Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 1. психолого-педагогическое обеспечение нравственного воспитания младших школьников через народную педагогикуСтр 1 из 7Следующая ⇒
Введение
Актуальность проблемы использования идей народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников связана с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. В настоящее время наблюдается кризис русской школы как национальной игнорируются особенности культурно-национального уклада, происходит девальвация нравственных ценностей. Явным дефицитом стали такие этические качества, как добро, великодушие, совесть, долг, благородство, уважительное отношение к старшим. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности. Нравственная чистота и притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок и былин, народная мудрость пословиц и поговорок, увлекательность загадок, веселый юмор большинства произведений устного творчества русского народа - все это открывает путь к сердцу и уму ребенка. В истории образования отдельными вопросами данной проблемы занимались Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Так, Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал " идею материнской школы", цель которой - се семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего использовать воспитание. Великий чешский педагог одним из первых сформулировал принцип " природосообразности" воспитания. К.Д. Ушинский обосновал идею народности воспитания. Среди современных авторов, занимающихся проблемой нравственного воспитания выделим следующих: О.С. Богданова, А.В. Зосимовский, Д.В. Колесов, Л.М. Фридман и др. Например, А.В. Зосимовский сформулировал критерии нравственной воспитанности школьников. Д.В. Колесов выявил психологические основания нравственности. Исходя из актуальности проблемы для школьной практики, в том числе для автора данного исследования, нами выбрана следующая ТЕМА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ: " Нравственное воспитание младших школьников через народную педагогику". Объектом исследования является нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования: народная педагогика как средство нравственного воспитания младших школьников. Цель исследования: теоретически и экспериментально разработать и обосновать пути нравственного воспитания младших школьников через систему народной педагогики. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме. 2. Определить критерии нравственной воспитанности. . Выявить воспитательные возможности средств и методов народной педагогики. . Разработать методические рекомендации по практической проблеме исследования. Гипотеза: исследовании мы исходим из следующего предположения: эффективность работы по нравственному воспитанию младших школьников повышается, если: – разработаны психологические основания нравственности; – выявлены критерии нравственной воспитанности младших школьников через их диагностику; – определены методы и средства народной педагогики, исходя из регионального материала. Методы исследования: – анализ психолого-педагогической литературы; – опытно-экспериментальная работа; – наблюдения, беседа; – анализ продуктов творческой деятельности младших школьников и т.д. Этапы исследования: 1. Теоретический ( сентябрь-октябрь 2004 года ) - определение темы работы, плана исследования, разработка методологии исследования, анализ литературы по теме исследования. 2. Экспериментальный ( ноябрь 2004 года ) - целенаправленная опытно-экспериментальная работа. . Обобщающий ( апрель-май 2005 года ) - анализ, сравнение полученных результатов, литературное оформление дипломной работы Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам. Апробация и внедрение результатов исследований осуществляется по различным направлениям: – выступление на педагогическом совете; – в процессе педагогической практики; – работа с родителями. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные нами результаты могут быть использованы в практике учителей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, создания благоприятных условий по формированию, развитию, воспитанию личности младшего школьника. Опытная работа проводилась на базе 1 «А» и 1 «Б» классов Сузунской средней школы № 1 Сузунского района Новосибирской области. Содержание дипломной работы изложено во введении, двух главах, заключении, библиографии, приложении. Глава 1. психолого-педагогическое обеспечение нравственного воспитания младших школьников через народную педагогику Воля и нравственность
Это психический механизм деятельности, подчиненной получению отдаленного результата, к тому не редко вероятного. Воля может развиваться только в ходе сложной, уверенной в будущее деятельности, путем преодоления препятствий. Поэтому волевые в своей основе качества личности: ответственность, чувство долга, терпение, усидчивость, старание, прилежание и т.д. - формируются и развиваются при наличии определенных волевых навыков. Именно воля делает человека свободным от внешних обстоятельств: такой человек действует не из внешнего принуждения, а исходя из своего целеполагания. Воля регулирует не только деятельность, а также и эмоции. Воля может развиваться гармонично или односторонне. Как правило, человеку с высоким уровнем волевого развития присуще стремление самостоятельно преодолевать встретившиеся трудности. Для людей со средним уровнем волевого развития характерно противоречивое отношение к трудностям. Низкий уровень волевого развития выражается в отрицательном отношении к трудностям, неспособностью мобилизовать усилия для их преодоления [1, с. 23]. Развитая воля - ценное качество человека. Однако, сама по себе воля слепа и может быть лишь послушным орудием доминирующей потребности. Хорошо известно, что одни люди, обладающие сильной волей, могут принести обществу много пользы, другие - неисчислимые бедствия, и тому в истории достаточно примеров. Воля может быть доброй и может быть злой по отношению к окружающим, будучи однозначной для проявляющего ее индивида. Различия между волей и нравственностью проявляются в том, что волевых принципов нет (способы действия вырабатываются с учетом ситуации) - есть только проявление волевого начала. Нравственное же фиксируется, накапливается, обобщается в принципах, нормах, правилах. Критерии нравственности складываются из многовекового опыта человечества. В поведении человека нет поступков, часть из которых регулируется волей, а другая - нравственностью как рядоположительными механизмами, хотя волевое и нравственное начала в регуляции деятельности могут быть выражены по-разному. Главное заключается в том, что нравственность - это не только ориентация мышления на систему специфических понятий, норм, требований, но и воля: человек направляет свои усилия только на определенные цели и избирает при этом только определенные способы действий. Нередки ситуации, когда нравственно вести себя способен только человек с сильно развитой волей. При слабости волевого начала нравственная регуляция поведения неполноценна, она остается на уровне лишь знания принципов морали, без должного отражения их в поведении. При слабости воли обедняются самые добрые побуждения, а порою человек, даже хорошо усвоивший принципы и отчетливо понимающий ценности морали, оказывается не в состоянии противостоять безнравственному принуждению. Функционирование нравственной регуляции деятельности в принципе сходно с механизмом волевой регуляции: здесь также есть тонические и циклические процессы, происходящие с помощью эмоций. Тонические процессы в данном случае - это постоянная оценка (упреждающая, текущая, завершающая) степени соответствования нормам и требованиям морали характера намерений, желаний, побуждений и т.д., а также предполагаемых или реально осуществляемых действий. Нравственная потребность охватывает всю деятельность. Она проявляет себя стремлением сохранить уважение и ощущать доброжелательное отношение окружающих, делать по возможности другим людям полезное и избегать в своем поведении всего того, что может быть им неприятно. Сам механизм и процесс оценки выступает как особое свойство личности - совесть: постоянная оценка собственных действий и себя как действующего лица с позиций нравственности. Выявление противоречия между эталонным для конкретной ситуации и намечаемым способом действия включает механизм нравственного торможения, предотвращающего совершение аморального поступка. По сути дела нравственное торможение - это ориентированный волевой акт. Разницу между эталонным для конкретной ситуации и реально осуществляемым или уже осуществленным действием определяет механизм нравственной коррекции. Важное значение имеет реакция окружающих. Особенно важно нравственное отношение подрастающему поколению: сколько взрослые не объясняли детям, что такое хорошо и что такое плохо, вести себя они вели, беря пример со старших, а не просто следуя их наставлениям. Таким образом, в проблеме соотношения нравственности и воли теория и практика смыкаются на каждом шагу, и всегда при этом проявляет себя необходимость нахождения правильного соотношения волевого и нравственного начал. Выводы по первой главе
Духовное воспитание - это основа всей жизни человека. Нравственность и духовность не возможны друг без друга. Сама по себе народная педагогика не решает проблему правильного воспитания детей. Она необходима, но недостаточна. Настоящее нравственное воспитание возможно только в сочетании с духовным. По словам К.Д. Ушинского: " Всякое существенное, а не только кажущееся улучшение в быту народа, всякая существенная реформа должна основываться на внутренней, духовной реформе, на движении вперед, совершающемся в самом духе народа, потому что только из этих духовных реформ вырастают сами собой прочные внешние реформы" [3, с. 73]. Материалы наблюдений показывают, что деятельность учителей и учащихся, одухотворенных идеей наилучшего обустройства России как доброй матери всех ее сограждан, приобретает все более четкую направленность, высокий нравственный смысл, постепенно вытесняя процесс социальной апатии и растерянности, неуверенности в завтрашнем дне. Народная педагогика подтвердила, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями. Народная педагогика - это, прежде всего, выражение коллективного разума людей. Общие сопереживания, радости и заботы не подавляют индивидуальность человека, а закладывают в нем доброту, смелость, силу, щедрость. И подтверждение тому - собранные в течение веков в систему народные педагогические традиции. Народная педагогика сложилась из жизненного опыта людей по воспитанию подрастающего поколения, но пока она не заняла соответствующего ей места в общей системе педагогических исследований (педагогическая теория только изучала и синтезировала ее). Каждая нация имеет собственную имплицитную концепцию воспитания, которая отражает особенности условий жизни и менталитета. Уже хрестоматийным стало высказывание К.Д.Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, или заимствованных у других народов». [10, с.161]. Современный интерес к этнопедагогической культуре, изучение отечественными учеными многовекового опыта воспитание позволяет прогнозировать существенное углубление разработки теоретических основ воспитательного процесса и повышение его результативности. В числе первостепенных трудностей этого пути можно назвать неоднозначность, иногда даже полярность подходов к определению как самого понятия «этнопедагогика», так и места ее в системе «этнопедагогика» и «народная педагогика». По существу, методологической основой и эмпирическим базисом изучения этнопедагогической культуры является этнография. Достаточно вспомнить, что у восточных славян научное осмысление народного воспитательного опыта и народно-педагогических идей чаще всего проводилось именно в рамках этнографических исследований. Достижения этнографии помогают выяснить место и роль этно-педагогических идей в системе культуры того этноса, а также установить их отличие от приобретений данных социокультур. В 30-40-е годы из-за изменения политизации в стране практически останавливаются исследования этнопедагогического направления. В 50-60-е гг. ведутся работы по изучению народно-педагогической культуры этнических групп России, Среднеазиатских республик, Казахстана и Украины и других республик СССР. В этот период народная педагогика рассматривается в советском аспекте. Примерно в середине 60-х годов ученые под народной педагогикой понимали в основном педагогическую мысль, идею. Постепенно в народе более расширилось понимание педагогики как совокупности педагогических идей и воспитательной работы. Усилилось влияние этноса на изучение народной педагогики. Известный педагог Г.Н. Волков в своей монографии «Этнопедагогика» сделал попытку разграничить понятие «народная педагогика» и «этнопедагогика». «Народная педагогика» - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.». [3, с.7]. «Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации». [3, с.30-31]. Самого автора, очевидно, не совсем удовлетворило такое разграничение, и поэтому последовала оговорка: «термином «народная педагогика» можно, конечно. Обозначить и отрасль науки, изучающую педагогические знания и опыт народа». [3, с.8]. Констатирующий эксперимент. Цель - выявить уровень состояния проблемы. Выявляли с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования, беседы и т. д. Работа проводилась в 1 «А» классе и в 1 «Б» классе. С первых дней велись наблюдения за каждым учеником. Все, кто работает с младшими классами, знает, что они народ интересный, живой, отзывчивый, готовый в любую минуту прийти на помощь. Но, вместе с тем, у каждого ребенка свой характер, своя индивидуальность, знание которой помогает учителю в работе. Опираясь на наблюдения, нами составлены характеристики 1 «А» и 1 «Б» классов. Характеристика 1 «А» класса. Это - класс - лицей с нетрадиционной программой обучения. После основных уроков происходит смена деятельности. Дети с удовольствием занимаются рисованием, танцами, обучаются работе на компьютере. В классе 18 учеников: 11 мальчиков и 7 девочек. Дети разных способностей, разного уровня воспитанности, работоспособности. С первых дней учебы выделялась группа детей, которые стремятся во всем быть примерными, серьезно относятся к учебным обязанностям, организованны. Имеют некоторые навыки в чтении, математике, письме. У них очень яркое воображение, эмоциональная речь. У многих детей есть способности к музыке, танцам, рисованию. Например, Женя П. - очень талантливая девочка. Она хорошо поет и танцует. Неоднократно выступала на классных и общешкольных мероприятиях. Мила М. и Игнат Ф., Алиса В. и Саша Ш. с удовольствием занимаются рисованием, аппликацией и лепкой. Дети с радостью предоставляют свои работы на выставки, проходящие не только в школе, но и в Районном Доме культуры. Коля С. - отлично ориентируется в компьютере. Эта группа детей занимает очень прочное авторитетное положение в классе. Они благотворно влияют на остальных детей. Между ребятами уже сложились товарищеские отношения. Они дружны между собой, помогают друг другу. Характеристика 1 «Б» класса. Это класс с традиционной программой обучения. В классе 19 учеников: 11 мальчиков и 8 девочек. Дети разного уровня умственного развития, работоспособности и воспитанности. Практически с первых дней учебы выделилась группа детей, которые серьезно относятся к учебным обязанностям, организованны, имеют некоторые навыки в чтении, математике, письме. У многих детей есть способности к рисованию, аппликации, лепке. С большим удовольствием занимаются рисованием Марианна К., Дима Ф. А Антон П., Кристина О. любят заниматься аппликацией и лепкой. В целом между ребятами сложились товарищеские отношения. Целью констатирующего эксперимента было - выявить уровень знаний той или иной темы младших школьников в двух параллельных классах. Детям предложили ответить на несколько вопросов о нашем государственном флаге и гербе: Анкета 1. Назовите цвета флага нашей страны. 2. Что означают цвета Российского флага? . Где можно увидеть изображение флага России? . Что представляет собой герб России? . Почему на гербе нашей страны изображен именно двуглавый орел? . Зачем стране нужны герб и флаг? . Какие города-герои вы знаете? . Назовите героев-сузунцев, в честь которых названы улицы нашего поселка. . Назовите семейного героя. Что вы можете о нем рассказать? . Для чего создаются памятники. Пишут стихи, книги, ставят фильмы о войне? . Что дает нам мир? . Что приносит нам война? Уровень знаний определялся следующим образом: Высокий уровень - полные и точные ответы на каждый вопрос. Допускались 2-4 неточности, не считающимися грубыми ошибками, или 1 грубая ошибка. Средний уровень - 2-3 ошибки или отсутствие ответа на 2-3 вопроса. Низкий уровень - отсутствие ответов на 4 и более вопросов или наличие такого же количества грубых ошибок. Согласно полученных результатов: · в экспериментальном классе высокий уровень знаний показали 4 ученика, средний - 10, низкий - 4. · в контрольном классе: высокий - 4, средний - 11, низкий - 4. Полученные данные диагностики памяти были выражены в процентном отношении к общему числу учащихся в классе, составлена таблица и столбчатая диаграмма.
Таблица 1. Результаты диагностики: знания младших школьников по заданной теме до проведения эксперимента
Рисунок 1 - Диаграмма результатов диагностики: знания младших школьников по заданной теме до проведения эксперимента
После констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы. Таким образом, появилась конкретная картина уровня знаний каждого ребенка. Получив данные о численном распределении учеников по уровням развития, мы сконструировали систему его совершенствования. На формирующем эксперименте была разработана программа, направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников через применение различного рода игр и донесения новой информации до учащихся (Приложения 1, 2). По словам В. А. Сухомлинского урок - это первая искра, зажигающая факел любознательности. Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, учитель старается пробудить в них активное восприятие. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Эффективность средством развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Таким образом, после формирующего эксперимента нами были сделаны выводы: приведенная методика организации дидактических игр, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал, безусловно, стимулирует развитие уже имеющихся умений и навыков детей. Контрольный эксперимент Цель контрольного эксперимента - выявить уровень активизации познавательной деятельности младших школьников, в результате целенаправленной работы педагога. Выявляли с помощью тестирования, наблюдения, беседы и т. д. Выявляли уровень проблемы среду учеников младших классов. Данная работа проводилась в 1 «А» и в 1 «Б» классах. В ходе эксперимента на одном из уроков, была проведена игра «Вспомни соседние полосы флага». Учащимся надо вспомнить, в какой последовательности расположены полосы российского флага. Желающих ответить на этот вопрос достаточно много, но мы выбираем Любу В., так как она очень сильно хотела ответить на этот вопрос. Учитель: «Люба, назови нам соседку белой полосы флага России.». Она отвечает: «Голубая». Учитель: « Молодец, Люба, ты правильно ответила. Дети, назовите соседку красной полосы флага. На этот вопрос отвечает Женя Ф.». Женя отвечает: « Голубая». Учитель: «Молодец! Почему и у белой полосы флага, и у красной одна соседка - голубая полоса? ». На этот вопрос отвечает Андрей Б.: «Флаг России - трехполосный. Голубая находится между белой и красной». Учитель: «Как выглядит флаг России? » Отвечает Даша М.: «Флаг России представляет собой полотнище с тремя горизонтальными линиями: белой, голубой, красной». Мы предложили детям ответить на вопросы тестов, на которые они отвечали в начале года. Результаты обрабатывались путем подсчета количества учащихся, относящихся к высокому, среднему и низкому уровням развития. Диагностируя уровень памяти, мы получили такие результаты: · в экспериментальном классе: высокий уровень знаний показали 6 детей, средний уровень знаний - 11, низкий уровень знаний- 1 ребенок. · в контрольном классе: высокий уровень знаний показали 5 детей, средний уровень знаний - 12, низкий уровень знаний - 2. Полученные данные были выражены в процентном отношении к общему числу учеников в классе, составлена таблица и столбчатая диаграмма.
Таблица 2. Результаты диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Рисунок 2 - Диаграмма результатов диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Таблица 3. Сравнительные результаты диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Рисунок 3 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики: знания учащихся экспериментального и контрольного классов по заданной теме на контрольном эксперименте
Общий уровень нравственной воспитанности младших школьников определялся по нескольким критериям: 1. Отношение к труду и учебе. 2. Отношение к родному краю. . Отношение к классному коллективу. . Отношение к самому себе. По результатам эксперимента всех первоклассников мы разделили на 3 группы: 1. Ученики с низким уровнем нравственной воспитанности - чувство патриотизма проявляется слабо, к делам коллектива равнодушен, в общественной жизни участия не принимает, проявляет негативное отношение к традициям, истории родного края, равнодушен к его природе, самооценка личности завышена. 2. Средний уровень нравственной воспитанности - активно участвует в делах коллектива, общественных мероприятиях. Любит родной край, но мало интересуется историей, традициями, мало интересуется проявлениями в природе, самооценка личности средняя. . Высокий уровень нравственной воспитанности - активно участвует в делах коллектива, общественных мероприятиях. Любит родной край, много интересуется историей, традициями, любит природу, критичен к себе. Согласно вышеуказанным критериям, на основании проведенного эксперимента, у нас получились следующие результаты (Таблица 4). По данным таблицы была составлена столбчатая диаграмма.
Таблица 4. Результаты диагностики: уровень нравственной воспитанности младших школьников до проведения эксперимента
Рисунок 4 - Диаграмма результатов диагностики: уровень нравственной воспитанности младших школьников до проведения эксперимента
Таблица 5. Результаты диагностики: уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном эксперименте
Рисунок 5 - Диаграмма результатов диагностики: уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном эксперименте Таблица 6. Сравнительные результаты диагностики: уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном эксперименте
Рисунок 6 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики: уровень нравственной воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном эксперименте
Таким образом, анализируя результаты контрольного эксперимента, был сделан вывод: весь комплекс мероприятий, рассматриваемых нами в связи с обсуждением проблемы знаний младших школьников по заданной теме как средства активизации познавательной деятельности младших школьников, обеспечивает плавный переход к новой для них учебной деятельности.
Считалки Всякая игра начинается с выбора водящего, действующих лиц. Этой цели служат считалки. Считающий должен произносить слова считалки напевно. Поются считалки с резким подчеркиванием размера - с указанием на одного из играющих при каждом ударном слоге. Водить должен тот, на кого упадет последний слог или слово. На это указывает иногда смысл последнего стиха (" поди вон", " выходи", " догоняй", " тебе водить" ). Например: Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепила за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит - это он, Выходи из круга вон! Главное в считалке - ее ритмическая организация. Отсюда некоторое пренебрежение смыслом в иных считалках. На эти жанровые особенности считалок и акцентировалось внимание в работе с ними: разучивание текста проводилось путем организации хоровой декламации с притопыванием или прихлопыванием, соответствующим ритмической организации текста. При заучивании считалок детям предлагались карточки, на одной стороне которых был напечатан текст, на другой - картинка с изображением предметов, о которых идет речь в считалке и которые являются опорными в смысловом отношении. Ребята рассматривали картинку, читали текст и сопоставляли его содержание с картинкой. Такие карточки способствовали быстрому запоминанию и воспроизведению считалок. Песенки Очень разнообразны по содержанию и эмоциональной окраске песенки. Первоклассникам вполне доступны хоровые песни шуточного содержания, например " Каравай", " Яблоньа", " Заинька". Вырастай, яблонька, Вот такой вышины. Распускайся, яблонька, Вот такой ширины. Расти, расти, яблонька, В добрый час. Потанцуй Танечка, Поскачи для нас… И т.д. Не менее интересны для детей при хороводных играх песни календарного цикла, трудовые, такие, как " Просо", " Лен". Напомним: А мы землю парили, парили. А мы землю пахали, пахали. А мы просо сеяли, сеяли. А мы просо пололи, пололи. Некоторые игры сопровождаются песенками-приговорками, близкими к дразнилкам. Например, в игре " Дедушка-рожок": " Дедушка-рожок на печи дыру прожег! " Или в " Красках": Я - монах в синих штанах, На лбу шишка, В кармане мышка. Дети легко улавливают юмор, смеются. Песенки-дразнилки им очень нравятся. В народных играх есть песенки и бытового и лирического содержания. Такова песенка в игре " Коршун": Вокруг коршуна хожу, Ожерелье нижу, По три ниточки - Бисериночки. Я снизала вороток, Вокруг шеи короток. Каждая из таких песенок требует своей манеры исполнения, дополняемой каким-либо действием, движением. Мы их разучиваем с детьми так. Сначала я напевно читаю эту песенку. Дети молча слушают меня. Если песенка длинная, то методом хоровой декламации мы заучиваем ее наизусть. При этом каждый ребенок пробует и предлагает к тексту какие-то свои движения. Класс оценивает предложения, выбирая лучшие. Потом дети становятся в хоровод и я объясняю правила игры. Песня начинается, дети ведут хоровод. Мелодия вырабатывается как бы сама собой, подсказанная ритмом. Имитировать мотивы, предлагаемые на пластинках, мы в кружке не пробовали. Если же песенка короткая, в несколько слов, дети схватывают ее сразу, легко запоминают и включают в игру в манере мелодекламации. Обычно на занятии разучивается одна игра с песенкой, которая по желанию детей повторяется два-три раза. Диалоги В одних группах игр диалоги заранее известны, их содержание не меняется. Некоторые связаны стихотворным размером и рифмой. Например: ─ Гуси-лебеди, домой! ─ Нам нельзя идти домой! ─ Почему? ─ Серый волк под горой! ─ Что он делает? ─ Под горою волк похаживает, на нас волк поглядывает! То туда идет, То сюда идет, Нам пройти не дает. В игре " Коршун": ─ Коршун, что делаешь? ─ Ямочку рою. ─ Зачем тебе ямочка? ─ Денежку ищу. ─ Зачем тебе денежка? ─ Иголку купить. ─ Зачем тебе иголка? ─ Мешочек сшить и т.д. В других играх диалог напряженный, он требует от игроков умения вести беседу, преследуя определенную цель. Например, в игре " Черно с белым не носить" ведущий предлагает каждому из играющих ряд вопросов, на которые надо обязательно ответить, не употребляя слов черный, белый, да и нет. Ведущий всячески провоцирует употребление именно этих слов: ─ Какой хлеб ты больше всего любишь: белый или черный? ─ Ржаной. ─ Ты всегда ходишь за ним утром, да? ─ И утром, и вечером. ─ Особенно вкусен свежий, с хрустящей корочкой хлеб, да? ─ Да! Вот и попался игрок. Особенность ведения диалога такова. После того какелый, да и нет. ет каждому из играющих ряд вопросов, на которые надо обязательно ответить, не употребляя слов черныйамации.ито я прочитала диалог, объясняя игру, с помощью считалки мы определяем действующих лиц. Игру начинает та группа, которая выделилась. Остальные смотрят, запоминают игру и снетерпением ждут своей очереди показать всем, какой новой игре они научились. Если дети, которым выпало начинать игру, в диалоге затрудняются, я подсказываю, и игра от этого не сбивается. А те, кто играет в третью и четвертую очередь, ошибок в диалоге не допускают. Драматизированные игры Драматизированные игры - это не что иное, как сказки. Соответствующей была и методика разучивания игр. Вот, например, как протекало разучивание игры " Гуси-лебеди". |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы