Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История формирования государства



Появление государства было интегративной фазой истории, сменившей разрозненность неолитического конгломерата протохрамовых центров. Только государства были способны объединять постнеолитические и отчасти архаические сообщества. Хотя централизация поначалу могла проявляться неявно, частично, захватывать лишь часть определенного социума, но тогда она уже представляла собой тенденцию.

Не стоит видеть лишь одну главную причину появления государства, не стоит также судить о его возникновении по его последующей истории. Например, существует концепция, связанная с военной необходимостью (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Ф. Оппенхеймер и др) или развитием ирригации (Виттфогель)[376]

Военная необходимость сыграла огромную роль, но сводить все к ней – упрощение. СТК признает комплексную причинность, связанную со множеством факторов. Исток формирования государства – системный мир культуры (Тема VII. 2Cc1)), интересы людей в данном случае маловажны. Государство создавалось не людьми для людей, а культурой как системой для собственных целей, в первую очередь, для регулирования роста культурного ресурса (Тема VII. 1Cd; Тема XI. 7 С). Хотя для создания государства культура использовала волю и устремления человека (Тема VII. 2D).

«Появление государства, сколь бы полезным оно ни оказалось, принесло с собой экономические и политические издержки для большинства людей»[377]

Оно изымало избыточный ресурс, ограничивая сельский мир в информационном плане и в плане количества людей. После неолитической революции традиция, сам общинный мир были не способны решать задачу ограничения ресурса (его рост – вреден для существования общинного мира, он размывает его ценности, ослабляет переживание чувства единства, целостности) ( Тема III. 10; Тема VIII. 5; Тема IX. 4). В то же время государство не просто избавлялось от ресурса, оно стало использовать его для своих нужд, формируя новую культурную конфигурацию (Тема VII. 7).

Возникновение государства аналогично пробуждению сознательного я в психике ребенка. На смену синкретической слитности опыта приходит представление о своих границах и о другом, формирование абстрактных (несвязанных с конкретными ситуациями) норм. Это было одной из первых задач ранних государств ( Тема II. 9; Тема VI. 8 ).

Разделение государства и общества также аналогично пробуждению внутреннего диалога у субъекта ( Тема VI. 14; Тема XV. 5 F). Оппозиция государства и общества стала своего рода несущей конструкцией культурного пространства. Она породила серию культурных дихотомий, смыслообразующая способность которых остается актуальной по сей день ( Тема VI. 5 ).

Поначалу государство не отрицало мифо-ритуальный комплекс, а вырастало из него ( Тема XI. 3 ). Оно подавало себя как воплотившуюся на земле запредельную, божественную силу (Тема VIII. 1, 2). Современное наделение власти чертами всезнания и всемогущества – лишь слабый отзвук того отношения, которое оно вызывало в эпоху ранних цивилизаций. Статус главы государства (отца разросшегося рода) был запредельно сакрален (Тема IX. 1, 2). Патриарх представляд и высшую государственную власть, и трансцендентную, божественную.

Ранние государства, такие как Ассирийская империя, вовсе не держались на «голом насилии», но идеологическое обоснование авторитета государства тогда было еще слабо разработано, поэтому к нему прибегали.

В то же время, государство, созданное по родовой модели - это еще не государство в полном смысле слова. Это еще только инструмент родовой культуры, связанный с социальным ростом ( Тема XI. 6 ). Это локальные, но не системные культурные изменения (Тема VII. 7). Государство здесь еще только репрезентант мифоритуального комплекса, а общество не достигло саморефлексии ( Тема XVI. 1 ).

Оно подменяет и узурпирует функции традиции. Чисто государственные и родовые формы организации переплетаются.

Переход от родовой модели к государственной - источник многовековых проблем и конфликтов, противоречий и пограничных состояний. В это время формируются изменения в базовом для культуры способе смыслообразования. Государство было связано с развитием воли и способности к выбору, оно появилось, чтобы поддерживать традиционный порядок вещей, но вскоре начало решать собственные задачи, сильно меняя тот самый порядок.

 

 

Тема XV


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь