Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Палладиевское богослужение. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
А можно ли, вспоминая характерные черты Архипастыря, забыть про его полное неподражаемой красоты священнослужение? Поистине, как своеобразно выразился в простоте сердечной волжанин, «это был служака». Человек глубокой религиозной веры, доступный высокому религиозному одушевлению и вдохновению, он любил служить и как умел служить! Богослужение его носило печать умилительного благоговения и высокого, Священного благолепия. Совершаемое по чину, благообразно, сопровождаемое всегда прекрасным пением любимого им хора. Палладиевское богослужение являло во всей полноте дивную красоту и невыразимую прелесть нашего православного богослужения. Тут соблюдена была и земная эстетика, потому что все, начиная с сослужащих и кончая ризницей, сосудами, все было безукоризненно, изящно и образцово подобрано. Но тут еще больше была и религиозная осмысленность, высокое христианское одушевление. Благоговейная настроенность Архипастыря выражалась в каждом слове его, светилась в лице его, сияла во взоре, обнаруживалась в каждом молитвенном его движении! Вдохновляясь Священнодействием, он поднимал высокое одушевление и во всех окружающих, и, замечая, например, холодность или монотонность в пении, нередко заявлял клиросу свое требование: «Поторжественнее! Поторжественнее! » Кто бывал за Палладиевским богослужением, тот воспринимал целый запас Святых впечатлений, выносил из храма надолго сладостное чувство молитвы, тот научался молиться и не замечать времени, не чувствовать усталости, как бы долго ни тянулась служба. Справедливо выразился о нем один из почитателей его, что во священослужении это был «Князь Епископов! »
Учительская и проповедническая деятельность.
Нельзя не упомянуть и об учительной деятельности владыки. Так, особенно в молодые годы в Тамбове, владыка часто проповедовал. В этом отношении он принадлежал к типу еще старых наших церковных ораторов, представителем которых был знаменитый и незабвенный вития-философ вселенского православия Святитель и Андреевский кавалер (1831) Филарет (Дроздов) (1782-1867), Митрополит Московский и Коломенский. Проповеди владыки Палладия (Раева) – не беседы, а большей частью именно целостные, законченные и округленные слова, с глубокой сосредоточенностью мысли, со строгой последовательностью в развитии темы. В них ясно видно слово здравое, зрелое, исходящее из полноты религиозного убеждения и глубоко проникнутое библейским духом, богато украшенное Священными изречениями из Священного Писания.
Благотворитель и благодетель.
Как не упомянуть, далее, о благотворительности и нестяжательности Владыки Палладия (Раева)! Несомненно, руки его, как и сердце, были всегда открыты для благодеяний. И при этом очевидно было для всех, что благотворения и жертвы его всегда сопровождались живым, личным участием и заботливостью, без которых простая раздача денег, по слову Апостола, не приносит пользы дающему и не имеет нравственной ценности.
Образ владыки.
Нельзя не сделать замечания и о внешности Митрополита Палладия. Истово-великорусский тип его благообразного лица, светлый ласкающий взор, благодушная улыбка, - все это лицо, зеркало души ясной, чистой и благостной, со всей его высокой, величественной фигурой, способный были произвести именно, как говорят, импонирующее впечатление на всякого. Легкая печать грусти, еще более придала симпатичности и красоты его лицу. В белом клобуке, высокий, стройный, с вытянувшимися чертами худого и дышащего добротой его уже грустного лица, - он был положительно прекрасен! Таков был незабвенный, возлюбленный Архипастырь! Любовь к Богу и к людям была основной силой его великой души: а любовь, по слову Апостола, не проходит и не знает смерти, она и в вечности сохраняется, когда все другие совершенства человеческие упраздняются (I Кор. 13, 8).
Труды владыки Палладия (Раева) следующие:
1. «Признаки истинности православного христианства и лживости мухамеданства». «Миссионерский сборник», Казань, 1876. 2. «Слова и речи». Рязань, 1880. 3. «Речь при вступлении в управление Казанской паствою». «Православный Собеседник». 1882, ноябрь, С. 191-195, С. 196-204. 4. «Речь новопоставленному иноку Александру Вадковскому, постриженному с именем Антония». «Православный Собеседник». 1883, март, С. 304-306. 5. «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы». «Православный Собеседник». 1883, С. 1-8. 6. «Слово в день святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа». «Православный Собеседник». 1883, октябрь, С. 1-8. 7. «Слово в неделю Святых праотец». «Православный Собеседник». 1883, декабрь, С. 1-6. 8. «Речь перед дворянскими выборами 16 января 1884 года». «Православный Собеседник». 1884, январь, С. 1-4. 9. «Слово в день Сретения Господня». «Православный Собеседник». 1884, февраль, С. 1-8. 10 «Слово в день тысячелетия со дня блаженной кончины Святого Равноапостольного Мефодия». «Православный Собеседник». 1885, апрель, С. 337-343. 11. «Слово по случаю столетнего юбилея со дня пожалования дворянской грамоты». «Православный Собеседник». 1885, май, С. 1-3. 12. «Слово в день явления Казанской иконы Божией Матери». «Православный Собеседник». 1885, июль, С. 1. 13. «Речь, произнесенная в Казанском соборе 23 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 251-252. 14. «Речь по возвращении после присутствования в Священном Синоде, произнесенная 14 июня 1887 г.». «Православный Собеседник». 1887, июль, С. 249-250. 15. «Из поучений Высокопреосвященного Палладия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского». «Народная Академия», кн. 1. изд. С. Г. Рункевича, Санкт-Петербург, 1895. 16. «Доброе слово». «Церковный Вестник». 1895, № 47, С. 1503. 17. «Приветственная речь в Тифлисе». «Прибавление к «Церковному Вестнику». 1888, № 41, С. 1123.
Подготовил Александр Рожинцев. 4 июля 2016 года. Святой град Тихвин. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-18; Просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы