Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Существу о гунах — саттве, раджасе, тамасе.



О х о т н и к с к а з а л:

Я объясню тебе то, о чем ты спрашиваешь меня. Слушай: 3—12

Я опишу эти гуны по отдельности. Тамас характеризуется не-

Ведением, раджас — побуждением к действию, саттва же бла-

Годаря ее сильному светлому началу считается среди них самой

Главной. Кто крайне невежествен, глуп, сонлив, неразумен и

Непригляден на вид, кто злобен, жесток и ленив, над таким

(человеком) властвует тамас. Кто искусен в речах и умен, кто

Страстен и негодующ, чей разум стремится к познанию, кто

Горд и упрям, тот, о мудрец-брахман, носит в себе раджас. Че-

Ловек просветленный и твердый, стремящийся к отречению от

Мирского, смиренный, незлобивый, мудрый и сдержанный

Осенен саттвой. Проникнутому саттвой, поскольку он мудр, не-

425

Махабхарата. Книга Лесная

Приятны мирские дела. Когда оя познает то, что необходимо

Познать, он проникается презрением к земному существова-

Нию. Это и есть начало отречепия от мира, когда гордыня

Смиряется и растет чистота. Все противоречия (в человеке)

Взаимно смягчаются, и то, что называют самообузданием, ни-

Как и нигде не проявляется. Тот, кто рожден среди шудр, но

Достиг высоких добродетелей, попадает, о брахман, в разряд

Вайшьев и даже кшатриев, а живя праведно, он может родить-

Ся и брахманом. Все эти гуны теперь возглашены тебе. О чем

Ты еще хочешь услышать?

Б р а х м а н с к а з а л:

Что происходит с телесным огнем, когда он соединяется с

Элементом земли, и каким образом ветер, исходя из особенно-

Сти его местонахождения, оказывает побуждающее действие?

М а р к а н д е я с к а з а л:

На вопрос, заданный брахманом, великим душою, охотник

ответил так, о Юдхиштхира!

О х о т н и к с к а з а л:

Огонь, который пребывает в голове, поддерживая тело, есть

Прапа, которая действует и в голове, и в огне; прошлое, па-

Стоящее, будущее — все покоится на прапе. Самый важный из

Элементов — это огонь Брахмана, и мы почитаем его — того,

Кто является душой всего сущего, извечным Пурушей, спо-

Собностью к познанию, разумом, самосознанием и объектами

Чувств 136 . На земле он повсюду охраняется праной и следует

Своими собственными путями, поддерживаемый саманой. Огонь,

Пребывающий у мочевого пузыря и анального отверстия, яв-

Ляется апаной, он выводит наружу мочу и кал. То единое, что

Присуще трем — волевому усилию, действию и (приложенной)

Силе, люди, познавшие Высочайший дух, называют уданой.

Ветер, присутствующий в каждом сочленении человеческого

Тела, зовется вьяной. Огонь, проникающий все элементы тела,

Разносится этим ветром повсюду и приводит в движение соки,

Секреции и гуморы.

Из комбинации пран возникает такое соединение, которое

Известно как жар, благодаря которому переваривается пища.

Прана и вьяна размещаются между апаной и уданой, и выде-

Ляемый при (их соединении) огонь как следует пропекает эту

Область. Этот жар пребывает в прямой кишке, оканчивающейся

Анальным отверстием, а от него рождаются токи во все праны

Живущих. Влекомая силой огня к выходу из кишечника, прана

Удерживается, а устремляясь наверх, она вновь источает огонь.

Ниже пупка — вместплище переваренной пищи, выше — непе-

Реваренной; все праш.і тела сходятся в центре пупка. От серд-

Ца поперек, вверх и ічшз отходят десять капалов; побуждае-

Мые пранами, они рлиюсят соки пищи. Путь, которым йоги

Приходят к Высочайшему духу, таков: преодолев усталость,

426

Сказание о беседах Маркандеи

Владея (различными) позами 137 , они помещают Атман в голо-

Ву. Вот таким образом праной и апаной проникнуты все, имею-

Щие тело.

(Телу), несущему в себе совокупность (семи) кала 138 , свой- 29—40

Ственно одиннадцать видоизменений. Знай, что телесное вопло-

Щение всегда подчинено карме. Знай, что огонь, который всегда

Присутствует (в теле) как бы заключенным в сосуд, — это Ат-

Ман, постоянно подчиненный йоге. Знай, что бог, обитающий в

Нем, словно капля воды в цветке лотоса, есть Знающий поле


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь