Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Альманах «Урал – земля золотая»



 

Издание книг, написанных самими советскими школьниками, начинает свою историю с 1933 г., когда пионерский отряд одной из Иркутских школ впервые в истории литературы выпустил коллективную книгу о своем родном крае. Она была названа «База курносых» и получила одобрение М. Горького, который написал о большом будущем самостоятельного коллективного пионерского творчества.

Иркутские ребята подали пример своим заполярным товарищам и через три года школьники молодого города Игарка вызвались написать книжку о своем родном крае. Эта работа удостоилась личного письменного ответа М. Горького, доставленного из Крыма. В 1939 г. эта книга экспонировалась на международной выставке в Нью-Йорке, что послужило окончательным доказательством того, что советские ребята могут не только читать, но и сами создавать интересные и полезные книги.

Книга Уральских ребят, о которой пойдет речь в этой главе, должна была занять свое достойное место в этом ряду. В январе 1940 г. А. М. Климову, писателю и журналисту, составителю книги «Мы из Игарки», пришло короткое письмо с множеством детских подписей. В нем свердловские пионеры буквально в нескольких предложениях восхищались сборниками «База курносых» и «Мы из Игарки» и скромно просили совета, стоит ли им приниматься за коллективный труд подобного рода. С описания этого письма и начинается подробная вступительная статья составителя книги А. М. Климова[134]. Говоря об истории самостоятельного детского творчества, он приписывает заслугу его появления и становления М. Горькому, тому, кто приветливо встретил «Базу курносых» после ее появления. И первая, и вторая книжки советских пионеров получили доброжелательный отзыв Горького, но ребята Урала уже не имели такой возможности и обратились за помощью в СвердлГИз.

А. М. Климов был прав в том, что свердловским школьникам предстояла более сложная задача, чем их предшественникам, так как первая книга составлялась тесным коллективом из 20 пионеров, а вторая описывала один новый и не такой большой по тем временам город. На территории трех областей Урала была сотня городов, не говоря о множестве сел, колхозов, совхозов, деревень, в которых проживало около миллиона школьников. Для того, чтобы охватить историю и описание всего края, было решено отправить обращение ко всем пионерам Урала. Так и сделали свердловские школьники, выступавшие инициаторами создания книги. План проекта составлялся по мере того, как на идею создания сборника откликались ребята из других областей, а также издатели и писатели, среди которых был и один заграничный автор. Известный датский писатель М. Андерсен-Нексе стал своеобразным соавтором Уральских ребят.

Во вступительной статье А. М. Климов буквально по пунктам описывает предварительную работу школьников. За месяц был составлен план, летом 1940 г. в Свердловск потянулись пионеры для обсуждения основных тем будущей книги. Обширный Уральский край было решено представить с разных ракурсов, уделить значительное внимание описанию ценных природных месторождений и описать несколько местных известных личностей. Ребята из различных кружков отправляли свои работы в издательство, чтобы сделать большую часть книги собственными силами,чтобы каждый мог принять в ее создании хотя бы частичное участие. В объемных посылках, приходивших в редакцию, были картины, рисунки, фотографии, скульптуры, барельефы из гипса и пластилина, кинопленки, коллекции минералов и т.д. Членами музыкального кружка из множества предложенных работ был подобран текст для «Песни Уральских ребят», положенный на ноты и опубликованный в конце книги. Также тщательно отбирались название и эскизы для обложки и титульного листа будущего сборника.

В июне 1941 г. Свердловским обкомом комсомола для наиболее активных авторов был организован специальный пионерский лагерь-санаторий. Ребята отметили создание книги восхождением на безыменную гору Уральского хребта и возведением каменного кургана, названного в честь их совместного труда Книгурр (Книга Уральских ребят). Это было осуществлено по официальному согласию Уральского картографического управления.

Так вкратце можно описать историю создания одного из Уральских сборников, который значительно выделяется на общем фоне. Его особенностью является авторство пионеров и школьников. Альманах в итоге был подписан в печать 18 февраля 1944 г. и издан единичным тиражом в 30 000 экз. Он был выпущен только спустя два с половиной года после возведения Книгурра, причиной чему послужила война, которая замедлила работу над редакцией и составлением альманаха.

Эта книга создавалась для того, чтобы школьники Союза узнали больше про Урал, про историю его советского преобразования и про его удивительные месторождения. Цель создания книги, со слов самих авторов, обозначалась следующим образом: «У нас есть, о чем рассказать ребятам нашей Родины! Край наш богат и интересен. Напишем же о нашем Урале, превращенном большевиками из седого старого Урала в сильный, дружный сталинский Урал»[135]. Следовательно, этот сборник был рассчитан на читателей, являющихся ровесниками авторов, а также на ребят помладше – дошкольников. Если устанавливать более точный возраст в соотношении со списком авторов альманаха, то это должны были быть школьники с 4 по 9 классы (от 9 до 16 лет).

Из официальных составителей и редакторов данной книги наиболее известны А. М. Климов, К. В. Рождественская, М. Андерсен-Нексе и В. И. Таубер.

Анатолий Матвеевич Климов (1910–1945), писатель и журналист из Троицка, составитель книги «Мы из Игарки». В 1931 г. был отправлен призывом комсомола осваивать Север, где провел следующие8 лет. Это время он работал корреспондентом «Правды» по Ямальскому округу и выпустил в Омске, в соавторстве со своими друзьями, книгу «Сердце тундры». Работа над сборником «Мы из Игарки» была для него одной из самых сложных и трудоемких. Однако после нее он вместо заслуженного отдыха был репрессирован, но затем освобожден. Арест и нелегкие переезды значительно подорвали его здоровье, сделав инвалидом. Несмотря на это, в 1941 г. ему была предложена работа над сборником «Урал – земля золотая». Им было собрано 7000 рассказов, очерков и стихотворений детей Молотовской (ныне Пермского края), Свердловской и Челябинской областей, а также сотни их рисунков и картин. Позже, по инвалидности не попав на фронт, он много работал над созданием своей последней книги, вышедшей в 1953 г. в Челябинске уже после его смерти. Это сборник рассказов детей, переживших оккупацию, получивший название «Твои сверстники»[136].

К. В. Рождественская – к тому времениодин из самых опытных редакторов СвердлГИза. Вместе с ней, одновременно и над «Боевыми ребятами», и над «Уралом – землей золотой» работала художественный редактор Е. М. Гуркова.

Мартин Андерсен-Нексе (1869–1954) был известным датским писателем-коммунистом, одним из основателей Коммунистической партии Дании. В 1917–1921 гг. выпустил роман «Дитте, дитя человеческое», посвященный самопожертвованию женщины из рабочего класса. В 1937 г. был участником антифашистского Испанского конгресса писателей[137]. Общался с создателями книги Уральских ребят в форме дружеской переписки. Одно из его писем и рассказ, переведенный свердловскими восьмиклассницами, были помещены в сборнике сразу после вступительной статьи А. М. Климова.

Виктор Исаевич Таубер (1901–1990) – график, художник книги, член Союза художников СССР. Учился во ВХУТЕИНе (1922–1923). Рисовал для «Мурзилки», иллюстрировал множество детских книг. Над книгой Уральских ребят работал в качестве художника-консультанта[138].

О прочих членах редколлегии имеется слишком мало биографических сведений, для того чтобы судить об их опыте и личностно-организаторских качествах.

Жанр сборника обозначен на титульном листе следующим образом: «Книга пионеров и школьников Свердловской, Молотовской и Челябинской областей». Как мы видим, подобное определение не накладывает каких-либо жестких стилистических обязательств, которым должно было бы соответствовать содержание книги. Она названа тем, чем она является по своей сути, без литературного жанрового определения. Однако этот сборник можно назвать альманахом, так как он объединяет произведения нескольких авторов по тематическому и региональному признакам.

Жанры текстов тоже не заданы четко ни перед их заглавиями, ни в содержании книги. Их можно определить только условно, однако в точности можно сказать, что эта книга не содержала отрывков из больших прозаических произведений – нииз романов, ни из повестей. В книге собраны 20 стихотворений (включая текст «Песни Уральских ребят»), 26 рассказов, 15 очерков (некоторые из них написаны по типу естественно-научных заметок), 6 сказов (в двух из которых героями являются реальные исторические личности) и одна повесть из трех глав. Популярность малых прозаических жанров в книгеможно объяснить тем, что так удобнее охватить больше тем, описать Урал с нескольких сторон. Рассказ удобен своей краткостью, очерк – орниентацией на документальность. Эти две жанровые формы были как нельзя лучше применимы для практики творчества юных авторов Урала.

Композиционно книга состоит из семи глав, каждая из которых посвящена отдельной теме, так или иначе касающейся настоящего или прошлого родины ребят. В первой публикуются древние легенды и сказы об образовании Уральского хребта, были о Емельяне Пугачеве, его походах и о Салавате Юлаеве. Во второй – несколько сказов о чудесных металлах и камнях Урала. В третьей – шесть стихотворений о местных героях, рассказ, в котором в очередной раз пересказывается история Павлика Морозова и несколько очерков и рассказов о металлах, лесах и шахтах. В четвертой – несколько очерков, рассказов и одна повесть о путешествии ребят по основным месторождениям Урала. В пятой – несколько рассказов о горах, лесах и их обитателях. В шестой – рассказы и очерки о походах. В седьмой – рассказы о забавных приключениях юных авторов.

В книге опубликованы произведения ребят из 20 городов, 9 сел, 30 поселков, одного становища и одного прииска. Все эти населенные пункты принадлежали к Свердловской, Челябинской и Молотовской (ныне Пермского края) областям. Всего в книге 125 авторов. Из 68 опубликованных текстов 17 являются коллективными. Один рассказ, как уже отмечалось, принадлежит авторству датского писателя М. Андерсена-Нексе.

Тематика произведений, размещенных в данном сборнике, задавалась названиями разделов. Целью юных авторов было представить свой край в самом лучшем свете как интересное, любопытное место, где можно с пользой провести время. Они рассказывали местные легенды об образовании Уральского хребта, а также о тех исторических личностях, жизнь которых была как-либо связана с этим местом. Юные туристы во всех подробностях описывали то, что видели сами, прописывали планы походов, рассказывали отдельно историю почти каждого металла, каждого месторождения, каждого пройденного пункта маршрута.

Если выстраивать некую градацию по темам, то на первом месте были походы (включая описание лесов, гор и месторождений), на втором – уральские полезные ископаемые, на третьем – жизнь животных, на четвертом – легенды и были. Эти произведения не могли быть заказными (хотя «неудобные» с идеологической точки зрения рассказы могли быть просто исключены при отборе произведений). Школьники писали о том, что было актуально для них в связи с изначально поставленной целью. Они не затрагивают военную тему, потому чтосборник складывался перед войной. В каком-то смысле она стала препятствием для более раннего выхода и обещанного продолжения этого альманаха. В конце сборника было помещено обращение к читателям. Если какая-либо идеологическая составляющая и могла мелькать ранее в произведениях, то в авторском письме она проявлялась в большей степени. На протяжении всей книги, ребята говорили, скорее, о любви и восхищении своим краем, о том, чем он так полезен государству, как он преобразился и возрос.

Обратимся к авторскому письму:

«Спокойно и счастливо жили ребята, окруженные сталинской заботой. <…> В шахтах, на рудниках, копях люди добывали из земли полезные ископаемые, нужные для процветания техники и культуры страны Советов.<…>

В несколько дней, по зову товарища Сталина, изменился наш Урал. Мирные заводы работают теперь для фронта — грозное оружие куется на Урале. Многие районы совершенно изменили свой облик, став кузницей смертоносного вооружения. В несколько недель наш Урал превратился в мощный военный арсенал Родины.

Мы, ребята Урала, включились в битву с проклятым коричневым фашистским зверем. Мы забросили свои сачки и байдарки, геологические молотки и рюкзаки до новых, счастливых, мирных дней. Некоторые из ребят сменили у станков отцов и братьев, ушедших на фронт. Иные пошли в колхозы работать на весеннем севе и уборке урожая. После войны кто-нибудь подсчитает, сколько тысяч тонн металлолома собрали ребята Урала и сдали в фонд обороны Родины. Когда-нибудь будет подсчитано, сколько тысяч снарядов и мин было сделано и выпущено по фашистам из металла, собранного нами.

Есть у нас и такие ребята, которые ушли на фронт и с оружием в руках борются с врагом Родины. Сейчас мы еще не все знаем о судьбе этих героических ребят.

О том, как и чем уральские ребята в Великой Отечественной войне помогали Родине громить врага, мы расскажем в следующей книге»[139].

В послесловии перечисляются проблемы, которые станут актуальными в дальнейшем для детских и подростковых литературных альманахов уже военного времени. Уход отцов, старших братьев и сестер, необходимость помощи стране на полях и заводе, покинутым матерям и старикам дома, оставленные и забытые веселые детские игры – все это стало новым пространством для творчества детских писателей.

В альманахах единичного издания основная тематика и проблематика оставались неизменными. Ведь даже если за период составления сборника актуальность каких-то вопросов могла понизиться, она сохранялась в момент создания произведений. Для юных авторов «Урал – земля золотая», когда они только собирались писать книгу, актуальным было описание их простой, но интересной жизни, когда они «прилежно учились в школе, зимой бегали с гор на лыжах, а летом уходили в походы в горы и в леса, в долины и на рудники <…> собирали коллекции минералов, гербарии, разводили животных и птиц в школьных зоосадах, строили замысловатые машины, приемники и планеры»[140].

Этот альманах должен был показать, способны ли подростки играть роль не просто помощников, но в отдельных областях даже заместителей взрослых. У ребят была цель показать свой край во всей его красоте и пользе. А у взрослых (если говорить об общей цели педагогической пропаганды, а не редколлегии конкретного альманаха) проверить, насколько ребята готовы стать самостоятельными сочинителями на пользу СССР, каково их мировоззрение и насколько крепки идеологические установки. В данном сборнике темы произведений предлагаются не детям и подросткам, а детьми и подростками. Они складываются в образ реальности, который является актуальным дляюных авторов, такой они видели свою жизнь.

Таким образом, они показывали, какую социальную роль они сами готовы играть и как они относятся к окружающему миру. Противоположную этой установку они просто не могли давать своим читателям. В обращении к аудитории не содержится прямого призыва, в нем сообщается о том, что должны делать ребята для помощи Родине как члены пионерской организации.

Если говорить кратко и в общем, ребята описывают, какой интересной, спокойной, счастливой жизнью они жили в своем чудесном крае и в какую тяжелую реальность они вынуждены были попасть благодаря «коричневой паучьей свастике»[141].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь