Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Праздник в музее как тенденция современности



 

Белозерова В. В. - доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений ОГИК

 

Социально-экономические перемены современного общества требуют качественного изменения профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства. Социальная миссия современных вузов – сохранение и экспонирование достоверных, первичных источников познания истории и культуры. Опираясь на национальные культурные ценности, музеи играют важную роль в формировании исторической памяти и гражданских качеств личности, могут воссоздать исторические реалии, приобщить молодежь к ожившей истории, вызвать чувство сопричастности значимым событиям.

Роль музеев в современной России существенно меняется: их понимание как выставочного пространства музейных предметов постепенно исчезает. Все чаще музеи включают в свою деятельность комплексные программы для разных целевых аудиторий, стремятся взять на себя роль института культуры, отвечающего за идентификацию и самоидентификацию современного человека, дают понять, что ценности, которые в них находятся, эффективны и в сегодняшней реальности. Новые формы их деятельности реализуются в программах интерактивного событийного туризма. В музейной практике очевидна тенденция к праздничности и зрелищности мероприятий. Вместе с тем, исследователи выделяют актуализацию нереализованного социокультурного потенциала музейного праздника как важной структурно-типологической единицы культуры и зрелищности, доминантного принципа самовыражения [16, с. 123].

Несмотря на генетическую архаичность, праздник - актуальный социокультурный институт, эффективный инструмент реконструкции и стабилизации культуры современного общества, «комплексная форма культурно-образовательной деятельности музеев, основанная на различных приемах активизации музейной аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие: театрализации, игре, применении особой атрибутики, ритуалов…» [14, с. 109]. По мнению Т. Ю. Юреневой, в музейном празднике единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера, театрализованного представления и пр. [17, с. 485]. Он направлен на создание определенного эмоционального состояния человека, растворяющегося в коллективном чувстве [7], способствует консолидации общности, преодолению отчуждения, формированию исторического сознания, личной идентичности, коллективности и социальной солидарности. Музейный праздник - форма и средство социального общения, это коммуникация и модификация хронотопа (в его границах существенно изменяется представление человека о пространстве и времени).

75 Сегодня общественное сознание испытывает потребность в переосмыслении архетипической иерархии, в выборе новых приоритетов. Музейные праздники заполняют нишу исчезнувших советских праздников, при этом возрождается более ранний, иногда древний слой праздников, передающих важные для всех времен архетипические образы. Опирающиеся на традиционную культуру, музейные праздники выступают своеобразным их «хранилищем».

Музейный праздничный артефакт актуализирует архетипический пласт, обобщает архетипическую семантику, образы и формы. В форме музейного праздника происходит «сверка», «примерка», «подгонка», выбор и смена архетипических приоритетов, поиск нового архетипического равновесия [4, с. 623]. Идет «перезагрузка», определяются архетипические основания обновленной культурной картины мира, вырабатываются, кристаллизуются разумные основы новых форм социокультурной активности [там же]. В условиях современности возрастает роль тех естественных оснований человека, которые связаны со словом «традиция» и архаическими понятиями: «предки», земля» [7, с. 198].

Музеи занимают важное место в популяризации объектов нематериального культурного наследия, искусственном «оживлении» и развитии региональных традиций народной празднично-обрядовой культуры. Музейный праздник - важный способ восстановления и реконструкции традиционных праздников и обрядов. Посредством музейного праздника «духовные традиции народа, выраженные, прежде всего, в обрядовой сфере, приобретают музейное значение» [8, с. 97]. В музейной среде заключена возможность «взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего существующего и возможность совершенно иного миропорядка».

По мнению Е. В. Мавшенко, в музейной среде детального восстановления, полноценной реконструкции праздника или обряда достигнуть невозможно. Видоизменения неминуемы, так как нет совершенно полных источников их отображения, фактически свидетельствующих, какими они были в ту или иную эпоху [8]. Поэтому при их перемещении в современность новая трактовка элементов неизбежна. Модернизация, знаково-символическая адаптация, замена сакрального смысла поэтическим переживанием и другие модификации подчиняются закону фольклоризма. «Изменяется и форма обряда вследствие подмены его атрибутивных компонентов на современные: рождается новая подоплека обряда, новая символика, современные атрибуты, нетрадиционное ряженье, новые песни и пр. » [10, с. 117].  

В ходе реконструкции элементы народной празднично-обрядовой культуры, вырванные из традиционного контекста, не являются настоящими копиями аутентичной традиции и «приобретают новый семиотический статус» [5, с. 196]. Работникам музеев необходимо стремиться к ее воспроизведению в максимально приближенном к аутентичному варианту. Только в этом случае традиции и обычаи смогут развиваться и оказывать воздействие «на социокультурную ситуацию, участвовать в формировании национального и этнического сознания …» [10, с. 103].

М. Е. Каулен выделяет 4 основных способа актуализации нематериальных форм наследия: фиксация, воссоздание, моделирование, конструирование [6, с. 135], которые могут быть активно использованы в сохранении и развитии традиций народной празднично-обрядовой культуры в музейной среде. Первый способ - «фиксация» («перевод объекта из среды бытования в состояние музейного объекта без существенных изменений»). В популяризации традиций народной празднично-обрядовой культуры важную роль играет метод моделирования и метод реконструкции – воссоздания исчезнувших явлений. Он применяется в отношении утраченных исторических фактов и объектов на основе использования имеющихся описаний и данных. Реконструкция - «метод, позволяющий восстановить утраченный объект с максимальной степенью соответствия прототипу» [9, с. 60], «научно-обоснованное восстановление облика утраченного или разрушенного культурного или природного объекта» [15, с. 60]. Ее цель - «получение информации о функционировании нематериальных объектов» [там же]. Применительно к народным праздникам и обрядам реконструкция всегда носит гипотетический характер и связана с «абстрактной исследовательской моделью …» [2, с. 52].

В Орловском регионе проводятся музейные праздники, не связанные с традиционными обрядами. Их тематика отражает профиль музея и региональную специфику. К ним можно отнести литературно-художественные праздники: «Фетовская весна» в с. Клейменово Орловского района; «К тебе стремится вся душа», «Он с Русью повенчан навеки», «Ожившие мгновенья минувшей красоты» в рябиновом сквере музея И. С. Тургенева (г. Орел); «Бунинские яблоки» в музее И. А. Бунина; «Дворянских гнезд заветные аллеи», праздник на «Бежином лугу», «Тургеневская осень» в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново» - национальном парке и родовом имении И. С. Тургенева, одном из лучших музейно-усадебных и парковых ансамблей России. Составной частью музейных праздников данной группы является экскурсия по дому-музею с находящейся в нем бесценной коллекцией подлинных вещей великого русского писателя, знакомство с его жизнью и творчеством, прогулка по знаменитому парку. К этой группе также можно отнести интерактивные акции - «ночи в музеях». В Орле празднование международного Дня музеев начинается с экскурсии по старинным дворянским усадьбам, а завершается ночью в стенах музея Тургенева. Ежегодно к этому дню специально разрабатывается маршрут с посещением мест, связанных с И. С. Тургеневым и героями его романов. Литературоведы рассказывают о семье всемирно известного писателя, его пристрастиях, балах и званых ужинах. Здесь можно услышать стихи и отрывки из романов, увидеть Лизу Калитину и Федора Лаврецкого. В 22 часа вечера в окнах музея Тургенева горит свет и настежь открыты двери. Тема ночного праздничного действа - сказка о тюльпанном дереве, заимствованная у В. Жуковского. Зрители путешествуют во времени и пространстве сначала на Восток, откуда цветок был родом, затем на Запад, где тюльпан стал причиной невероятных историй и приключений. И лишь потом он оказался в России, в саду Варвары Петровны, матери Ивана Сергеевича. (Она была страстной любительницей цветов и постоянно просила любимого сына Ванечку привезти из-за границы хоть одну тюльпанную луковичку. ) В этот день в музее цветы были повсюду - на картинах, в легендах, в стихах и песнях. В финале театрализованного представления каждому гостю был преподнесен цветок счастья - желтый тюльпан. А потом была прогулка под луной [3].

Музейные праздники сопровождаются народной музыкой, традиционными угощениями, русскими народными играми, хороводами. Они представляют собой наиболее аутентичные формы реконструкции. Основные их черты: массовость, использование методов иллюстрации и театрализации, включенность в драматургическую основу музейных реликвий и экспонатов, активизация посетителей.

Музейный праздник как комплексная форма включает в себя театрализованное представление, массовое гуляние на открытой площадке,

Основные его черты: массовость, использование методов иллюстрации и театрализации, включенность в драматургическую основу музейных реликвий и экспонатов, активизация посетителей. ….. Он сопровождаетя народной музыкой, традиционными угощениями, русскими народными играми, хороводами. Они представляют собой наиболее аутентичные формы реконструкции. Основные

В настоящее время социально-экономические перемены требуют качественного изменения профессиональной подготовки специалистов сферы культуры и искусства. Современные музеи испытывают нехватку специалистов, способных на высоком профессиональном уровне осуществлять деятельность по организации и постановке музейных праздников. Важную роль в разработке их драматургической основы, его дальнейшего воплощения играют приглашенные режиссеры. Нередко разработкой сценария и его воплощением музейные специалисты выполняют самостоятельно. Все еще недостаточно в разработке содержательной основы праздников используется творческий метод театрализации, фондовые исторические документы, экспедиционный материал.

Следовательно, музейный праздник требует от музейного работника сценарной культуры, специальных практических навыков, целенаправленного формирования специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками в этой области.

 

   Повышение квалификации специалистов, определение приоритетной тематики курсовой переподготовки различных категорий музейных работников, совершенствование их профессионального уровня, разработка на городском и областном уровнях целостной системы подготовки и переподготовки специалистов, способных осуществлять сценарную и режиссерско-постановочную работу – таковы актуальные проблемы. Музеям необходимо продолжить практику проведения праздников, основанных на народных традициях, бытующих в регионе, а также организации выставок и ярмарок-продаж изделий народных умельцев, участия в обрядовых программах лучших мастеров декоративно-прикладного искусства. Высшим учебным заведениям необходимо внести изменения в организацию практики студентов: ежегодно определять не менее одной базы для наиболее эффективного ее прохождения; организовать преддипломную практику на базе музея с учетом обязательного освоения вопросов организации и проведения праздника в условиях музейного пространства, сохранения традиционной празднично-обрядовой культуры в условиях музейной среды. Важным условием успешного проведения музейных праздников является изучение положительного опыта их организации в других регионах России. Комплексный подход приобретает особенно существенное значение в решении ряда проблем, связанных с их проведением. Праздники могут стать визитной карточкой музея и городским объектом культурного туризма, выступить основной площадкой и составной частью общегородского праздника.   

                                                   Список литературы                                                                        

1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса/М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1965. С. 41.                                       

2. Дмитриев, В. А. Использование этнографического материала в ранних этнокультурных реконструкциях/В. А. Дмитриев// Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев/ Труды ГИМ. -М., 2006. С. 52-54.

3. Дни и ночи Орловских музеев [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp: //www. музей-тургенева. рф/turgenev_nuws. html? id=34 [Дата обращения 06. 06. 2016].

4. Зрелищные формы в музее как тенденция современности // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 622-625. [Электронный ресурс]. Режим доступаhttp: //cyberleninka. ru/article/n/zrelischnye-formy-v-muzee-kak-tendentsiya-sovremennosti [Дата обращения 06. 06. 2016].

5. Зязева, Л. К. Постмодернизм и духовное пространство России/Л. К. Зязева//Музейная эписистема: сборник статей под ред А. А. Никоновой. - СПб, 2009. С. 87-109.

6. Каулен, М. Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия/М. Е. Каулен//Культура памяти: сборник науч. статей/Рос. инст. культурологии. - 2003. С. 123-138.  

7. Костина, А. В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

8. Мавшенко, Е. В. Музейный праздник в исторической перспективе и научной рефлексии/Е. В. Мавшенко//Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. -2012. - №2 (6).

9. Максимов, Р. И. Некоторые аспекты методологии научной реконструкции и использование ее в научно-образовательной деятельности /Р. И. Максимов, И. Э Максимова//Научные реконструкции в современной экспозиционной и образовательной деятельности музеев. - Труды ГИМ. - М., 2006.

10. Народная культура: учебное пособие /отв. ред. Н. Г. Михайлова. - 2000. -219 с.  

11. Орловский вестник, 23 февраля, 2008. С. 5.

12. Орловский вестник, 1 марта, 2008. С. 1-8.

13. Орловская правда, 16 июня 2001. С. 4.

14. Праздникмузейный // Российская музейная энциклопедия. - М., 2001. -Т. 2. С. 109− 110.

15. Словарь актуальных музейных терминов//Музей. -2009. №5. С. 47-68.

16. Хренов, Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс/Н. А. Хренов. - М.: Наука, 2006.

17. Юренева, Т. Ю. Музееведение/Т. Ю. Юренева. -М., 2003. 560 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2023-10-11; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь