Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фрагмент карты звёздного неба (северное полушарие небесной сферы).
На карту нанесена сетка экваториальной системы небесных координат, показаны эклиптика и границы созвездий (даны пунктирными линиями). Точки солнцестояний и равноденствий помечены символами соответствующих знаков зодиака: V (Овен) — весеннее равноденствие; 62 (Рак) — летнее солнцестояние; £ (Весы) — осеннее равноденствие; ^ (Козерог) — зимнее солнцестояние
Если же говорить о направленности «вертикальной» оси солнцестояний, то практически во всех древних традициях зимнее солнцестояние — это верхняя точка оси, а летнее — нижняя.[159] Здесь, конечно, есть некоторая странность, ведь в северном полушарии день летнего солнцестояния — это самый длинный день в году, Солнце в этот день поднимается выше всего к зениту, а в день зимнего солнцестояния всё обстоит как раз наоборот. Но, как считал Генон, символически гораздо важнее, что после летнего солнцестояния день начинает убывать, а после зимнего — прибавляться. Математики сказали бы, что изменение знака производной здесь существеннее, чем достижение экстремума. Впрочем, приверженцы философской религии Абсолюта, к которым, по сути, принадлежал и Генон, именно чёрный цвет и тьму считали символом непостижимого и непроявленного Первопринципа, а белый цвет жаркого летнего полдня — символом проявленного смертного профанического мира, максимально удалившегося от своего Истока. Так что с этой точки зрения сакральность тёмной зимы и профанность светлого лета вполне логичны. В древнем Риме точка летнего солнцестояния называлась Janua Inferni, т. е. Нижние, или Адские, врата, в противоположность Верхним, или Небесным, вратам (Janua Coeli) зимнего солнцестояния.[160] В древней Индии это, соответственно, Врата богов и Врата людей, поскольку через нижние врата выходят из нашего мира души людей, ещё не достигших совершенства и вынужденных поэтому затем вновь возвращаться в мир, а через верхние врата выходят лишь те, кто больше не нуждается в воплощении, кто уже преодолел свое человеческое естество. Что касается входа в наш мир, то Генон заметил по его поводу следующее: ««Врата богов» могут быть входом лишь в случае добровольного схождения в проявленный мир существа уже «освобожденного», либо существа, являющегося прямым олицетворением «надкосмического» принципа. […]…отсюда легко понять, почему считается, что рождение Аватара происходит во время зимнего солнцестояния, в период, совпадающий в христианской традиции с праздником Рождества».[161] Понятно, что через Нижние врата могут входить как посланные вновь на Землю для очередного воплощения людские души, так и иные нематериальные сущности, чьё естество по своей природе оказывается прямо противоположным прибывающим из горних высей аватарам, т. е. земным воплощениям божеств. В индуизме подобные сущности называют асурами и ракшасами, а в христианстве — демонами. Во всех традиционных обществах небеса в обязательном порядке проецировались на землю, и вся людская жизнь устраивалась по небесному плану, в том числе места человеческого обитания: селения, города, дома и храмы. Например, в Индии населённые пункты чётко делились на 4 части по сторонам света, и заселялась каждая из этих частей исключительно представителями одной из четырёх индуистских варн,[162] причём расселение осуществлялось по принципу близости каждой варны божественному миру и соответствия сторон света небесному устроению. Так, наиболее близкие к богам брахманы расселялись в северной части города, ибо север соответствует зимнему солнцестоянию, Вратам богов. Аристократы кшатрии (земная власть) селились на востоке — земной проекции весеннего равноденствия. Погружённые в материальные заботы вайшьи занимали юг — область, соответствующую летнему солнцестоянию, Вратам людей. А отверженным шудрам доставался запад (осеннее равноденствие) — область ночи и мрака. Генон, ссылаясь на работы ряда историков и антропологов, отмечал, что планировка населённых пунктов по сторонам света была характерна и для этрусков, и для древних римлян, и для иудеев, и для многих других народов. О том же говорит и Галина Ершова в своей книге о доколумбовых культурах Нового Света. Вот как она описывает типичное протогородское поселение ольмеков, создавших на рубеже III и II тысячелетий до н. э. первую, «материнскую», цивилизацию Мезоамерики.[163] «Городская планировка представляла собой серию построек на платформах вдоль осевой дороги, ориентированной с юга на север. Платформа как универсальный элемент мезоамериканской архитектуры имела двойное значение: во-первых, это был способ спасения от воды и сырости, и, во-вторых, она символически отделяла мир живых от мира мёртвых. Одним из наиболее изученных и долговечных ольмекских городов является Ла-Вента. […] Планировка этого города великолепно иллюстрировала «реинкарнационную» концепцию: главный вход в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на север, воплощающий место древней прародины. Одновременно, чем дальще на север, тем сакральнее становились постройки архитектурного ансамбля города. […]…по своим функциям южная и северная части представляли асимметричное единство жизни и смерти, профанного и сакрального». Наиболее сильно священная ось «юг — север» проявлена в одном из самых таинственных центров мезоамериканских цивилизаций — «городе богов» Теотиуакане, где главная магистраль, называемая Дорогой Мёртвых, тянулась от дворцов и рынков южной профанной части города к величественным пирамидам Солнца и Луны на севере. Вообще в традиционных поселениях сакральный север в обязательном порядке являлся местом расположения главной городской святыни — основного храма или пирамиды, или иного культового сооружения. А вот в Южной Америке север и юг менялись местами: в древних городах андских цивилизаций, таких как Тиауанако или инкский Мачу-Пикчу, юг оказывался сакральным, а север — профанным. Но это понятно, ведь цивилизации в Андах располагались южнее экватора, в отличие от всех древних цивилизаций Старого Света и Мезоамерики, а поэтому годовое движение Солнца к зениту там виделось прямо противоположным движению Солнца в северном полушарии. Проще говоря, когда у нас зима, у наших «антиподов» по ту сторону экватора лето, и наоборот. Но вот город Нью-Йорк, точнее, центральный его район Манхэттен, о сакральном значении которого для современной Северо-Американской да и всей Западной цивилизации в целом мы говорили в начале нашей книги, по своей планировке весьма напоминает священные города древних южноамериканских культур, а он ведь разместился в северном полушарии. В самом деле, географически Манхэттен ориентирован с севера на юг (с некоторым отклонением к западу), есть у него своя «Дорога Мёртвых» — это Бродвей, ведущий от нью-йоркской «преисподней» — негритянского Гарлема, расположенного в северной части Манхэттена, до «святая святых» Америки — Уолл-стрит с её Нью-Йоркской фондовой биржей и прочих храмов великой штатовской цивилизации, самым грандиозным из которых, несомненно, был ВТЦ. И всё это расположилось строго на южной оконечности Манхэттена, то есть абсолютно контртрадиционно, как сказал бы Генон. Впрочем, о контртрадиционности современной Америки достаточно подробно написал главный российский популяризатор Генона Александр Дугин, так что интересующиеся данным вопросом могут обратиться к его книге «Мистерии Евразии» (особенно к главе ««Зелёная страна» Америка»). Тем не менее, хоть и неправильно, инверсно, т. е. «наобороточно», но вполне грандиозно и величественно, манхэттенские башни-близнецы архитектурно воплощали дух современного мира и даже итоговый пункт развития Запада, к которому он (Запад) шёл свыше 2 000 лет. И вот в первый (или всё же во второй?[164]) год нового столетия и тысячелетия по совершенно невероятному с точки зрения «обычной» науки стечению обстоятельств абстракто-«картографическое» событие, отмеченное, скорее всего, лишь несколькими специалистами-астрономами из всего многомиллиардного человечества, — пересечение чисто условной границей созвездий Близнецов и Тельца точки летнего солнцестояния на эклиптике — совпало по времени[165] с грандиозным террористическим актом в США, который смогли наблюдать в прямой трансляции чуть ли не все земляне. Небесный и земной символизм наложились, чтобы передать профанам и посвящённым всех стран и народов загадочную весть, пронесённую через Нижние врата. Окончание эпохи звёздной стражи Нижних врат солнцестояния небесными Близнецами ознаменовалось разрушением самых больших на. Земле рукотворных близнецов — башен Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке. Похоже, вместо обещанных теософами и нью-эйджерами свободы, равенства, братства и тотальной любви, — а это всё якобы непременные атрибуты долгожданной эры Водолея, — нас в ближайшем будущем ожидает нечто совсем другое. Ну а как же Водолей? Ведь уже лет 30 последних, если не больше, твердят о нём популярные оккультисты и на Западе, и на Востоке. Даже колоду Таро специальную выпустили, которая так и называется — Таро Акварианское, т. е. Водолейское. Если верить такому автору, как Колеман, уже и штатовскому истеблишменту специалисты, подобные Энн Читэм, регулярно вправляют мозги насчёт наступающей новой исторической и астрологической эры. А эра Тельца, как нам растолковывают оккультистские гуру, уже закончилась, причём не так давно — всего-то около 4 000 лет назад. Однако с Тельцом и Водолеем не всё так просто, поэтому нам придется на этой теме остановиться. Первый вопрос: откуда, собстзенно, взялся оккультистский догмат о грядущей эре Водолея? Выше, когда мы рассматривали Движение New Age, выяснилось, что основу религии Новой эры составили положения, впервые массово озвученные Еленой Блаватской и её последователями-теософами. Среди этих положений имелось и утверждение о периодической смене неких метаисторических эпох, связанных с господством на земле нескольких рас разумных существ, и в том числе людей. Саму идею циклической смены космо-исторических эпох теософы позаимствовали в индуизме, существенно, впрочем, её модифицировав. Главным их новшеством стало соединение столь полюбившейся европейцам идеи прогресса с мифом о вечном возвращении, одной из разновидностей которого является индуистская доктрина мировых циклов («Дыхание Брахмы»). У Блаватской семь коренных рас, сменяя друг друга, становятся с каждым циклом всё разумнее и разумнее, пока не сольются окончательно с Абсолютом. Начинается всё, правда, не с обезьяны, как у Дарвина, а с неких первичных монад, но сути дела это не меняет. В религии же индусов никакого прогресса и эволюции нет, там кальпы, манвантары и юги просто сменяют друг друга, как зима, весна, лето и осень. Особой активности в связи со сменой космических эпох индуизм ни от кого не требует, желающие мог; и просто медитировать на этот счет и растворяться в Абсолюте досрочно, если очень захотят. Конечно, для бойких и суетливых европейцев и американцев подобная пассивная жизненная установка была малопривлекательна, поэтому теософская адаптация индуизма оказалась совершенно необходима для успешного продвижения Тайной Доктрины на Западе. Не без известных трудностей Доктрину продвинуть удалось. Хотя Е.П.Б. и окончила свою жизнь, подобно Герцену, вдали от родины, в Лондоне, но оккультно-революционную агитацию она тоже развернула, не в «Колоколе», правда, но в «Люцифере» — так назывался издаваемый Блаватской в британской столице теософский журнал. «Люцифер» (Денница — Утренняя звезда) пробудил «Золотую Зарю» (Golden Dawn), а «Заря» взрастила в своём чреве «Великого Зверя» («То Мега Терион» по-гречески), как величал себя Алистер Кроули. Автор «Книги закона» с энтузиазмом воспринял идею смены эпох, творчески её переработал в духе господствовавшей в Golden Dawn «древнеегипетской» традиции, а затем всю жизнь занимался пропагандой своего учения. Возможностей для пропаганды у Кроули, сына богатого пивного фабриканта, было немало. И дело не только в деньгах, которые у «Великого Зверя» никогда не переводились, но и в обширных связях в самых разных слоях английского, и не только английского, общества. К примеру, в 30-е годы XX века Кроули удавалось поддерживать отношения как с членами британского правительства, вплоть до Черчилля, когда последний уже занял премьерский пост, так и с некоторыми видными германскими нацистами и итальянскими фашистами. Есть данные о его контактах с Троцким, но и Сталина Кроули не обошёл своим вниманием, передавая ему свои послания через аккредитованного в Москве журналиста Уолтера Дюранти, к которому Сталин неплохо относился. Александр Дугин в своей работе «Человек с соколиным клювом (эссе об Алистере Кроули)» так описал последний период жизни этого адепта эры Гора. «Кроули находится в центре мирового заговора, ткёт паутину нового эона. Женщины, наркотики, магические операции, политические интриги — всё это сопровождает учителя «Териона» до конца жизни. Многие из тех, кто сблизился с ним вплотную, потеряли рассудок. Большинство его бывших жён и некоторые любовницы после расставания попадают прямиком в психиатрические клиники. Чёрное учение и страшные практики пугают не только профанов, но и самих оккультистов. Будучи некоторое время носителем высших масонских чинов, Кроули постепенно изгоняется отовсюду; «братья» пугаются его учений и стесняются его морального облика». Кроули, как мы видим, работал в основном с власть имущими, с элитой общества. А в массах продолжали трудиться теософы, особенно американские. Последовательницы Блаватской — Анни Безант и Алиса Бейли — очень много сделали для популяризации доктрины смены эпох, пока она не стала оккультистским общим местом и не зажила с конца 60-х годов XX столетия вполне самостоятельной жизнью, оказавшись центральным пунктом Движения New Age. Причём как американские теософы, так и Кроули существенно приблизили к нашему времени момент смены эпох-эонов, в отличие от Блаватской, относившей время прихода на землю следующей, шестой расы примерно на 25 000 лет вперед. Алиса Бейли первая открыто заговорила о моменте завершения XX века как о времени прихода новой эры. Кроули считал, что новая эра началась в 1904 г., когда он получил откровение в каирском музее у древнеегипетской стелы, значащейся как экспонат № 666. Источником откровения для Кроули стал некий демон, представившийся Айвазом. По Кроули и Айвазу, между зонами есть некоторые временные зазоры, переходные периоды, которые они назвали «бурями равноденствий». В такие периоды на земле властвует хаос, разрушающий старый порядок уходящего эона и расчищающий место для эона грядущего. Длительность переходного периода может быть довольно большой, поэтому истинный маг и адепт должен в такое время помогать хаосу проводить санацию физической реальности, чем Кроули и занимался всю свою жизнь. Параллели с алхимической Работой в чёрном здесь очевидны, хотя при этом получается, что адепты царского искусства (Magnum Opus) превращаются на стыке эпох в индусских шудр — неприкасаемых, занятых уборкой падали. Недаром центр мировой магической активности последние 100 с лишним лет смещался всё западнее и западнее — в сторону света, отведённую шудрам. Но кто же связал эпохи истории человечества с сугубо астрономическим явлением прецессии земной оси? Конкретную временную привязку метаисторических циклов к прецессионному сдвигу точек равноденствий и солнцестояний тоже сделали на рубеже XX века теософы, но кто именно — мне выяснить так и не удалось, в доступных источниках прямых указаний на это нет. Как бы то ни было, наличие ещё одного космического «таймера» — процесса конусовидного движения оси вращения Земли — оказалось очень кстати для западных оккультистов, склонных искать подтверждения теории космо-исторических циклов в физической реальности. Самое любопытное здесь — тесное переплетение представлений и понятий из весьма далеких друг от друга областей человеческого знания (или заблуждения): гуманитарной науки истории, точных наук механики и астрономии и совсем уж иррационально-потустороннего эзотеризма. О прецессии мы уже говорили ранее, когда рассматривали «религию эры Водолея» (New Age), но поскольку и в дальнейшем изложении это явление будет не раз упоминаться, имеет смысл рассказать о нём подробнее, тем более, далеко не всем читателям данной книги посчастливилось изучать теоретическую механику и астрономию. В механике прецессией называют смещение оси вращения любого крутящегося тела, вызванное воздействием на тело внешнего момента сил. В отсутствие внешних сил или при нулевом относительно оси вращения тела моменте таких сил действует закон сохранения момента количества движения, который в случае собственного вращения нашей планеты выражается в том, что скорость этого вращения остаётся постоянной — один оборот в сутки, а земная ось сохраняет свою ориентацию в пространстве. Но как только возникает момент сил, действующих на крутящееся тело, ось вращения тела сама начинает вращаться.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы