Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В данной статье представлен разбор некоторых положений, связанных с жертвоприношением, которые следует знать каждому мусульманину.



В данной статье представлен разбор некоторых положений, связанных с жертвоприношением, которые следует знать каждому мусульманину.

 

Определение понятия «жертвоприношение».

Жертвоприношение - это заклание животного, т.е. домашнего скота, в день праздника жертвоприношения, с целью приблизиться к Аллаху Всевышнему.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Назвали так (аль-Адха в переводе с арабского - действие совершенное утром) потому что заклание совершается в утреннее время, в первой половине дня». (Аль-Маджму' 8/382)

Аль-Хафиз сказал: «Как будто название его (праздника аль-Адха) заимствованно с названия времени, в котором оно (жертвоприношение) предписано». (3/10)

С этого определения мы понимаем:

1) То, что было заколото не в это время (период праздничных дней) не рассматривается как жертвоприношение, за исключением случая, когда во время не получилось, из-за наличия причины.

2) Если была заколота не скотина, то не считается жертвоприношением.

3) То, что заколото без намерения приближения к Аллаху, не рассматривается как жертвоприношение.

Пришли ли какие-либо тексты, указывающие на достоинство жертвоприношения?

Нет ни одного достоверного хадиса, указывающего на достоинство жертвоприношения, кроме хадиса, приведённого у Ат-Тирмизи, да помилует Аллах, переданного от Абу Бакра ас-Сиддыка, да будет доволен им Аллах; «Спросили пророка, мир ему и благословение, какой Хадж более предположительный? Пророк ответил: Тот, в котором громко читалось дуа, талбия и тот, в котором была пущена кровь (жертвенного животного)».

К тому же жертвоприношение входит в общее значение аята: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву». (108: 2)

Так же, увеличивает достоинство этого праздника, наличие в нем великих мудростей, таких как:

1) Приближение к Аллаху посредством закалывания скота.

2) Раздача милостыни бедным и нуждающимся.

3) Проявление любви к друзьям, даря им мясо жертвенного животного.

4) Есть самому это мясо, проявление великодушия к себе и к семье, Аллах сказал: «Ешьте от них и кормите неимущего страдальца! ». (22: 28)

Так же, передаётся от Нубайшата аз-Зухали, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Дни ташрика - это дни трапезы, питья, и поминания Аллаха». (Муслим)

5) Открытое выявление обрядов (символов) Аллаха Всевышнего, в виде молитвы, жертвоприношения, возвышение слова Аллаха, посредством этого.

6) Поминание о положении имамов праведного руководства, религии ханифов, как Ибрахима и Исмаиля, мир им, и их последователей.

7) Уподобление паломникам, стремление к всеобщему благу, великому вознаграждению. Аллах установил для нас произнесение такбиров, подобно тому, как это делали они (Ибрахим, Исмаиль и их последователи). Всевышний Аллах сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни (в течение трех дней в долине Мина)». (2: 203)

Всевышний Аллах предписал нам не брить волосы и не стричь ногти, тем, кто планирует совершить жертвоприношение. Все это уподобление паломникам. И теперь, когда установилось достоинство этого дела, то каковы же положения (решения) связанные с жертвоприношением?

 

Допустимо ли брать взаймы ради жертвоприношения?

Ибн Хабиб аль-Маликий, да помилует Аллах, сказал: «Если бедный найдёт того, кто одолжить ему, то пусть одолжит денег, и купит на них жертвенное животное». Шейх аль-Ислям Ибн Теймийя сказал: «Если он в состоянии возместить, и он одолжит денег, чтобы совершить жертвоприношение, то это замечательно, но не обязательно». («Аль-Маджму'», 26/305)

 

Должен ли совершать жертвоприношение тот, у кого есть долги?

«Да. Это дозволено, но при условии, что с него не требуют вернуть долг, время выплаты которого наступило». («Маджму' Фатава», 26/305)

 

Условия жертвоприношения.

В жертвенном животном должны быть условия связанные с видом, возрастом и описанием.

1) Что касается условий связанных с видом, наличие которых обязательно, то это должен быть скот. Всевышний сказал: «Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их». (22.28). Под скотиной имеется в виду верблюды, коровы, бараны и козы.

Наилучшей жертвой является бараны, козы, потом коровы, потом верблюды (это не касается паломников). Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Учёные единогласны в том, что приносят в жертвоприношение только верблюдов, коров баранов и коз, исключением из этого является то, что рассказал Ибн Мунзир от аль-Хасана ибн Салиха, который сказал: «Допустимо принести в жертву антилопу за семерых, газель за одного». Так же сказал и Давуд, относительно антилопы». Аллах знает лучше.

2) Условия связанные с возрастом. Недействительно жертвоприношение: верблюда, коровы и козы, не зрелого возраста. Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Не закалывайте не зрелое животное, кроме как если вам тяжело, тогда можете заколоть годовалую овцу». Ан-Навави сказал: «Учёные сказали, что «Аль-Мусынна» (упомянутое в хадисе) это зрелый верблюд, корова, баран или коза. В хадисе прямым текстом сказано, что не допускается жертвоприношение животного моложе двух лет в любом случае, кроме овцы. На этом единогласие, как об этом сказал Кади Ийяд».

Зрелый верблюд: достигший пятилетнего возраста, перешедшего в шестой год.

Зрелая корова и коза: достигшая двух лет, перешедшая в третий.

Что же касается овцы и барана, то допускается жертвоприношение годовалого. Это мнение имамов языковедов, и фукаха. Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Овца «аль-Джаза» (упомянутая в хадисе) это достигшая годовалого возраста, это мнение более достоверное среди наших сторонников (шафиитов), также это известное мнение среди лингвистов и других. Есть мнение, что это овца достигшее полугодовалого возраста или семимесячная. Также есть мнение, что восьмимесячная или десятимесячная». (« Фатх аль-Бари 10/12», « Аль-Маджму'» 13/118)
Некоторые учёные сказали: «Если овца моложе года, но подобна годовалой, то допустимо ин шаа Ллах».

3) Условия описания. Среди условий описания есть как обязательные, так и желательные. Мы упомянем сначала, какое животное предпочтительнее, а затем упомянем недостатки, при которых животное отклоняется (неприемлемо для жертвоприношения).

 


Примечания.

1) Остальные недостатки, как отрезанные или прорезанные уши, о которых не сказано в хадисе, учёные причислили к недостаткам, нарушающим условия полноценности животного, но не к условиям недействительности жертвоприношения такого животного. А Аллах знает лучше.

2) Слова пророка, мир и благословение: «явно» (больное, хромое, косое) являются доводом на то, что если будет не явно (больное, хромое, косое), то этому есть снисхождение.

3) Не вредит то, что у животного обломан один рог. Али Ибн Талиба, да будет доволен им Аллах, спросили об этом, и он ответил: «Это не навредит тебе».

4) Не вредит, если животное будет кастрировано (лишено яиц) ведь пророк, мир ему и благословение, заколол двух кастрированных баранов. Ибн Маджа, от Аиши, с достоверным иснадом.

5) Не разрешается слишком щепетильно выискивать недостатки, а следует ограничиться теми, на которые пришли доводы.

 

Этика заклания.

1) Выбрать острый инструмент заклания, чтобы не мучить животное, поистине Аллах сказал: «И творите добро, ведь Аллах любит творящих добро». (2: 195). Передаётся от Шаддада ибн Ауса, да будет доволен им Аллах, то что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине Аллах предписал хорошее отношение по отношению ко всему, посему, когда вы убиваете, то делайте это наилучшим образом, и когда вы закалывайте, то делайте это наилучшим образом, и пусть каждый из вас наточит лезвие своего ножа, дабы облегчить участь жертвы». (Муслим)

2) Мягкое отношение к животному. Не следует затачивать нож, на глазах у животного, не следует закалывать одно животное в присутствии другого, не следует грубо тянуть животное к месту забоя. Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение, проходил мимо мужчины, который точил свой нож на глазах у животного, увидев это, пророк сказал: «Почему ты не сделал это раньше? Неужели ты желаешь убить это животное дважды, почему ты не заточил своё лезвие до заклания?! ».

3) Следует уложить животное на левый бок, а тот, кто закалывает, ставит свою правую ногу, на правый бок животного.

4) Следует повернуть животное в сторону Киблы, как на это указывает хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, он сказал: « Пророк, мир ему и благословение, когда желал заколоть животное, направлял его (в сторону Киблы». (Абу Дауд)

5) Поминание Аллаха. Тому, кто закалывает, следует говорить: «С именем Аллаха, Аллах Велик, О Аллах! Это от Тебя, и ради Тебя, о Аллах! Прими от меня».

Учёные разделились на пять мнений относительно того, кто не произнёс «басмаллу», поэтому мусульманину следует соблюдать произнесение «басмаллы», выходя тем самым из разногласия.

6) Не дозволено приступать к свежеванию туши, до тех пор, пока душа не покинет тело. Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не торопите душу, пока она не выйдет». ( « Фатх аль-Бари », 9/526)

7) Следует соблюдать время заклания. Приступают к закланию после праздничной молитвы, и до последнего дня ташрика - это три последующих, после праздничного дня, месяца Зуль-Хиджа. Таким образом, заклание продолжается в течении четырёх дней (по Шафии). Допустимо закалывать ночью, однако днём предпочтительнее. Самый предпочтительный день, это день праздника, и далее по убыванию.

Недействительно жертвоприношение до наступления времени, также и после наступления, кроме как по причине. Тот, кто совершил жертвоприношение до наступления времени, то ему следует возобновить. Передаётся от аль-Барраь ибн Азиба что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Поистине первое, с чего мы начинаем этот день (праздника) - это молитва (праздничная). Затем, мы приступаем к закланию, тот, кто поступил подобным образом, соответствовал нашей Сунне. Тот же, кто заколол до молитвы, то это будет всего лишь мясо для его семейства, а к жертвоприношению это не имеет никакого отношения». (Аль-Бухари и Муслим)

8) Так же, к Сунне относиться то, чтобы закалывающий не ел ничего в день жертвоприношения, до тех пор, пока не совершит жертвоприношение, чтобы поесть потом мяса жертвенного животного. «Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение, так поступал». (Ад-Дарими).

 

Первый:

Поклонение и приближение к Аллаху, за которое человек получает вознаграждение.

И это в четырех случаях.

1) Хадж.

2) Умра (малый хадж)

Сказал Всевышний: «Воистину, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон (или Аллах доподлинно исполнит сон, который увидел Его Посланник). Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности. Вы побреете головы и подстрижетесь, не испытывая страха». (48: 27).

3) Бритье головы новорожденного на седьмой день от рождения, доводом этому служит хадис, который привёл ат Тирмизи(1439) от Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, принес в жертву барана за Аль Хасана». Так же сказал: «О, Фатима обрей голову ему, и раздай садака серебром на вес волос». Сахих ат Тирмизи(1226) Тухфату ль маудуд ибн Аль Кайим (стр.217).

4) Кафир, когда принимает Ислам. Пророк, мир ему и благословение, сказал человеку, который принял Ислам: «Убери волосы неверия и соверши обрезание». Сахих Аби Дауда(356). Аль Мугни (1/276) шарх Умда, ибн Теймийя(1/350).

Учёные единогласны в том, что бритье головы является желательным, кроме только в этих четырёх случаях. Аль Истикама ибн Теймийя (1/256).

Второй:

Третий:

Порицаемое нововведение.

У него есть много форм:

1) Бритье головы, из соображений поклонения, или религиозности (помимо четырёх вышеупомянутых). Как, например, делают бритье головы признаком праведников, или полного аскетизма. Подобно тому, как это делали хариджиты. Поэтому от пророка, мир ему и благословение, о описании хариджитов передано: «Их признаком будет бритье головы». Аль Бухари (7007) Муслим (1763).

Сказал аль Куртубий: «Слова пророка, мир ему и благословение: «Их признаком будет бритье головы», т.е. - это сделано ими как признак отказа  от благ этой мирской жизни. Они сделали это символикой, по которой их узнают, однако это невежество с их стороны... Так же это является  нововведением, которое они ввели в религию Аллаха, так как пророк, мир ему и благословение, праведные халифы, и те, кто за ними следовал, были на другом. Шарх Умда(1/231), Маджмуу Фатава(21/118), ибн Теймийя,

2) Некоторые бреют голову в качестве покаяния - это бид'а. Такого не совершал никто из сахабов, табиинов, и имамов мусульман. Маджмуу Фатава (21/118)

Четвёртый:

Запретный вид бритья, он имеет ряд форм:

1) Бритье волос по причине смерти близкого и т.п. от Абу Мусы аль Ашари, да будет доволен им Аллах передаётся, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Я не причастен к той, которая повышает свой голос (причитает по причине смерти близкого), к той, которая сбривает свои волосы (при несчастии), к той, которая разрывает на себе одежду». Муслим (149). Ибн Хаджар да помилует его Аллах, сказал: « 117 тяжкий грех: «Бритье головы при несчастии. Потому что это указывает на явную злобу, и недовольство предопределением». Аз Заваджир ан Иктирафи ль Кабаир.

2) Бритье головы, уподобляясь неверным, или нечестивцам, которые известны своим бритьем головы, иногда они даже наносят определенные масла, чтобы подчеркнуть своё уподобление, или очень укорачивают волосы с боков, а посередине головы, оставляют длинными. Такое уподобление является запретным, это указывает на жидкость и распад (личности) - да сохранит Аллах от этого - пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто уподобиться какому-либо народу, тот из них». Абу Дауд (4031).

Сказал Аль Кари, милость Аллаха ему: «Это значит тот, кто уподобился неверному, нечестивцу и распутнику, то он один из них, в совершении греха».

Пятый:

Дозволенный вид.

Когда человек бреет голову из-за необходимости, как например, для излечения от болезни, или устранения вреда причиняемого вшами, и т.д. Шейху ль Ислям ибн Теймийя сказал: «Это дозволено согласно Корану, Сунне, и Иджме». Маджму Фатава (12/117).

Шестой:

Когда человек бреет голову без необходимости, и не из-за ранее упомянутых причин.

В данном случае учёные разногласят в решении.

Некоторые, как имам Малик, да помилует его Аллах, считали, что это нежелательно. В качестве аргументации они приводили то, что это признак нововведенцев - хариджитов, как об этом ранее приводился хадис. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Тот, кто уподобится какому-то народу тот из них».

Другие учёные сказали о дозволенности, и привели в качестве довода то, что пророк, мир ему и благословение, пришёл к семье Джафара ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, через три дня после его смерти. Он позвал цирюльника, и повелел ему обрыть головы сыновей Джафара. Сахих Абу Дауд (3532).

Так же, передаётся что пророк, мир ему и благословение, увидел ребёнка, которому побрили часть головы, а другую часть оставили. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Либо обрейте полностью, либо оставьте полностью ». Сахих Абу Дауд (3535). Сказал ан Навави, да помилует его Аллах; «Это ясное указание на дозволенность бритья головы, и нет тут вероятности другой интерпретации». («Шарх сахих Муслим»).

Однако, аргументация этими двумя хадисами, на дозволенность бритья головы, не имея на то необходимости, имеет недостатки.

Во-первых; в данном случае бритье было вызвано необходимостью, поэтому и стало дозволенным. Необходимость состоит в том, что дети больше других подвержены заболеванию вшами, из-за того, что они часто бывают грязными. («Зад аль Маад» 4/159).

Во-вторых; это дозволено в отношении ребёнка. Для ребёнка есть разрешение в случаях, в которых для взрослого нет такого разрешения. («Хашияту ас Синди аля Ан Насаи»). («Маджму аль Фатава» 21/119). («Шарх аль Умда»1/230).

Таким образом, это разногласие в пятом виде; дозволено ли бритье головы, или нежелательно? А наилучшим является не брить голову. Сказал аль Кари милость Аллаха ему: «Предпочтительнее не брить голову, за исключением одного из двух обрядов хаджа (Хадж, Умра), как это делал пророк, мир ему и благословение, вместе с сподвижниками, да будет доволен ими Аллах». («Ауну ль Ма'буд»11/248).

А Аллаху ведомо лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

 

Подготовил – Абу Ясира ад-Дагистани специально для

«Wasat Media» | https: //www.youtube.com/WasatMediaTV

 

✔ Мы в соц сетях:

 

• Мы Вконтакте: https: //vk.com/wasatmedia

• Мы в инстаграмме: https: //www.instagram.com/wasatmedia

• Мы в телеграмме: http: //www.telegram.me/wasatmedia

 

Содержание:

Определение понятия «жертвоприношение»…………………………………………………………………..1

Пришли ли какие-либо тексты, указывающие на достоинство жертвоприношения?.......2

Положение (хукм) жертвоприношения……………………………………………………………………………..3

Отношение большинства учёных к доводам тех, кто говорит об обязанности жертвоприношения, делится на три позиции…………………………………………………………………..4

Ответ на возражение мнению большинства учёных…………………………………………………………5

Допустимо ли брать взаймы ради жертвоприношения?.......................................................5

Должен ли совершать жертвоприношение тот, у кого есть долги?......................................6

Что должен делать тот, кто хочет совершить жертвоприношение?.....................................6

Допустимо ли приносить в жертву одно животное от нескольких человек?.......................6

Условия жертвоприношения………………………………………………………………………………………….......7

Самое предпочтительное жертвенное животное……………………………………………………………….8

Недостатки, неприемлемые для жертвенного животного………………………………………………….9

Какого положение (хукм) животного, у которого появились недостатки после покупки? Какого положение (хукм) продажи чего-либо из жертвенного животного?.......................10

Этика заклания……………………………………………………………………………………………………………….......11

Как делить мясо жертвенного животного?.............................................................................12

Благая весть!..............................................................................................................................13

Положение (хукм), когда неверный просит совершить за него жертвоприношение, по случаю праздника «жертвоприношения», или любого другого случая……………………………13

Можно ли давать мясо жертвенного животного неверным?...............................................14

Разрешается ли заколоть одно животное с намерением жертвоприношения и акыка?...15

Законоположение бритья волос головы……………………………………………………………………………..17

Содержание: ………………………………………………………………………………………………………………………….21

В данной статье представлен разбор некоторых положений, связанных с жертвоприношением, которые следует знать каждому мусульманину.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь