Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История самарского православного зодчестваСтр 1 из 3Следующая ⇒
История самарского православного зодчества Самара 2010 Содержание
Введение Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг. 1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг. 1.2 Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг. Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – середина 1980 гг. 2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг. 2.2 1930-е гг. - первая волна репрессий против церкви 2.3 Церковь в годы Великой Отечественной Войны 2.4 1960-е гг. - вторая волна репрессий против церкви Глава 3. Возрождение православия - середина 1980-х -2010 гг. Заключение Список литературы Введение
Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни. Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками. Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными. Объект исследования - русское православное строительство. Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара. Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара. Задачи: 1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе. 2) Определить особенности выделенных периодов. 3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города. Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства Методы исследования: 1) Теоретический анализ источников и литературы 2) Описание 3) Сравнительный анализ 4) Искусствоведческий анализ Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг. Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги: 1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений. 2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века. 3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов. 4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв. Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен. Работа имеет следующую структуру: В первой главе исследования дается подробная характеристика православному зодчеству в г. Самара в эпоху царской власти, когда авторитет церкви был высок, и в Самаре, как и во многих городах Российской империи возводились православные святыни. Вторая глава научной работы посвящена истории самарских храмов, церквей и соборов в годы советской власти. В период советского правления отношение к церкви в г. Самара было не всегда одинаковым. Так, в 30-е и 60-е гг. атеистическая пропаганда была наиболее сильной и сопровождалась страшными репрессиями против православной церкви, а в годы Великой отечественной войны и сразу после ее окончания давление на церковь практически не осуществлялось, поскольку она была одним союзников в борьбе с немецкими захватчиками. Данная глава ограничивается рамками середины 80-х гг. (а не 1991 г.), так как именно в это время в СССР начинается «бум православного строительства». В третьей главе говорится о периоде возрождения православных святынь в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени. Данный этап характеризуется бурным строительством новых православных храмов в г. Самара, а также возрастающим интересом к культовой архитектуре в целом. Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг. Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг. Г.- вторая волна репрессий против церкви
С 1960 по 1965 годы епархией управлял архиепископ, с 1962 - митрополит Мануил (Лемешевский), выдающийся богослов и церковный историк, автор фундаментального научного труда - " Биографического словаря архиереев Русской Православной Церкви XIX-XX веков", изданного в 90-е годы в Федеративной Республике Германии. Владыка Мануил был мужественным исповедником православия и борцом с обновленческим расколом. Более 20 лет он провел в тюрьмах и лагерях. Соловецкий лагерь особого режима, БАМлаг, мордовские лагеря - вот далеко неполный перечень мест заключений Владыки Мануила. Верующие запомнили его как замечательного проповедника и мудрого старца, который помогал людям преодолевать греховные соблазны мира и жить по заповедям Божиим. Ему пришлось столкнуться с новыми гонениями на церковь, когда Н.С. Хрущев обещал в 1980 году показать последнего священника по телевизору. Планировалось закрыть большую часть куйбышевских церквей. Власти использовали различные провокации, но если в Ульяновской области из 18 церквей было закрыто 9, то в Куйбышевской - только одна, и в этом огромная заслуга митрополита Мануила. Митрополит Мануил умер в 1968 году и был погребен в Покровском Кафедральном Соборе. Могила его пользуется большим почитанием у верующих, и известны случаи исцелений, которые совершаются Господом по молитвам почившего Владыки. С 1965 г. временно управляющим Куйбышевско-Сызранской епархией был епископ Иоанн (Снычев), ученик и преемник митрополита Мануила. С 1969 г. он - правящий архиерей, с 1976 г. - архиепископ, с 17 июля 1990 г. - митрополит. С 1965 г. по август 1990 г. он возглавлял Куйбышевскую кафедру. В период его управления жизнь в епархии окончательно упорядочилась, число храмов достигло 18 и продолжало увеличиваться за счет открытия старых разрушенных приходов. Это время " перестройки" и потепления церковно-государственных отношений, начавшегося после общесоюзного празднования 1000-летия Крещения Руси. Заключение
Прослеживая историю строительства православных культовых сооружений в г. Самара, мы пришли к следующим выводам: 1. Культовые здания в любую историческую эпоху отражают уровень экономического потенциала и высоту технической мысли времени. Так от простых деревянных церквей мы пришли к профилям, сайдингу, к нитротитановому напылению. 2. По мере развития культуры населения региона, формирования эстетического вкуса, совершался переход от простых архитектурных стилей храмов к сложным. 3. Архитектурные стили культовых сооружений отражают идеологическую концепцию развития государства. Так в эпоху развития и становления Российского государства основным архитектурным стилем был классический. В XIX веке, когда решался вопрос об экономическом развитии страны, у части общества, убежденного в особой роли России в истории, усилился интерес к далеким культурным истокам, в том числе истокам религии- Византии. В это время популярным архитектурным стилем стал византийский архитектурный стиль. 4. В наше время, когда обществом осознана мысль о возрождении духовности, но еще четко не сформулирована идея взаимоотношения религии и государства, мы видим пока лишь увеличение количества храмов. Многие из них открывались в перестроенных светских учреждениях: дет. садах, яслях, аптеках, летних театрах. Храмы строятся в разных архитектурных стилях: в традициях деревянного северного зодчества, неоклассицизме, византийском стиле, русском московском стиле. Ни о каком предпочтении какого-либо одного стиля сказать нельзя. Многие храмы объединяет одно: они построены в крестово-купольной системе с традиционным русским пятиглавием. Список литературы 1. Алабин П. 20-тилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара: «Губернская типография», 1877 г. 2. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Доклад к 150-летию Самарской епархии «Об истории и современном положении Самарской епархии» //http: //www.samara.orthodoxy.ru/Arhierey/Doklad/01.html 3. Бичуров Г.В. Самара в открытках. Кафедральный собор в Самаре // http: //oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page05n.html 4. Блок В., Буданова А. Судьба собора // Духовный собеседник. Самара, 1998, № 3. 5. Гордеева И. Храмов много не бывает // Благовест. Самара, 9.11.2007. 6. Зубова О.В., Мельникова Н.В., Радченко О.И., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни самарского края. Историко-церковная энциклопедия. Самара, 2001 г. 7. История самарского Кафедрального собора // http: //kompasturista.ru/? p=243#more-243 8. Монастыри самарского края. ( XVI-XX вв.) Справочник Самары. Самара: «Самарский Дом печати», 2002 г. 9. Пантюхина Р.Ф. История гонений на русскую православную церковь в Самаре (по материалам Архивного фонда Самарской области) // http: // xii-pantuhina.htm 10. Подмарицын А. Очерки самарской епархии. Учебное пособие. Самара: «Издательство Книга», 2008 г. 11. Православные монастыри и церкви Самарской епархии. Библиографический указатель / Ред. Н.П. Фомичева. Самара 2003 г. 12. Православные святыни Самарского края / Ред. Самара, 2001. 13. Православные храмы Самары //http: //www.edc.samara.ru/~volga/ch10/pravoslav/sobor.html 14. Пять самых знаменитых самарских новостроек // http: //www.vts-samara.ru/index.php? option=com_content& task=view& id=95& Itemid=138& limit=1& limitstart=2 15. Самарский женский Иверский монастырь // http: //samara.onfoot.ru/sights/cities/11.html 16. Федорова Н.Ю. Влияние византийского и русско-византийского стилей конца XIX- начала XX ВВ. на современное православное зодчество России //http: //book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz18_pril/19/template_article-ar=K21-40-k25.htm 17. Энциклопедия для детей. История России ХХ в. /Ред. М. Д. Аксенова. М.: «Аванта +», 2001.
Размещено на Allbest.ru История самарского православного зодчества Самара 2010 Содержание
Введение Глава 1. История строительства православных святынь в г. Самара в период 1586 – 1917 гг. 1.1 Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг. 1.2 Православное зодчество в г. Самара в 1851- 1917 гг. Глава 2. Судьба самарских храмов 1917 – середина 1980 гг. 2.1 Самарские храмы в начальный период советской власти. 1917- 1930 гг. 2.2 1930-е гг. - первая волна репрессий против церкви 2.3 Церковь в годы Великой Отечественной Войны 2.4 1960-е гг. - вторая волна репрессий против церкви Глава 3. Возрождение православия - середина 1980-х -2010 гг. Заключение Список литературы Введение
Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни. Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками. Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными. Объект исследования - русское православное строительство. Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара. Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара. Задачи: 1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе. 2) Определить особенности выделенных периодов. 3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города. Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства Методы исследования: 1) Теоретический анализ источников и литературы 2) Описание 3) Сравнительный анализ 4) Искусствоведческий анализ Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг. Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги: 1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений. 2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века. 3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов. 4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв. Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен. Работа имеет следующую структуру: В первой главе исследования дается подробная характеристика православному зодчеству в г. Самара в эпоху царской власти, когда авторитет церкви был высок, и в Самаре, как и во многих городах Российской империи возводились православные святыни. Вторая глава научной работы посвящена истории самарских храмов, церквей и соборов в годы советской власти. В период советского правления отношение к церкви в г. Самара было не всегда одинаковым. Так, в 30-е и 60-е гг. атеистическая пропаганда была наиболее сильной и сопровождалась страшными репрессиями против православной церкви, а в годы Великой отечественной войны и сразу после ее окончания давление на церковь практически не осуществлялось, поскольку она была одним союзников в борьбе с немецкими захватчиками. Данная глава ограничивается рамками середины 80-х гг. (а не 1991 г.), так как именно в это время в СССР начинается «бум православного строительства». В третьей главе говорится о периоде возрождения православных святынь в период с середины 1980-х гг. до настоящего времени. Данный этап характеризуется бурным строительством новых православных храмов в г. Самара, а также возрастающим интересом к культовой архитектуре в целом. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы