Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые люди совершая омовение, произносят определенные слова



М О Л И Т В А

На ваши вопросы отвечают улемы-богословы

 

 

Уфа 2006

    

“На ваши вопросы отвечают улемы-богословы” - так называется рубрика, материалы которой мы предлагаем вашему вниманию в этой брошюре. Отвечая на вопросы читателей мы старались со всех сторон осветить волнующие их проблемы, при этом в большинстве случаев, не делали акцента на точку зрения определенного мазхаба, хотя иногда, идя на встречу пожеланиям верующих, мы подробнее останавливались на ханафитском учении, поскольку основная масса верующих на территории бывшего Советского Союза является последователями этой школы. Несомненно, в своих ответах мы руководствовались мнением авторитетных улемов, как прошлого, так и наших современников, и прежде всего использовали сборник фетв исламского университета “Аль-Азхар” за последние 15 лет.

Эта брошюра - первое издание этой серии. В ней собраны материалы, так или иначе касающиеся молитвы. И это - не случайно. Ведь знание молитвы, правильное и прилежное сотворение ее есть, не что иное, как разделительная черта между верой и безверием.



Значение молитвы

 

Молитва в исламе занимает особое, почетное место, с которым не может сравниться ни один из других видов поклонения Всевышнему. Это важнейшее предписание было первым из поклонений, которые Аллах, да возвысится и возвеличится имя Его, вменил в обязанность людям. Она была предписана во время ночного путешествия Мухаммада из Мекки в Иерусалим, в ночь Вознесения. Всевышний указал своему посланнику на ее значимость и ее ценность при поклонении Ему, Всемогущ Он и Всеславен.

Совершение молитвы - одно из самых значительных свидетельств веры. Тот, кто забывает о молитве, прерывает свои связи с Аллахом Всевышним, отказывается от Его покровительства и не благодарит за Его милосердие. “Когда человек перестает молиться, он становится неверным, ” - такое предостережение для верующих содержится в одном из хадисов пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. По свидетельству Абдуллы ибн Омара, да будет доволен им Аллах, Мухаммад, да благословит его Всевышний, однажды так сказал о молитве: “Тот, кто ревностно совершает молитву, увидит в Судный день свет, получит подтверждение своих добрых деяний и будет спасен...”

 Молитва является непосредственной связью мусульманина со Всевышним и избавляет его от какого-либо посредника между ним и Всевышним. Молитва освещает и утешает сердца верующих, воспитывает и ободряет их души, вселяя в них надежду на милость Аллаха и заступничество Его посланника в Судный день. Всем своим сердцем молящийся ощущает величие и могущество Аллаха. Покорность и смирение во время молитвы приобщают верующих к праведности и благочестию, к искренности поклонения Всевышнему. “Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, ” - подчеркивается в Священном Писании в суре “Верующие” 1-2.

Совершая молитву, верующий выражает свою благодарность Аллаху за Его милости. Душа человека во время молитвы возвышается. Верующий становится выше нарушения повелений Аллаха. Душа совершившего молитву в соответствии с предписаниями сунны, очищается, становится свободной от пороков и не мается соблазнами. Истинно верующий никогда не опустится до того, чтобы лгать, совершать зло и предательство, гневаться и проявлять высокомерие. Молясь, человек становится лучше и чище, приобретает качества, достойные праведника: искренность, честность, верность, кротость, скромность, справедливость, нравственную добродетель, рассудительность. Такому человеку чуждо вероломство и низменный поступок. Ибо Всевышний сказал: “Молитва удерживает от мерзостей и греховных поступков; упоминание Аллаха есть самое великое благо, и Аллах знает, что вы творите”. (29/45) Впитывая на протяжении веков опыт многочисленных поколений, человек понял, что молитва - это дверь к Аллаху, которая всегда открыта.

Через молитву проявляются справедливость и равенство, свойственные мусульманской общине. Совершение ее предписывается в равной мере как мусульманину, так и мусульманке; как богатому, так и бедному; как взрослому, так и несовершеннолетнему; как начальнику, так и подчиненному. Когда раздается голос муэдзина, призывающего всех верующих к поклонению Аллаху, они выстаивают молитву представ пред Всевышним в единых рядах и обратившись в одну сторону - киблу. Никакого различия и никакой разницы между верующими в этот момент нет.

В силу некоторых условий существуют определенные особенности в ритуале совершения молитв и их содержания в зависимости от мазхабов - направлений в исламе. Мы остановимся на рассказе о молитве в духе традиций, которых придерживаются большинство людей исповедующих ислам в арабских странах и на территории бывшего Советского Союза.

Молитва представляет собой возможность приближения    ко Всевышнему. Она воплощается в словах и действиях. Как говорится в одном из хадисов пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, “в Судный день раб Аллаха судим будет именно по молитве его. Если его молитва была благочестивой, то и другие деяния его благочестивы, если же она была порочной, то и деяния его были порочными”.

Молитва в исламе является одним из столпов веры. Это находит свое подтверждение в Коране: “Поистине, молитва обязательна для верующих в предписанное время”.(4/103) Из дошедшего до нас хадиса пророка, да благословит его Аллах, в котором растолковывается значение этого айята, мы знаем, что мусульманину предписывается совершать молитвы в строго установленное шариатом время - пять раз в день, а именно: утреннюю молитву - между рассветом и восходом солнца; дневную - в полдень, после прохождения солнцем зенита; предвечернюю - на вечерней заре до захода солнца; вечернюю - сразу после захода солнца и до наступления ночи и ночную - после наступления ночи, до рассвета. “Выстаивай молитву в обоих концах дня и в близких часах ночи, - подчеркивается в Священном Коране. - Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это - напоминание для помнящих.” ( 11/114). Таким образом, из сказанного выше явствует, что предписанное для молитвы время есть непреложно определенные сроки, которые нельзя нарушать. Соблюдение времени молитвы - одно из основных условий самой молитвы.

Правильно совершаемая молитва подобна лекарству, которое излечивает болезни сердца и души. Это - луч света, который разгоняет тьму проступков и грехов. Не об этом ли свидетельствует благородный хадис, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Я слышал, как пророк, да благословит его Всевышний, спросил: “Как вы думаете, если у вашей двери течет река и вы каждый день пять раз моетесь в ней, то останется ли на вас хоть чуточка грязи? “ - Ему ответили: “Нет, ничего не останется“. - Тогда Мухаммад сказал: “Вот и получается, что, если вы совершаете пять молитв в день, Аллах смывает все ваши грехи! ”

Обязательной молитва становится для верующего с наступлением половой зрелости. С этого момента мусульманин обязан ежесуточно совершать пять молитв. Исключение предусматривается только для душевнобольных и людей в обморочном состоянии. Часто, особенно в наше время, некоторые люди полагают, что в связи с мирской суетой и трудностями сегодняшнего дня можно де совершение молитвы отложить на будущее, на те времена, когда появится больше свободного времени и возможности чаще посвящать себя служению Всевышнему. Однако такое отношение к молитве недопустимо и нет ему оправдания. Ибо никакие, в том числе и праведные, дела не могут заменить молитву. В Коране в этой связи подчеркивается:

“Горе же молящимся, которые во время молитвы своей нерадивы”. (107/4, 5)

Известно, что молитвы совершаются исключительно при условии чистоты помыслов человека, чистоты тела, одежды и места совершения молитвы. По этому поводу в суре “Аль-Бакара” говорится: “Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся! ” (2/222) При совершении молитвы молящийся одевает чистую одежду. Женщины должны во время молитвы использовать предусмотренную шариатом накидку. Во время молитвы верующий обращается лицом в сторону Высокочтимой Мекки.

Всю сладость связи верующего во время молитвы с Господом, сладость веры, поклонения Аллаху ощущают лишь добродетельные богобоязненные мусульмане. Молитв всего пять, а вознаграждение за них как за пятьдесят, ибо доброе дело вознаграждается десятикратно. Совершая своевременно и в соответствии с шариатом пять молитв, мусульманин провожает день уходящий и встречает день грядущий прославляя Аллаха, читая Священный Коран, непрестанно освещая свою душу щедростью божественного вечного света.

 

Омовение

 

Начнем с определения понятия “омовение” или “вуду”, как это звучит по-арабски. Омовение означает очищение водой некоторых частей тела, определенных нормами шариата. Одни из них омываются, другие - увлажняются легким протиранием влажной руки. Таких частей тела четыре. Три из них: лицо, под которым при этом подразумевается передняя часть головы от корней волос в верхней части лба до подбородка, а также от мочки левого уха до мочки правого; руки - от кончиков пальцев до предплечий; ноги - от ступней до щиколоток - омываются водой. Увлажненной рукой протирается одна четвертая часть головы.

Обязательность омовения упомянутых частей тела перед молитвой устанавливается следующими словами Аллаха Всевышнего: “О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток”. (5/6)  

Воду, используемую для омовения, факихи подразделяют на три вида:

1 - вода очищающая;

2 - вода чистая, но не очищающая;

3 - вода нечистая.

К первой категории относится вода в первозданном виде, ниспадающая с небес и выходящая из природных источников. При этом предполагается, что никто не изменял ее трех естественных качеств: цвета, вкуса и запаха, и не использовал до этого. Необходимость первозданной чистоты воды для омовения подтверждается Священным Писанием: “Ниспослали Мы вам с небес воду для очищения” и “Ниспослана на вас с небес вода с тем, чтобы вы очистились ею”. Для этой цели можно использовать и морскую воду в соответствии со следующими словами посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: “Это - чистая вода, которую можно использовать для омовения”. Омовение также можно совершать водою из рек, колодцев, родников, а также использовать росу, талую воду ледников, снега и града.

Ко второй категории относится также первозданная вода, которая хотя бы раз до этого уже использовалась для омовения, стирки или приготовления пищи. Ее нельзя использовать для омовения, но капли ее, попавшие на одежду или тело, не считаются оскверняющими ритуальную чистоту.

К третьей категории относится вода, в которую попало такое количество нечистот и грязи, которое изменило ее цвет, вкус или запах. Ее нельзя использовать для омовения и она, при попадании на одежду или тело, нарушает ритуальную чистоту верующего.

В заключение мы хотели бы привести хадис, переданный аль-Бухари, о том, как Усман бен Аффан, да будет доволен им Аллах, демонстрировал ритуал омовения, совершенный посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: “Усман попросил подать ему сосуд с водой, три раза смочил свои ладони и, помыв их, опустил правую руку в сосуд, зачерпнул воды и прополаскал рот и нос, затем три раза омыл свое лицо. Затем он три раза до локтей омыл руки, влажной рукой протер голову. После этого он три раза омыл ноги до щиколоток. Совершив ритуал он привел слова посланника Аллаха, да благословит его Всевышний: кто совершил омовение, как я, и сотворил молитву в два ракаата, не занимая голову мирскими мыслями, тому будут прощены совершенные до этого прегрешения”.

 

Мольба во время омовения

Таяммум

 

Мы, группа верующих, в силу рода наших занятий, а мы пасем отары и часто за десятки и более километров от селений, где не так просто найти колодец, ручей или другой источник воды, и нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой чистой воды, подходящей для очищения перед молитвой, пишут нам чабаны из Западного Казахстана. Мы знаем, что для верующему по законам ислама при определенных обстоятельствах разрешается совершать очищение песком. Хотелось бы подробнее узнать об этом ритуале.

Вы знаете, уважаемые радиослушатели, что молитва просветляет и сердце молящегося, и его лицо Божественным светом, возвышает его дух, соединяет Господа с Его рабом. Совершение молитвы - одно из самых значительных свидетельств веры, важнейший после “ташаххуда” религиозный обряд, проявление благодарности Аллаху за Его неисчислимые милости. Правильно совершаемая молитва подобна лекарству, которое излечивает болезни сердца и души. Это - луч света, который разгоняет тьму проступков и грехов.

Для того, чтобы совершаемая молитва была правильной приступающий к ней должен соблюсти несколько условий, одним из важнейших среди которых является очищение тела. “Чистота - это часть веры, ” - сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. А еще он сказал: “Чистота - ключ к молитве”.

Для очищения тела нужно использовать воду. Это должна быть естественная вода, обладающая первозданной чистотой: дождевая вода, вода рек и морей, источников и колодцев. Нужно следить за качеством воды, т.е.вкусом, цветом и запахом. Если вода уже однажды использовалась, то по шариату считается “грязной” и для омовения перед молитвой не годится. А как же быть в тех случаях, когда к моменту молитвы верующий находится в отдаленном месте, где нет вообще никакой воды или где есть только не чистая вода? Или возьмем другой случай: воды достаточно, но верующий чувствует себя нездоровым и боится, что употребление воды для омовения усугубит его недуг? Или еще случай: верующий, попавший в условия пустыни, имеет воду, но ее количества достаточно только для питья? Могут быть и другие обстоятельства, препятствующие доступу верующего к воде и использованию ее для омовения, например, жестокие холода, дикие животные, обстрел со стороны противника и т.п.? Во всех подобных случаях Аллах, Милостивый и Милосердный, разрешил использовать для очищения вместо воды чистый песок или землю, мелкие камни или щебенку, т.е. совершать “таяммум”. Этим Всевышний облегчает стесненное положение Своих рабов, оберегает их и помогает им готовиться к молитве.

“О вы, которые уверовали! - отмечается в Священном Коране. - Когда вы хотите совершить молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь; если вы больны или в пути, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы касались женщины, и не нашли воды, то очищайтесь чистым песком - обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устро -ить для вас тяготы, но хочет очистить вас и проявить Свою милость к вам, - может быть, вы будете благодарны.”   (5/6)

Таким образом, когда нет подходящей воды или нет возможности ею воспользоваться верующий совершает “таяммум”. Прежде всего, он должен обрести в своем сердце “ният” - истинное намерение совершить очищение песком перед свершением молитвы. И только после обретения такого намерения верующий должен положить свои ладони на песок, ударить по нему обеими руками, затем поднять их и стряхнуть приставший к ним крупицы. После этого необходимо протереть ладонями лицо. Затем еще раз слегка коснуться ладонями песка и протереть руки до локтей. “Таяммум” считается недействительным в тех же случаях, что и омовение водою. Кроме того, появившаяся возможность совершить ритуал омовения водою упраздняет совершенный до этого “тайммум”.

Когда же у верующего нет никакой возможности совершить очищение ни водой, ни песком или он физически не в состооянии совершить этот ритуал из-за болезни или по другой причине, ему следует из уважения к наступившему часу молитвы совершить ее, а затем повторить сразу же, как только предоставится возможность очиститься водою или песком. При этом следует отметить, что в соответствии с ханафитским учением молящиеся без очищения ограничиваются только внешними действиями молитвы, т.е. они не обретают намерения и не произносят айятов из Корана.

 

Совмещение молитв

 

Наш постоянный радиослушатель из Уфы в одном из своих писем пишет, что ему часто приходится бывать на различных мероприятиях, которые порою продолжаются с полудня и до вечера. “Могу ли я, - спрашивает он, - отправляясь на одно из таких мероприятий, совмещать совершение дневной и предвечерней молитв?

В некоторых случаях исламские правоведы ханбалитского учения разрешают верующим по уважительной причине объединять сотворение дневной и предвечерней или вечерней и ночной молитв. Это большое облегчение для мусульман. Поистине, “Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас.” (2/185) Из дошедших до нас сведений известно, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, иногда объединял сотворение двух молитв, причем совершенно не обязателно, чтобы он при этом находился в пути. Как-то по этому поводу сподвижника пророка  Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, спросили: “Почему посланнник Аллаха, да благословит его Всевышний, поступал именно таким образом? ” На что Ибн Аббас ответил: “Он не хотел поставить в затруднительное положение свою умму “, т.е. общину мусульман.

Но, а если уж и возникнет в некоторых случаях стеснение в своевременном выполнении молитвы в определенное для нее время, то можно совместить совершение двух молитв. При этом это такая практика не должна стать привычкой или обыкновением.

Это позволительно лишь в тех редких случаях, когда стеснение и облегчение исполнения предписаний религии неизбежно затрагивают жизненно необходимые функции, возлежащие на конкретном человеке. Например, инспектор ГАИ заступает на пост до начала вечерней молитвы, а заканчивает дежурство только после ночной. В данном случае он может объединить две молитвы и исполнить их либо во время, определенное для вечерней молитвы, либо во время, определенное для ночной. То же самое можно сказать и о верущих других профессий: хирурге, пожарном, милиционере и т.п.

Что же касается различных общественных мероприятий, то нет никакой необходимости, да и никаких уважительных причин для того, чтобы нарушать установленный порядок свершения молитвы. При этом никаким оправданием не может быть ни смущение, ни отсутствие удобств для свершения обряда. В таком случае, т.е. когда вопрос касается своевременного отправления обряда, не может быть и речи ни о каком стеснени или смущении независимо от того является ли верущий мужчиной или женщиной. Более того, исполнящий своевременно обряд поклонения мусульманин станет хорошим примером, достойным подражания, для других верующих, оказавшихся в неизбежных в нашей жизни стесненных обстоятельствах. Небесные законы, предписанные шариатом, вездесущи и незыблимы. Никто из верующих не должен испытывать из-за них никакого смущения и ложного стеснения. Ведь правильно говорится в Священном Писании, что исполнение верущим и почитание предписанных обрядов свидетельствует об его искреннем благочестии.

 

 

Молитва по усопшему

Расскажите, пожалуйста, о молитве по усопшему и, что следует предпринять, опираясь на шариат, если умерший человек был похоронен без сотворения над ним прощальной молитвы. С такой просьбой в редакцию обратилась группа верующих из Московской области.

Все мусульманские правоведы единодушны в том, что сотворение молитвы по усопшему частью верующих снимает эту обязанность с остальных. Если никто из верующих не исполнит эту молитву, то грех ложится на плечи всех мусульман. Когда же, по сложившимся обстоятельствам, хоронит один человек, то для него совершение молитвы по усопшему становится предписанием и невыполнение ее также является греховным поступком.

Для правильного выполнения молитвы по усопшему требуется обрести в душе намерение -”ният”, четырехкратно произнести фразу “Аллаху Акбар” - Аллах Велик, выстоять от начала и до конца молитвы, обратившись лицом в сторону киблы, молить Всевышнего о ниспослании милости и прощения умершему и завершить молитву словами “ас-саляму алейкум”. Безусловно молящийся должен быть ритуально чистым и с прикрытым “авратом”.

Аллах Всевышний повелел Своему пророку, да будет над ним мир, совершать молитву по усопшему в следующем айяте: “И молись над ними, ведь твоя молитва - успокоение для них...”. (9/103) Однажды посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, проходил мимо захоронений и увидев новую могилу, поинтересовался о ней у своих сподвижников. Ему ответили, что это могила такой-то. Тогда пророк, знавший эту женщину, спросил: “Почему вы не сообщили мне об ее смерти? ” “Ты соблюдал пост и отдыхал после полудня. Мы не захотели тревожить тебя, ” - ответили ему. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, упрекнул их: “Больше не делайте так. Пока я жив и нахожусь среди вас, сообщайте мне о каждом умершем. Поистине, моя молитва над ним - милость.” Затем пророк, да будет над ним мир, подошел к ее могиле, выстроил мусульман за собой рядами и исполнил молитву по усопшей.” В другом хадисе по этому поводу пророк, да будет над ним мир, сказал: “Если вы исполняете молитву по усопшему, то будьте искренны в своих мольбах.” Сунна предусматривает совершение этой молитвы коллективно, при этом молящимся, в соответствии со словами пророка, да будет над мир, следует выстроиться в три ряда: “Нет ни одного верующего, неполучившего прощения, над которым была бы совершена молитва другими верующими, выстроившимися во время молитвы в три ряда.”

Как явствует из благородных хадисов, величайшая милость и большая награда ожидает мусульманина за исполнение молитвы по усопшему. Так, по свидетельству Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний отмечал: “Тот, кто последует за похоронной процессией и совершит молитву, получит в награду кырат. Тот, кто примет участие в похоронах до конца, получит в награду два кырата. Самый меньший из них величиной с гору Ухуд.” Со времен пророка, да будет над ним мир, и до наших дней молитва по усопшему совершается сразу после облачения умершего в саван, перед преданием тела земле. Если что-либо препятствует совершению молитвы по усопшему до погребения, то в этом случае, разрешается совершить молитву над могилой. Даже через несколько лет. Поскольку дошедшие до нас предания свидетельствуют, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, исполнил молитву по усопшим над могилами шахидов, павших в битве при горе Ухуд через восемь лет.

 

Таравих

 

Расскажите, пожалуйства, поподробнее о молитве “таравих” и о том как правильно совершается эта молитва. С такой просьбой в канун благословоенного рамадана к нам обратились верующие из различных мест России и бывших союзных республик.

Молитва “таравих” совершается ежедневно в течение месяца рамадан после ночной молитвы перед молитвой “витр”. Пропущенная молитва “таравих” не компенсируется. Рекомендуется после каждых двух ракаатов “таравиха” произносить “ас-саляму алейкум”, поворачивая голову направо и налево. Общепринято делать передышку после каждых четырех ракаатов - “истираха” - от корня этого слова происходит название молитвы “таравих”. Кстати, уважаемые радиослушатели, принято, что в течение месяца рамадан во время свершения ежедневной молитвы “таравих” прочитывается весь Коран.

Исполнение молитвы “таравих” обусловлено сунной пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Эту молитву предпочтительно совершать коллективно. В ней принимают участие как мужчины, так и женщины. Предпочтительность коллективного свершения молитвы “таравих” подтверждается хадисом, рассказанным ат-Тирмизи, Абу Даудом и ан-Насаи, в котором говорится, что в некоторые из ночей месяца рамадан, а именно: в третью, пятую и двадцать седьмую, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, коллективно, вместе со своими сподвижниками совершал в мечети эту молитву в восемь ракаатов. Остальные ракааты верующие завершали в своих домах.

Из сказанного явствует, что хотя пророк и творил в мечети молитву “таравих” всего в восемь ракаатов, тем не менее, число ракаатов не ограничивается числом восемь, поскольку верующие после восьми ракаатов расходились по своим домам и доводили число ракаатов до двадцати. О том, что число ракаатов во время молитвы “таравих” равняется двадцати свидетельствует и тот факт, что халиф Омар, да будет доволен им Аллаха, в свое время повелел верующим исполнять двадцать ракаатов. С мнением Омара на этот счет согласились сподвижники Мухаммада, да благословит его Аллах, и не возражал позднее никто из праведных халифов, да будет доволен ими Аллах. Когда поинтересовались мнением имама Абу Ханифы относительно введения халифа Омара, он сказал: “Молитва “таравих” обусловлена сунной, подкрепленной неоднократными действиями пророка, да будет над ним мир. Омар издал такое повеление не по собственной прихоти и не выдумал это. Под его повелением - серьезное основание и завет посланника Аллаха, да благословит его Всевышний”.

Во времена Омара бен Абдель Азиза число ракаатов в молитве “таравих” было доведено до тридцати шести, сделано это было исключительно с одной целью - уровнять вознаграждение, обещанное верующим за эту молитву, совершаемую основной массой мусульман в различных регионах мира и жителями Мекки, которые во время молитвы совершали один обход “тавваф” вокруг Каабы после каждых четырех ракаатов.

Хотя исполнение молитвы “таравих” и не является обязатель-ным тем не менее участие в ней приближает верующиего ко Все-вышнему, очищает его душу, его помыслы, укрепляет уверенность верующего в правильности избранного им праведного пути.

 

Правила входа в мечеть

 

Что должен делать верующий, в соответствии с сунной пророка, да будет над ним мир, при входе в мечеть? В последнее время в адрес редакции “Ар-Рисаля” приходит много писем с таким или подобным вопросом.

Верующему, вошедшему в мечеть, в соответствии с сунной, следует совершить молитву “тахийят-уль-масджид” в два ракаата. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в этой связи говорил: “Если один из вас вошел в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит молитву в два ракаата.” В этом хадисе имеется в виду любая мечеть, кроме “масджид аль-Харам” - Священной мечети в Мекке. Приветствием Священной мечети, а “тахийя” в переводе с арабского “приветствие”, является “таваф” т.е. семикратный обход вокруг Каабы.

Молитва “тахийятуль-масджид” не совершается, если верующий входит в мечеть во время произнесения имамом пятничной проповеди или в другое порицаемое для совершения молитвы время. К примеру, во время восхода и захода солнца.

В своем труде “Задуль-маад” имам Ибн Кайим аль-Джавзийя пишет: «Из наставлений пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: Поистине, вошедшему в мечеть, с тем чтобы приветствие мечети было раньше приветствия людей, надлежит начать с выполнения двух ракаатов молитвы “тахийят-уль-масджид”, а затем подойти к находящимся в ней людям и поприветствовать их.» Поскольку в ситуации подобной этой, в отличие от исполнения финансовых обязательств, первоочередность принадлежит исполнению долга пред Всевышним. Именно таким образом в отношении пророка, да будет над ним мир, поступали его современники. Когда кто-нибудь из них заходил в мечеть, сначала совершал молитву приветствия мечети, и только потом подходил к пророку, да будет над ним мир, и приветствовал его. Ярким примером этого является хадис со слов Рифаъи бен Рафиъи: “Однажды пророк, да будет над ним мир, сидел в мечети, как вдруг к нему пришел человек, похожий на бедуина. Наскоро прочитав молитву, он подошел поприветствовать пророка, да будет над ним мир. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать сказал: “Вернись и исполни молитву заново. Поистине, ты не исполнил ее...” Как видим, пророк, да будет над ним мир, осудил этого человека за поспешность в молитве, а не за промедление с приветствием. Таким образом при входе в мечеть сунной предусматривается три последовательных приветствия. Первое - переступая порог следует произнести фразу: “бисмильляхи вас-саляту вас-саляму аля расулильлях” - “Во имя Аллаха, да будет благословение и благодать божья над посланником Аллаха.” Второе - совершить два ракаата молитвы “тахийят-уль-масджид”. Третье - если в мечети есть люди подойти к ним и поприветствовать их.

 

Посещение мечети женщиной

 

Могут ли верующие женщины посещать мечеть и принимать участие в коллективной молитве? - спрашивает нас группа верующих из Оренбургской области. Селение наше древнее и большое, пишут они. Сохранившаяся с прошлого века мечеть уже не в состоянии вместить всех прихожан, особенно, по пятницам. Некоторые верующие предложили сделать пристройку к мечети с тем, чтобы увеличить вместимость ее внутреннего помещения. Мы такую пристройку сделали и выделили ее специально для верующих женщин. Но теперь у нас возникла новая проблема: женщины, участвующие в молитве, не видят имама, а только слышат его речь. Действительна ли в этом случае их молитва?

Вначале, уважаемые радиослушатели, мы ответим на последний вопрос вашего письма. По шариату ничто не мешает верующим делать при необходимости подобные пристройки к мечети. Важно при этом, чтобы молящиеся в пристройке, а в вашем случае - верующие женщины, находились бы позади имама и, не опережая его, а также значительно не отставая от него, повторяли бы за ним ритуал молитвы. При этом на действительность свершения молитвы не влияет уровень расположения пристройки по отношению к уровню мечети. Она может находиться несколько     ниже или выше относительно основного здания храма. Важно, чтобы пристройка не выходила вперед за линию михраба, т.е. чтобы верующие не оказались впереди имама во время молитвы.

В вопросе о допустимости участия женщин в коллективной молитве мнения улемов разделились. Одни из них считают, что женщины не должны участвовать в коллективной молитве, даже с целью послушать проповедь. Другие улемы считают, что женщины могут посещать мечеть, но предпочтительнее, чтобы они вершили молитву дома. Они аргументируют эту точку зрения следующим хадисом со слов Ибн Омара, да будет доволен им Аллах: “Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, но свершение молитвы дома для них предпочтительнее”.

Что касается нас, то мы более склонны поддержать вторую точку зрения, и такая наша позиция имеет под собой серьезные основания. В частности, жена пророка Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Женщины совершали молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, а затем расходились, завернувшись в свои покрывала так, чтобы никто из людей не мог их опознать”. А еще пророк, да будет над ним мир сказал: “Не препятствуйте посещению рабы божьей мест поклонения Всевышнему, при условии, что они вышли из своих домов, не приукрашиваясь”.

Таким образом, в целом, женщины могут посещать мечети, но должны при этом соблюдать ряд условий, в частности, обходиться без косметики, надевать на себя приличествующую намерению одежду, не выставлять напоказ свои украшения и драгоценности, вести себя смиренно и благопристойно.

В заключение мы хотели бы отметить, что в наше время, время трудное и неспокойное, практически только в мечети женщина может наиболее полно постичь истину, углубить свои познания в вопросах религии, обрести душевный покой и умиротворение после после нескончаемых мирских забот и суеты.

 

Молитва в церкви

 

Разрешается ли мусульманину совершать молитву в церкви или синагоге? Письмо с таким вопросом пришло к нам в редакцию из Башкирии. Автор письма также спрашивает, могут ли немусульмане молиться в мечетях?

Во всех небесных религиях существуют обряды поклонения, посредством которых раб божий приближается к Господу и усиливает связь с Ним. Искренне совершая эти обряды, верующий тем самым, подтверждает свою веру делами, благодарит за проявленные Всевышним милости и выражает готовность держать ответ в Судный день за содеянное в земной жизни. Наряду с этим на него возложены другие обязанности, выполняя которые он упрочивает свою связь с окружающим его обществом.

К числу обрядов, укрепляющих отношения между рабом и Господом, относится молитва. Именно молитва является связующим звеном между верующим и Господом, независимо от способа ее выполнения. Будь это просто мольба или чтение, поклон или челобитие, коленопреклонение или падание ниц и т.д. Молитва в том или ином виде, в той или иной форме существует во всех небесных религиях.

Если представители других вероисповеданий могут совершать молитву только в местах специально предназначенных для этих целей, то Аллах Всевышний, да возвысится и восславится имя Его, облегчил обряд поклонения мусульман Всевышнему. Он не потребовал, чтобы они совершали молитву только в определенных местах. Тем более мы знаем, что мусульмане вершат молитву не один раз в неделю и не один раз в день, а ежесуточно выстаивают пятикратную молитву. Случается, что промежуток времени между молитвами бывает так мал, и если мусульманин всякий будет ходить для совершения молитвы в специальное место, это создало бы некоторые затруднения и проблемы, что в свою очередь повлекло бы к нерадивости, а иной раз и к уклонению от совершения молитвы. Аллах Всевышний, Всемогущий и Всесильный, уменьшил бремя мусульман и позволил им выстаивать молитву в том месте, где их застанет установленное для нее время. " Однажды Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, как об этом свидетельствуют многие передатчики хадисов, спросил посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: " Какая мечеть, т.е. место поклонения Аллаху, была воздвигнута первой? " Пророк ответил: " Масджид аль-Харам." Абу Зарр продолжил: " А затем какая? " " Масджид аль-Акса" - ответил пророк. " А какой период времени прошел между их строительствами? " - задал еще один вопрос Абу Зарр. " Сорок лет." - сказал пророк, затем продолжил: " Где тебя застанет время молитвы, там и сотвори ее. Там и будет мечеть." В другом варианте, последняя фраза этого же хадиса, записана в следующем варианте: " Вся земля - мечеть (т.е. место для поклонения)." В хадисе, переданном Муслимом и аль-Бухари, пророк, да будет над ним мир, среди пяти вещей, дарованных Всевышним только ему, упоминает также, что для него вся земля стала мечетью и ритуально чистой. По свидетельству Абу Дауда и ан-Насаи пророк, да будет над ним мир, подчеркивал : " Аллах, Всемогущий и Всесильный, проявляет благосклонность к пастуху овец, который призывает к молитве и совершает ее где-то в горах."

Таким образом, из сказанного выше явствует, что мусульмане могут совершать молитву в любом ритуально чистом месте. Поэтому у мусульманина нет проблем с отправлением обрядов поклонения, где бы он ни был, на суше или на море, в пути или дома.

 Перейдем ко второй части вопроса. Могут ли немусульмане совершать свои молитвы в мечети? Ответ на этот вопрос связан со знанием общего положения шариата, определяющего правила входа в мечеть. В Священном Коране по этому поводу говорится: " О вы, которые уверовали! Ведь многобожники - нечистота. Пусть же они не приближаются к Священной мечети после этого года." (9/28) и " О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к мечети, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите, или оскверненными - кроме как проходя через нее - пока не омоетесь." (4/43) В первом айяте, по мнению имама Малика и поддерживающего его в этом вопросе имама аш-Шафии, содержится запрет на вход многобожника в Священную мечеть в Мекке. Другой не менее авторитетный имам Абу Ханифа разрешает немусульманину войти в Священную мечеть на незначительный период времени, поскольку придает слову " нечистота" значение духовной нечистоты, а слову " приближение" - длительное пребывание.

Что касается входа немусульманина в остальные мечети, т.е. кроме " масджид аль-Харам", то здесь также существует несколько точек зрения. Одна группа улемов, в частности, имам Малик и его последователи, запрещают немусульманину входить в мечеть, обосновывая свой взгляд упомянутым выше айятом. Другие ученые разрешают немусульманину входить в мечеть и в качестве аргумента приводят тот случай, когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поселил жителей Таифа в мечети, еще до того как они приняли ислам, и тот факт, что пророк, да будет над ним мир, принял делегацию христиан из Наджрана в своей мечети и предоставил им возможность совершить молитву, обратившись лицом на восток.

В заключение можем сказать, что по мнению некоторых ученых, представители других вероисповеданий могут входить в мечеть и совершать свою молитву, особенно, если они получать разрешение у мусульман и не причинят ущерба мечети. Мусульманин, как уже было сказано, могут совершать молитву в любом ритуально чистом месте, включая культовые здания других конфессий. Некоторые ученые рекомендуют по возможности избегать совершения молитвы в сомнительных местах.

 

Разбор старой мечети

 

Можно ли разобрать строение старой мечети, состояние которой представляет опасность для молящихся? Как следует поступить с остатками стройматериалов от нее? Можно ли на ее месте или на прилегающей к ней территории возводить некультовые постройки? С такими вопросами к нам обратилась группа верующих из мордовской деревни Дашкино.

В Священном Писании говорится: “Оживляет мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, выполнял молитву, давал очищение и не боялся никого, кроме Аллаха, - может быть, такие окажутся идущими верно! ” (9/ 18) “И если бы не защита Аллахом людей одних другими, то разрушены были бы скиты, и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха часто. Поможет Аллах тому, кому Он поможет, - ведь Аллах силен, славен! ” - сказано в Священном Коране. Факихи-правоведы, опираясь в своих заключениях на достоверные хадисы, допускают строительство мечети в любом месте, даже, если на этом месте раньше стояла церковь или какое-нибудь другое здание. Так, в хадисе, переданном Усманом бен Абу аль-Ассом, говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел жителям Таифа воздвигнуть мечеть в том месте, где раньше распологались идолы.

Понимая важность и значение мечети в жизни мусульманской уммы факихи посвятили этой теме множество трактатов с подробным описанием положений по строительству и эксплуатации мечети и ее статуса. Они призывали верующих неукоснительно следовать этим правилам. Мусульмане-праведники предшествующих поколений выделяли из общей казны средства на поддержание мечети в подобающем виде и для обеспечение непрерывного исполнения под ее сводами предписанных обрядов.

Если мечеть действительно изрядно обветшала и нет возможоности ее отремонтировать, к тому же, если состояние ее стен и потолка представляет собой серьезную опасность для молящихся, то ее можно разобрать и продать сохранившийся стройматериал, а вырученные таким образом деньги использовать на возведение новой мечети. Такого мнения придерживается большинство факихов-правоведов ханафитского толка, а также некоторые последователи других школ. На месте разобранной мечети, а также на прилегающей к ней территории можно возводить некультовые постройки, но при условии, что они будут использоваться для удовлетворения нужд прихода. В соответствии с нормами шариата, принадлежащие приходу строения можно сдавать в аренду, но опять же при условии, что они будут использоваться для дозволенной исламом деятельности, а вырученные деньги будут тратиться на оказание помощи нуждающимся, строительство новой или ремонта старой мечети.

 

О главление

Значение молитвы.................................................................................3

Омовение................................................................................................7

Мольба во время омовения..................................................................8

Таяммум................................................................................................. 8

Нерегулярное совершение молитвы..................................................11

Неисполнение предписания молитвы................................................13

Совершение только обязательных молитв.......................................14

Совмещение молитв      ............................................................................16

Молитва по усопшему.........................................................................18

Таравих.................................................................................................19

Правила входа в мечеть.......................................................................21

Посещение мечети женщиной...........................................................23

Употребление спиртного и молитва..................................................24

Молитва в церкви................................................................................26

Разбор старой мечети..........................................................................29

Возведение мечети на пожертвования немусульман.......................30

М О Л И Т В А

На ваши вопросы отвечают улемы-богословы

 

 

Уфа 2006

    

“На ваши вопросы отвечают улемы-богословы” - так называется рубрика, материалы которой мы предлагаем вашему вниманию в этой брошюре. Отвечая на вопросы читателей мы старались со всех сторон осветить волнующие их проблемы, при этом в большинстве случаев, не делали акцента на точку зрения определенного мазхаба, хотя иногда, идя на встречу пожеланиям верующих, мы подробнее останавливались на ханафитском учении, поскольку основная масса верующих на территории бывшего Советского Союза является последователями этой школы. Несомненно, в своих ответах мы руководствовались мнением авторитетных улемов, как прошлого, так и наших современников, и прежде всего использовали сборник фетв исламского университета “Аль-Азхар” за последние 15 лет.

Эта брошюра - первое издание этой серии. В ней собраны материалы, так или иначе касающиеся молитвы. И это - не случайно. Ведь знание молитвы, правильное и прилежное сотворение ее есть, не что иное, как разделительная черта между верой и безверием.



Значение молитвы

 

Молитва в исламе занимает особое, почетное место, с которым не может сравниться ни один из других видов поклонения Всевышнему. Это важнейшее предписание было первым из поклонений, которые Аллах, да возвысится и возвеличится имя Его, вменил в обязанность людям. Она была предписана во время ночного путешествия Мухаммада из Мекки в Иерусалим, в ночь Вознесения. Всевышний указал своему посланнику на ее значимость и ее ценность при поклонении Ему, Всемогущ Он и Всеславен.

Совершение молитвы - одно из самых значительных свидетельств веры. Тот, кто забывает о молитве, прерывает свои связи с Аллахом Всевышним, отказывается от Его покровительства и не благодарит за Его милосердие. “Когда человек перестает молиться, он становится неверным, ” - такое предостережение для верующих содержится в одном из хадисов пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. По свидетельству Абдуллы ибн Омара, да будет доволен им Аллах, Мухаммад, да благословит его Всевышний, однажды так сказал о молитве: “Тот, кто ревностно совершает молитву, увидит в Судный день свет, получит подтверждение своих добрых деяний и будет спасен...”

 Молитва является непосредственной связью мусульманина со Всевышним и избавляет его от какого-либо посредника между ним и Всевышним. Молитва освещает и утешает сердца верующих, воспитывает и ободряет их души, вселяя в них надежду на милость Аллаха и заступничество Его посланника в Судный день. Всем своим сердцем молящийся ощущает величие и могущество Аллаха. Покорность и смирение во время молитвы приобщают верующих к праведности и благочестию, к искренности поклонения Всевышнему. “Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, ” - подчеркивается в Священном Писании в суре “Верующие” 1-2.

Совершая молитву, верующий выражает свою благодарность Аллаху за Его милости. Душа человека во время молитвы возвышается. Верующий становится выше нарушения повелений Аллаха. Душа совершившего молитву в соответствии с предписаниями сунны, очищается, становится свободной от пороков и не мается соблазнами. Истинно верующий никогда не опустится до того, чтобы лгать, совершать зло и предательство, гневаться и проявлять высокомерие. Молясь, человек становится лучше и чище, приобретает качества, достойные праведника: искренность, честность, верность, кротость, скромность, справедливость, нравственную добродетель, рассудительность. Такому человеку чуждо вероломство и низменный поступок. Ибо Всевышний сказал: “Молитва удерживает от мерзостей и греховных поступков; упоминание Аллаха есть самое великое благо, и Аллах знает, что вы творите”. (29/45) Впитывая на протяжении веков опыт многочисленных поколений, человек понял, что молитва - это дверь к Аллаху, которая всегда открыта.

Через молитву проявляются справедливость и равенство, свойственные мусульманской общине. Совершение ее предписывается в равной мере как мусульманину, так и мусульманке; как богатому, так и бедному; как взрослому, так и несовершеннолетнему; как начальнику, так и подчиненному. Когда раздается голос муэдзина, призывающего всех верующих к поклонению Аллаху, они выстаивают молитву представ пред Всевышним в единых рядах и обратившись в одну сторону - киблу. Никакого различия и никакой разницы между верующими в этот момент нет.

В силу некоторых условий существуют определенные особенности в ритуале совершения молитв и их содержания в зависимости от мазхабов - направлений в исламе. Мы остановимся на рассказе о молитве в духе традиций, которых придерживаются большинство людей исповедующих ислам в арабских странах и на территории бывшего Советского Союза.

Молитва представляет собой возможность приближения    ко Всевышнему. Она воплощается в словах и действиях. Как говорится в одном из хадисов пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, “в Судный день раб Аллаха судим будет именно по молитве его. Если его молитва была благочестивой, то и другие деяния его благочестивы, если же она была порочной, то и деяния его были порочными”.

Молитва в исламе является одним из столпов веры. Это находит свое подтверждение в Коране: “Поистине, молитва обязательна для верующих в предписанное время”.(4/103) Из дошедшего до нас хадиса пророка, да благословит его Аллах, в котором растолковывается значение этого айята, мы знаем, что мусульманину предписывается совершать молитвы в строго установленное шариатом время - пять раз в день, а именно: утреннюю молитву - между рассветом и восходом солнца; дневную - в полдень, после прохождения солнцем зенита; предвечернюю - на вечерней заре до захода солнца; вечернюю - сразу после захода солнца и до наступления ночи и ночную - после наступления ночи, до рассвета. “Выстаивай молитву в обоих концах дня и в близких часах ночи, - подчеркивается в Священном Коране. - Поистине, добрые деяния удаляют дурные! Это - напоминание для помнящих.” ( 11/114). Таким образом, из сказанного выше явствует, что предписанное для молитвы время есть непреложно определенные сроки, которые нельзя нарушать. Соблюдение времени молитвы - одно из основных условий самой молитвы.

Правильно совершаемая молитва подобна лекарству, которое излечивает болезни сердца и души. Это - луч света, который разгоняет тьму проступков и грехов. Не об этом ли свидетельствует благородный хадис, переданный Абу Хурейрой, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Я слышал, как пророк, да благословит его Всевышний, спросил: “Как вы думаете, если у вашей двери течет река и вы каждый день пять раз моетесь в ней, то останется ли на вас хоть чуточка грязи? “ - Ему ответили: “Нет, ничего не останется“. - Тогда Мухаммад сказал: “Вот и получается, что, если вы совершаете пять молитв в день, Аллах смывает все ваши грехи! ”

Обязательной молитва становится для верующего с наступлением половой зрелости. С этого момента мусульманин обязан ежесуточно совершать пять молитв. Исключение предусматривается только для душевнобольных и людей в обморочном состоянии. Часто, особенно в наше время, некоторые люди полагают, что в связи с мирской суетой и трудностями сегодняшнего дня можно де совершение молитвы отложить на будущее, на те времена, когда появится больше свободного времени и возможности чаще посвящать себя служению Всевышнему. Однако такое отношение к молитве недопустимо и нет ему оправдания. Ибо никакие, в том числе и праведные, дела не могут заменить молитву. В Коране в этой связи подчеркивается:

“Горе же молящимся, которые во время молитвы своей нерадивы”. (107/4, 5)

Известно, что молитвы совершаются исключительно при условии чистоты помыслов человека, чистоты тела, одежды и места совершения молитвы. По этому поводу в суре “Аль-Бакара” говорится: “Поистине, Аллах любит обращающихся и любит очищающихся! ” (2/222) При совершении молитвы молящийся одевает чистую одежду. Женщины должны во время молитвы использовать предусмотренную шариатом накидку. Во время молитвы верующий обращается лицом в сторону Высокочтимой Мекки.

Всю сладость связи верующего во время молитвы с Господом, сладость веры, поклонения Аллаху ощущают лишь добродетельные богобоязненные мусульмане. Молитв всего пять, а вознаграждение за них как за пятьдесят, ибо доброе дело вознаграждается десятикратно. Совершая своевременно и в соответствии с шариатом пять молитв, мусульманин провожает день уходящий и встречает день грядущий прославляя Аллаха, читая Священный Коран, непрестанно освещая свою душу щедростью божественного вечного света.

 

Омовение

 

Начнем с определения понятия “омовение” или “вуду”, как это звучит по-арабски. Омовение означает очищение водой некоторых частей тела, определенных нормами шариата. Одни из них омываются, другие - увлажняются легким протиранием влажной руки. Таких частей тела четыре. Три из них: лицо, под которым при этом подразумевается передняя часть головы от корней волос в верхней части лба до подбородка, а также от мочки левого уха до мочки правого; руки - от кончиков пальцев до предплечий; ноги - от ступней до щиколоток - омываются водой. Увлажненной рукой протирается одна четвертая часть головы.

Обязательность омовения упомянутых частей тела перед молитвой устанавливается следующими словами Аллаха Всевышнего: “О вы, которые уверовали! Когда встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток”. (5/6)  

Воду, используемую для омовения, факихи подразделяют на три вида:

1 - вода очищающая;

2 - вода чистая, но не очищающая;

3 - вода нечистая.

К первой категории относится вода в первозданном виде, ниспадающая с небес и выходящая из природных источников. При этом предполагается, что никто не изменял ее трех естественных качеств: цвета, вкуса и запаха, и не использовал до этого. Необходимость первозданной чистоты воды для омовения подтверждается Священным Писанием: “Ниспослали Мы вам с небес воду для очищения” и “Ниспослана на вас с небес вода с тем, чтобы вы очистились ею”. Для этой цели можно использовать и морскую воду в соответствии со следующими словами посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: “Это - чистая вода, которую можно использовать для омовения”. Омовение также можно совершать водою из рек, колодцев, родников, а также использовать росу, талую воду ледников, снега и града.

Ко второй категории относится также первозданная вода, которая хотя бы раз до этого уже использовалась для омовения, стирки или приготовления пищи. Ее нельзя использовать для омовения, но капли ее, попавшие на одежду или тело, не считаются оскверняющими ритуальную чистоту.

К третьей категории относится вода, в которую попало такое количество нечистот и грязи, которое изменило ее цвет, вкус или запах. Ее нельзя использовать для омовения и она, при попадании на одежду или тело, нарушает ритуальную чистоту верующего.

В заключение мы хотели бы привести хадис, переданный аль-Бухари, о том, как Усман бен Аффан, да будет доволен им Аллах, демонстрировал ритуал омовения, совершенный посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: “Усман попросил подать ему сосуд с водой, три раза смочил свои ладони и, помыв их, опустил правую руку в сосуд, зачерпнул воды и прополаскал рот и нос, затем три раза омыл свое лицо. Затем он три раза до локтей омыл руки, влажной рукой протер голову. После этого он три раза омыл ноги до щиколоток. Совершив ритуал он привел слова посланника Аллаха, да благословит его Всевышний: кто совершил омовение, как я, и сотворил молитву в два ракаата, не занимая голову мирскими мыслями, тому будут прощены совершенные до этого прегрешения”.

 

Мольба во время омовения

Некоторые люди совершая омовение, произносят определенные слова

Таяммум

 

Мы, группа верующих, в силу рода наших занятий, а мы пасем отары и часто за десятки и более километров от селений, где не так просто найти колодец, ручей или другой источник воды, и нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой чистой воды, подходящей для очищения перед молитвой, пишут нам чабаны из Западного Казахстана. Мы знаем, что для верующему по законам ислама при определенных обстоятельствах разрешается совершать очищение песком. Хотелось бы подробнее узнать об этом ритуале.

Вы знаете, уважаемые радиослушатели, что молитва просветляет и сердце молящегося, и его лицо Божественным светом, возвышает его дух, соединяет Господа с Его рабом. Совершение молитвы - одно из самых значительных свидетельств веры, важнейший после “ташаххуда” религиозный обряд, проявление благодарности Аллаху за Его неисчислимые милости. Правильно совершаемая молитва подобна лекарству, которое излечивает болезни сердца и души. Это - луч света, который разгоняет тьму проступков и грехов.

Для того, чтобы совершаемая молитва была правильной приступающий к ней должен соблюсти несколько условий, одним из важнейших среди которых является очищение тела. “Чистота - это часть веры, ” - сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. А еще он сказал: “Чистота - ключ к молитве”.

Для очищения тела нужно использовать воду. Это должна быть естественная вода, обладающая первозданной чистотой: дождевая вода, вода рек и морей, источников и колодцев. Нужно следить за качеством воды, т.е.вкусом, цветом и запахом. Если вода уже однажды использовалась, то по шариату считается “грязной” и для омовения перед молитвой не годится. А как же быть в тех случаях, когда к моменту молитвы верующий находится в отдаленном месте, где нет вообще никакой воды или где есть только не чистая вода? Или возьмем другой случай: воды достаточно, но верующий чувствует себя нездоровым и боится, что употребление воды для омовения усугубит его недуг? Или еще случай: верующий, попавший в условия пустыни, имеет воду, но ее количества достаточно только для питья? Могут быть и другие обстоятельства, препятствующие доступу верующего к воде и использованию ее для омовения, например, жестокие холода, дикие животные, обстрел со стороны противника и т.п.? Во всех подобных случаях Аллах, Милостивый и Милосердный, разрешил использовать для очищения вместо воды чистый песок или землю, мелкие камни или щебенку, т.е. совершать “таяммум”. Этим Всевышний облегчает стесненное положение Своих рабов, оберегает их и помогает им готовиться к молитве.

“О вы, которые уверовали! - отмечается в Священном Коране. - Когда вы хотите совершить молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и мойте ноги до щиколоток. А если вы не чисты, то очищайтесь; если вы больны или в пути, или кто-нибудь из вас пришел из отхожего места, или вы касались женщины, и не нашли воды, то очищайтесь чистым песком - обтирайте им свои лица и руки. Аллах не хочет устро -ить для вас тяготы, но хочет очистить вас и проявить Свою милость к вам, - может быть, вы будете благодарны.”   (5/6)

Таким образом, когда нет подходящей воды или нет возможности ею воспользоваться верующий совершает “таяммум”. Прежде всего, он должен обрести в своем сердце “ният” - истинное намерение совершить очищение песком перед свершением молитвы. И только после обретения такого намерения верующий должен положить свои ладони на песок, ударить по нему обеими руками, затем поднять их и стряхнуть приставший к ним крупицы. После этого необходимо протереть ладонями лицо. Затем еще раз слегка коснуться ладонями песка и протереть руки до локтей. “Таяммум” считается недействительным в тех же случаях, что и омовение водою. Кроме того, появившаяся возможность совершить ритуал омовения водою упраздняет совершенный до этого “тайммум”.

Когда же у верующего нет никакой возможности совершить очищение ни водой, ни песком или он физически не в состооянии совершить этот ритуал из-за болезни или по другой причине, ему следует из уважения к наступившему часу молитвы совершить ее, а затем повторить сразу же, как только предоставится возможность очиститься водою или песком. При этом следует отметить, что в соответствии с ханафитским учением молящиеся без очищения ограничиваются только внешними действиями молитвы, т.е. они не обретают намерения и не произносят айятов из Корана.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.165 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь