Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Летие хора Рижского Политеха
В марте 1969 года Александр Иванович получил известие о том, что хору рижского политехнического института РПИ исполняется 10 лет. В письме было приглашение на отчетный концерт, заверение, что гости будут размещены и «обласканы». Пришлось выбирать делегатов в Ригу, решили отправить троих от нашего хора (меня и Оль Маркову и Курочкину), также двух человек от собратьев-лэтишек – Отцовского Владимира и барышню из альтов. Нас озадачили подарками с собой, обеспечили финансами для официального подношения цветов, пригласительными билетами. В Риге к концерту приобрели замечательные длинноногие тюльпаны, которые продавцы научили нести нежно наперевес перед собой, и отправились на торжественное мероприятие. На концерте народу было много, всей командой выходили поздравлять юбиляров и вручать цветы. Мы были единственными гостями из столь дальних мест. Хору и руководителю было очень приятно получить живой привет от Крылова. Нас пригласили на торжественный ужин, проходивший в огромном зале института. Звучало много народных песен, в знак хоровой дружбы каждый сидящий за праздничным столом должен был пригубить напиток из большого деревянного ведерка, передаваемого по очереди друг другу. Когда захотели услышать наше приветствие в неформальной обстановке, делегация из Ленинграда вышла к микрофону с «Крамбамбули», что подхватили все присутствующие. Нам передали большую благодарность для Александра Ивановича, которого в Риге знали как очень достойного хоровика.
Лыжные ботинки» Когда это было, когда это было? А было в 1969 году, от 30 сентября по 8 октября – Германия, Дрезден. Об этом немало написано, говорено: Саксонская Швейцария, Бастай, Пильнитц - красоты неописуемые; путешествие по Эльбе на колесном старом пароходике к старинным замкам в горах, Зеленая кладовая, Дрезденская галерея, Цвингер, где пели на открытой эстраде, Майсенский собор. Смотритель, впуская нас, почти каждому успевал сказать по-русски: «Собор готицкий – обман оптицкий». И, входящий сразу, поднимая голову, замирал от стройной высотности линий, бесконечной устремленности вверх (а ведь бывали уже и в Риге, и в Таллинне). Загляделись ввысь и… вдруг тихо-тихо запели, из ниоткуда полилось: «А-лле-лу-и-йя…». Звуки завораживающе невесомо охватывали необъятное пространство… Александр Иванович просто стоял рядом с поющими хористами, погруженными в волшебное настроение всей обстановки. Столько впечатлений музыкальных, эмоциональных, зрительных, зрительских! И даже просто земных. Нам, людям из Союза, досталось изучать, как потратить свои марки. Много неведомого в магазинах, где ах – чего только вдруг не увидели: одежда – бадлоны в моде, сумочки затейливые и пр. И вот в обувном отделе я с Олями (Маркова и Курочка), еще кто-то из наших. Все меряем пару за парой, мучаемся, одним словом. Я вижу туфли – прямо-таки «осенняя мечта», ну очень немецкенькие: выворотка, кожа, рантик, темный беж. Кручусь, изучая картинку в зеркале. И тут вдруг звучит голос Иваныча, который с Ириной Сергеевной тоже в этом отделе что-то подбирали, неодобрительный такой голос: «Римма, ну зачем вам эти лыжные ботинки? ». Так критично отечески, но с сарказмом. Я смутилась, мне сказать нечего, ну уж так они мне нужны «эти ботинки». Недавно, уже в сегодняшей жизни, с Гелей Петровой говорили о разностях, связанных с Дрезденом, первым путешествием за рубеж. Она, не зная выраженной Иванычем критики, напомнила про эти туфли: « Я тогда подумала, какие Римма хорошие туфли купила». Так не совпали наши мнения с Александром Ивановичем. Концерт двух хоров Май, 8-е 1987 года. День концерта 2-х хоров – ЛТИ и ЛЭТИ – Александра Ивановича Крылова в большом зале филармонии. Вечером иду, а утром этого дня слышу по радио сообщение о концерте. Такая гордость охватила! И вот я – в зале: там кивок, там – улыбка, приветствие – «…всюду родные и добрые лица…». Занимаю свое место, кто-то опускается в кресло рядом, «что, да как и почему…» А через 2 или 3 места еще кто-то очень знакомый. Начался концерт. На сцене хор, Иваныч, полилась музыка, много новой, я давно уже только околохоровое лицо. И этот вроде знакомый, сидящий через несколько кресел слушатель, внимательно присмотрелся! … Но не может быть – Антон Антов, болгарин, который был сопровождающим и переводчиком хора и группы «Пасаремос» дрезденского технического ун6иверситета, когда те приезжали к нам, и постоянно присутствовал при технологах в Дрездене. Оказалось, что он в командировке, услышал то самое сообщение о концерте по радио и не мог не прийти послушать, посмотреть на любимые с тех давних пор (18 лет тому! ) лица дирижера и хористов. А после концерта – волшебство уже светлого длинного теплого весеннего вечера, долгий медленный путь большой группой по Невскому. 7. Концерт на ул. Рубинштейна в июне 1992 г. * У кого-либо из хористов наверняка сохранился немецкий журнальчик «Magazin», проводящий линию здоровой и полной жизни, издаваемый Розмари Шнайдер, связанный с учением «Наука разума» Нам он интересен тем, что на третьей странице обложки размещена фотография 7*12: хор, перед хором Розмари, Александр Иванович Крылов с большим букетом роз? и дама-организатор. Ниже подпись: «Для приветствия Розмари Шнайдер в Санкт-Петербурге этот хор исполнял народные песни Украины и Германии». А что же это за хор знаем только мы, хористы ЛТИ. Концерт состоялся в 27 или 28 июня 1992 года, в субботу или воскресенье. Стояли невероятно жаркие дни. Вспомним наступившее в стране время. Страна уже пришла в состояние наполненных магазинов с колбасой за 100 руб./кг – наша месячная зарплата! Ощущение непонятности, шаткости во всем, построение новых связей, отношений, контактов, приемов жизни. Была волна, казалось, доброго интереса к нашей стране Запада. И возник такой вот западный контакт, Галя Свешникова содействовала, занимаясь этой самой «Наукой разума», рассуждая, что хору нужна была новая аудитория слушателей, поддержка. Эти немцы здесь у нас устраивали конференцию на ул. Рубинштейна в ДХС («Дом художественной самодеятельности», теперь – театр «Зазеркалье»). Хор мог выступить в завершении деловой программы. Вернемся к фотографии. На сцене - 40 певцов. Однако как это не характерно для хора ЛТИ! Александр Иванович очень переживал за выход на сцену с составом непривычного количества, хористов. И вообще очень непросто было собрать людей: самый конец июня, жарища, выходные, студенты на каникулах, народ в отпусках, дачные участки (будь они неладны, но жизнь сурово диктовала свое – выживать). Вот и набралось всего-то сорок человек – ПЕРВОЕ выступление хора в камерном составе! Для Крылова и для нас, хористов, невероятно сложно, волнительно, чрезвычайно ответственно. Непросто было Александру Ивановичу. А мы старались, как могли, помочь ему пройти это испытание, внимательно слушаясь жеста, отвечая настроению и вдохновению Крылова. И вот фотография! Все лучшее, что можно было показать, ожидать от выступления – сделано! Отзвучали аплодисменты слушателей, произнесены благодарственные слова Розмари и организаторами концерта. Этап пройден. * Мнение автора может не совпадать с какими-то иными. Но взгляд на одно и то же событие, его трактовку у каждого участника свой (вспомним фильм А.Куросавы «Расёмон»). А что же за народные песни, с какими произведениями хор выходил на сцену в тот раз? Несомненно «немецкими народными» была «Ах, Анна-Сусанна», украинскими – «Дударик» Леонтовича. Однако навряд ли были только две вещи, а что еще – история умалчивает, жаль, все складывается из разных маленьких мелочишек… Вечером во ржи» Учим новое произведение, что-то никак не двигается у сопрано. Виктор Плешак, слова Р. Бернса, перевод С Маршака. «Вечером во ржи». Небольшое произведение, а вот никак. Трогательная лирическая нежная зарисовка. Образ не получается. И вот Александр Иванович обращается к девушке, такая застенчивая милая девушка из герценовского института из II сопрано: «Выйдите, пожалуйста, Оля, станьте здесь». И поставил ее перед хором. Нужен образ той девчонки, Дженни, замерзшей, вымокшей, что пробиралась вдоль калитки: Пробираясь до калитки Полем вдоль межи, Дженни вымокла до нитки Вечером во ржи. Во втором куплете на фоне текста у сопрано повторяется: «Очень холодно, очень холодно», …а Иваныч не видит, не слышит этого «холодно», тем более «очень». Тут он говорит: бедняга вымокла, роса, юбка холодная по ногам полощется, замерзшая вся, что же делать? Она же поднимает юбчонку свою, вынуждена, так же, да? Неожиданное Оле: «Ну, поднимай, выше, выше, » - и это говорит Александр Иванович, первый стесняющийся и смущающийся всегда! (было время миди и макси «юбчонок»! ) Весь женский хор от недоумения замер. Олечка опешила, но поддалась на его «уговоры», мягко улыбаясь. По тексту: Очень холодно девчонке, Бьет девчонку дрожь: Замочила все юбчонки, Идя через рожь. И получилось! Поверил ОН этой юной милой девчушке, что бежала через рожь! Добился нужной интонации! Далее полилась кантилена: Если кто-то звал кого-то Сквозь густую рожь И кого-то обнял кто-то Что с него возьмешь? И какая нам забота, Если у межи Целовался с кем-то кто-то Вечером во ржи! Хочу добавить, что в поисках текста и т. п. этого произведения попалось в аннотации к нему, что эта миниатюра В. Плешака предназначена для хорового коллектива, обладающего «достаточно развитыми хоровыми навыками», каковые и были у хора ЛТИ!
Псков, октябрь 1995 г. Поехали. Идет жизнь новая, приспосабливаемся ко всему, что вокруг, да еще и в Псков едем! А там – Концерт в музыкальном училище! С уже «привычным» для Крылова составом хора 40-50 человек. Все в наилучших традициях: общение, экскурсии по городу, по Кремлю, кто-то и в Пушгоры сгонял. Я и плюс двое или трое нас поживали у одноклассницы Лени Лебедева с размещением на полу (ура! все замечательно! ). Обратный путь – ночь в поезде, хор – платцкарт, а в соседнем вагоне получили на двоих! купе Ирина Сергеевна с Александром Ивановичем, где состоялись посиделки, + 10 «спокойно» разместились. И это был незабываемый вечер! Пробыли в гостях далеко за полночь я, Валя Власенко, Верочка Богданова, кажется Эдик Левин... И слушали, слушали … Как на войну ушел, как служил музыкантом, как ранили, до Берлина дошел. Скупой рассказ очень скромного человека, много пережившего в такие юные годы. И Ирина Сергеевна – о чудесной семье своей, где папа – руководитель предприятия, мама - музыкант. В любящей атмосфере росли она и два брата, которые ушли на фронт, один погиб в начале войны… Я впервые была вот в такой теплой атмосфере у Крыловых. Это и сумерки купе, и стук колес, благостное состояние и наполненность впечатлениями поездки, отключение от непростых повседневных дел и покачивание поезда – как будто бы все это располагало к задушевным разговорам, которые раскрывали новые стороны наших замечательных дорогих Крыловых, ставших еще более понятными и близкими. Кореец Юн Хо Чжин
Был у нас в хоре замечательный человек из Южной Кореи – студент Александра Ивановича, очень талантливый, необычайно трудолюбивый, исполнительный. Настали времена после 1991 года, когда в страну свободно приезжают люди из любых уголков мира на учебу. Юн Хо Чжин приехал в Санкт-Петербург совершенно без музыкальной подготовки. Год до поступления он проучился на подготовительном отделении. И вот вступительный экзамен. Надо сказать, что знания русского языка и музыкальное образование определялись вот этим объемом 1 года обучения. Вопрос к экзаменуемому: «Назовите, пожалуйста, балеты П. И. Чайковского». В ответ наш, невероятно волнуясь и не только, Юн Хо Чжин показывает-отвечает: взмах рук-крыльев – «Лебединое озеро»; второй балет: складываются к щеке ладони – «Спящая красавица»; третий: изображает раскалывание ореха – «Щелкунчик». «Как я буду его учить? Не представляю…» - говорил Крылов. А все получилось великолепно. Очень удачно нашли друг друга корейский студент и наш, Андрей Мазницин, студенты класса Крылова, которые взаимообучались русско-английскому. Даже фортепиано кореец освоил. И в хоре в тенорах пел, Андрей - в басах. Юн Хо Чжин приехал сюда с семьей, жена, двое маленьких детей. Позже его жена закончила консерваторию по классу вокала. А Юн Хо Чжин или Юсин, так его Александр Иванович называл, работает в сфере культурных связей Южной Кореи и России. Заболел Александр Иванович заболел вскоре после юбилейного концерта. Поликлиника, обследования и пр. А после перенесенного гриппа «зацвели» застарелые болячки. Мы, хористы, ходили часто, стремясь освободить Ирину Сергеевну от хлопот, что-то поделать, помочь, посидеть с Александром Ивановичем. В марте у меня получалось часто, будучи на курсах, рано освобождалась. Та весна с теплом проходила. Пятница, 2 апреля, тоже смогла пораньше уехать на Удельную. Ирина Сергеевна к кухонной возне не допустила, предложила побыть с Александром Ивановичем. Он был в полусне, немного оживился, увидев меня. Пожаловался, что кисти рук болят и болят. Я стала потихоньку поглаживать, массировать очень осторожно снизу вверх по каждой руке. Процедура не впервые, при каждом визите он просил об этом. Тихо поговорили о хоре, о репетициях, как их проводит Николай Хомич, какая посещаемость. Этот вопрос его всегда мучил. Совсем не то количество народа, что было прежде, и в составе хора, и на репетициях. Оглядываясь на то время, трудно представить, как он-то сам отправлялся в такие дальние дали, на работу в консерваторию, потом в Техноложку. Александр Иванович вдруг сказал: «Я не встану». «Ну, что вы, лечение не сразу сказывается, идет подбор медикаментов, накопление положительного эффекта от препаратов…». Я все это время потихоньку перебирала пальчики, массировала ладони, тыльную поверхность кистей рук. Стало легче ладошкам. Немного поспав, попросил дойти вместе до балкона, постояли, помолчали. Потом к нашей с Ириной Сергеевной радости немного поел. 5-е апреля вечер. Около 19 часов каким-то упавшим голосом Любаша позвала меня к телефону. Люда Владимирова говорит…. С нами осталась душа его, навсегда! Пора-пора забыть все страсти Оргкомитету и накал, Что заседания и встречи, Весь год последний зажигал! В руках у каждого Программка, И с ней идем в прекрасный зал, В котором пели не однажды - Крылов же хором управлял!
Когда по мановенью пальца, Мизинчика, слегка, чуть-чуть… Мы замирали в «Амарили», Боясь и платьем шевельнуть.
А начиналось все непросто: «Нет, не пойдут в хор, что вы, бросьте, Не музыка должна быть тут…» Ан нет – движенье хоровое - Технологи в свой хор идут!
И полилась из ВУЗа песня… – Так нежно песня родилась!.. А как звучала она стройно – До всех пластинка донесла!
Где пели? Москва и Рига, Таллинн, Дрезден, Петрозаводск, уютный зал Каунаса, На конкурсе в котором мощно «Лесов» «шумели» голоса.
Наш «Алелександрас», наш «Крыловас» Жюри народной покорил! Там за литовский «Жибурелис» Четыре приза получил!
В ТИ на Загородном и коллеги Ценили мастера. О, Да! Как трогательно, что соперник Крылову Сандлер руку жал.
А выступлений и концертов Иваныч множество провел… Последние поездки с хором: Был снова Киев, потом Псков.
Венец – концерт, что помним все мы! Маэстро – вдохновенный. Свой! Создатель музыки - пред хором! Любимый всеми, наш, родной… ………………………………………. Прошли года... Иваныч, видишь, Какая ныне жизнь идет: Хор имени А. И. Крылова Живет достойно и поет.
Второе детище – в ЛЭТИ, Главенствующий среди прочих Коллектив. Хор «Возрождение» ведет А. Н. Чернов, Ваш ученик, Маэстро А. Крылов! Хор «Консонанс» – Ваша в нем основа: Руководитель - «внучечка» Крылова. (Ирина –дирижёр в нём)
Так вместо 2х хоров поют 4 хора!
НАДЯ СЕЛЮТИНА (МОЛЕВА) – Хор ЛТИ (1966-1971) Впервые я услышала Академический хор ЛТИ им. Ленсовета и увидела А.И.Крылова весной 1964 года на Дне открытых дверей - в Актовом зале Ленинградского Технологического института шел концерт для будущих абитуриентов. Мне очень понравилась манера исполнения, репертуар, солисты, красивое многоголосное а’капелльное звучание, масштаб хора (около 100 человек) и, конечно, дирижер. Я решила тогда, что обязательно стану участником этого замечательного коллектива. И стала, как только представилась возможность, а именно в период моего обучения в Технологическом институте в 1966-71гг. После прослушивания Александр Иванович направил меня в партию первых альтов, а также в класс сольного пения, который вела Зинаида Антоновна Лаурен. За последнее я ему особенно признательна! |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы