петух. Золотистые его перья, ослепительно блестя, переливались под солнечными лучами. Важен и горделив был петух. Ни с кем он не разговаривал, кроме павлина. Ходил он важной походкой и также важно клевал зёрнышки. Петух дружил с павлином. Оттого ли он был снисходителен к павлину, что наряд того был беден, оттого ли он дружил с ним, что были близкими соседями,- не знаю, но жили они дружно. Однажды павлин собрался в далёкие края в гости. Грустен был павлин, что наряд его слишком беден. С завистью он смотрел на петуха и думал: «Каким бы я был счастливцем, если бы имел такой красивый наряд, как у петуха. Что у меня есть? Кроме жалких перьев, ничего. Разве я могу появиться в чужом краю в таком убогом виде! Нет, мне стыдно показаться в таком виде чужим. Почему не обратиться к петуху? Лучше я попрошу у него его наряд. Неужели он откажет мне?» И обратился павлин к петуху с этой просьбой, обещая вернуться к следующему утру. Подумал петух и говорит: - Что же я буду делать, если ты завтра к рассвету не явишься? Павлин ответил: - Если я не приду к рассвету, то ты кричи, на твой зов я обязательно явлюсь. Но если меня не будет утром, то кричи в полдень, а если и в полдень не явлюсь, то кричи вечером. К вечеру, конечно, я буду. Поверил петух павлину, снял свой красивый наряд и отдал ему, а сам оделся в перья павлина. В красивом наряде петуха стал павлин самой красивой птицей. Радостный и гордый, он отправился в далёкие края. Прошёл день. Прошла ночь. Ждёт петух павлина. Но павлина нет. Стал беспокоиться петух. Не выдержал петух, закричал: - Ку-ка-ре-ку! И ещё раз, ещё раз, но павлина нет. Опечалился петух. Ждёт, когда настанет полдень. Настал полдень. Опять кричит петух. Нет павлина. Ждёт вечера. Настал вечер. Опять кричит петух, зовёт павлина, но павлина след простыл. Так и пропал павлин, а вместе с ним и красивый наряд петуха. С тех пор петухи каждый день три раза - утром, в полдень и вечером - зовут павлина, который унёс их прежний красивый наряд. Отчего волки воют (бурятская сказка) Было это в давние времена. Поехал молодец к тестю в гости. За третьим перевалом увидал он семерых стариков. Сидят они чинно у костра, длинными трубками попыхивают, ждут, когда мясо сварится. Подъехал молодец к костру, молчком с коня слез, молчком трубку прикурил, в стремя ногу вставил – собрался дальше ехать. Тогда говорит ему один из стариков: – Не велика честь молодому батору, который не поздоровавшись со старшими, прикурил трубку от их огня и заспешил в путь, забыв нашу пословицу: сваренное откушай, стариков послушай. Смиренно выслушал молодец старика и говорит: – Правда ваша – допустил я большую оплошность, но не от гордости и самомнения, а по неопытности своей и беспечности, за что прошу у вас прощения. Присел юноша к костру, отведал сваренного мяса, выслушал стариковские советы и отправился дальше. И так легко у него на душе стало, что захотелось песню спеть. Но только затянул он раздольную песню, как подхватили мотив и глаза, и уши, и ноздри! Испугался молодец, примолк и до самого конца пути рта не открывал. Доехав до юрты своего тестя, молодец молчком переступил порог, молчком напился чаю и – к великому изумлению тестя – молчком отъехал со двора. Дома вышла его встречать молодая жена. Но ни слова не сказал ей молодец, переменил коня и зарысил в степь – пасти свой табун. Пасет день, пасет другой, неделю пасет, домой носа не кажет. Пригорюнилась жена. «Что бы это значило? – думает. – Мой муж никогда молчуном не был, а тут приехал из гостей – не поздоровался, уехал табун пасти – не попрощался и, похоже, не думает домой возвращаться». Велела она оседлать себе коня и отправилась мужа разыскивать. А как нашла – пенять стала: – Разве так настоящие мужья поступают? Возвратился из гостей и слова ласкового не промолвил, отправился табун пасти и весточки о себе не подал! Дольше терпеть у молодца сил не хватило. Открыл он рот и тотчас же заговорил не только языком, но и ноздрями, и глазами, и ушами. Узнав, в чем дело, жена побранила молодца за скрытность и говорит: – Завтра на рассвете, когда наш пастушонок нагнется и примется раздувать угли, ты перешагни через него. Так и сделал молодец. Перекинулась напасть на пастушонка. Бросился тот с перепугу на улицу, перепрыгнул через черного барана. Заблеял баран не своим голосом. Услыхали его семеро волков, пришли и съели, даже шкуры не оставили. Перекинулась напасть на семерых волков. С тех пор они и воют на семь голосов.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы