Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единое, множественное и судьба у Плотина



Плотин - последний оригинальный голос греко-языческой античности, который по силе своего дарования приближается к самым крупным мыслителям классического периода греческой философии. Несмотря на то, что многие исследователи определяют атмосферу, в которой ему пришлось действовать, как эпоху декаданса, Плотин не является простым систематизатором трудов Платона, Аристотеля или стоиков, он – самобытный творец. Его «Эннеады» заслуженно стоят в одном ряду с другими шедеврами античной мысли. Школа Плотина отличается от всех предыдущих тем, что она не была призвана воспитать ни будущих государственных деятелей, ни ученых, в школе Плотина не стремились к душевному аскетизму; перед ней стояла совершенно иная задача – необходимость научиться созерцать и достигать единство с божественным.

 

Большинство людей, которые погружены в течение обычной практической жизни, забывают свое происхождение и, уже далеко уйдя от первоисточника, не могут правильно определить самих себя. Таким людям все представляется более ценным, чем их собственная душа. Для того чтобы найти истинный путь и возвести все к начальному единству, Плотин подробно рассматривает вопрос о душе. Согласно взглядам философа:

 

- душа – это бытие само в себе

 

-душа не есть и не может быть функцией телесного организма

 

-душа не есть гармония тела

 

-душа управляет телом, борется со страстями, с желаниями тела

 

Однако может ли быть душа, спрашивает Плотин, высшим началом, из которого происходит все? Может ли она быть основанием для всех вещей, существующих в мире? Душа мира - душа все оживляющая, следует не тому, что есть она сама, а тому, что существует для нее как ее прототип. Собственная форма души предполагает деятеля, от которого душа получает свою форму. То, что дает душе форму, называется Ум. Ум первее души и существует сам по себе.

 

Однако и Ум не есть, согласно Плотину, последнее высшее начало в порядке восхождения к первичному, к превысшему. Ум существует в себе. Но всему, существующему в себе, свойственно Единое. Без единства нет определенности, а без определенности нет и бытия. Единство есть первое условие и для бытия предметов, и для бытия состояний и деятельностей. У Плотина Единое – бесконечно. Плотин первый рассматривает бесконечное в нематериальном измерении, следовательно, его внутренняя продуктивная сила ничем не ограничена. Но, будучи неограниченным, Единое не есть неограниченная величина, так как величина – всегда многое и никогда не есть безусловное простое. Единое не может быть ограничено не только ничем другим, но и самим собой, так как иначе оно было бы двойственным: ограничивающим и ограниченным. Единое должно быть самодовлеющим. Единое – это «самопродуцирующая активность», «благо, которое само себя творит», «оно такого, каким хотело быть», «его воля и его бытие совпадают». Единое не выразимо, ибо к нему нельзя приложить ничего из области конечного. Так как все, в том числе и душа, имеет своим свойством единство, то душа не может быть тождественной единству. С другой стороны, в душе, как и во всем, существует также и множество: множество сил, способностей и стремлений. Таким образом, и с этой точки зрения душа не тождественна единству и не является его источником. По Плотину, первоначальное Единое должно быть совершенно простым и безусловным. Все непростое не может быть первоначалом, так как состоит из простого, следовательно, от него зависит. Безусловная простота Единого не есть ни математическая точка, ни общее понятие. Эта простота в качестве первоначала не есть убожество, а есть бесконечное богатство.

Познать Единое невозможно ни при помощи чувств, ни при помощи ума. Познать Единое можно только при помощи особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта сосредоточенность – созерцание, отрешающееся от всего, что не есть единое, и сосредотачивающееся на безусловно простом. Постижение Единого, о котором здесь говорит Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.

Почему и как из Единого происходит все существующее?

Вопрос о происхождении поставлен у Плотина вне времени и сводится к вопросу о зависимости одного бытия от другого. Первое, что происходит из Единого есть Ум, так называемое второе начало. Второе начало происходит не из какой-либо потребности первоединого, а только из полноты его бытия. Единое, преисполненное бытия, как бы переливается через собственный край и, переступая свою границу, порождает другое бытие. При этом первоединое не испытывает никакого изменения, умаления или разделения. Начавшееся таким способом происхождение подчинено определенному закону, согласно которому все происшедшее всегда ниже производящего. Так возникает целая градация степеней бытия, происходит процесс метафизического порождения ипостасей. То, что близко стоит к совершенному, совершеннее того, что дальше стоит от совершенства. После Единого Ум всего совершеннее, так как он непосредственно созерцает единое. В силу закона, согласно которому производимое всегда ниже производящего, возникает множественность. По отношению к Единому низшим является многое. Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина Душа. Она так относится к Уму, как Ум к Единому. В то время как Единое и Ум остаются безусловно неподвижными, душа обладает движением. С одной стороны, Душа обращена к высшему началу и действует по закону этого высшего начала. С другой, она частично погружается в порядок мировой жизни и осуществляет первообразец на материи. Душа находится как бы на грани мира божественного и мира чувственного, а значит, в силу природной необходимости соприкасается с обоими. Но даже когда душа погружается в чувственный мир, она остается вечным и божественным началом. Душа находится посредине между безусловной делимостью чувственного мира и безусловной неделимостью истинно-сущего. Она делима лишь в отношении к телу, но сама по себе остается неделимой. Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала. Существенное единство Души проявляется в способности людей сочувствовать друг другу, радоваться чужой радостью и печалиться чужой печалью.

 

Как Плотин определяет судьбу человека? Что в его представлении является целью земной жизни? Плотин говорит, что этой целью является возвращение Души к первоначальной жизни, то есть к той жизни, когда Душа находилась в тесной связи с умом и когда она созерцала идеи. Судьба души в том, чтобы достичь божественного. Условием этого достижения является совершенство нравственной жизни. Души людей, которые смогли отрешиться от всего чувственного, после смерти сливаются с божеством. Если же душа не возвышается до божественного, то возникает ряд душепереселений. При этом новое состояние Души соответствует ее прежним склонностям и вместе с тем представляет собой возмездие за ее прежнюю жизнь. По мнению Плотина, тело для Души - это нечто, через что Душа, соответственно потребности, может вступить в отношения с внешним миром. Связь Души с телом Плотин признал чрезвычайно тесной. С одной стороны, эта связь не дает возможности развиваться собственным задаткам Души, а с другой – развивает в ней деятельности и отношения, которые соответствуют особому положению Души в теле. Плотин выделял три рода деятельностей Души.

 

1. Деятельность, в которой Душа непосредственно зависит от своего тела (к этой области деятельности Души относятся низшие волнения и чувства, сопровождающиеся удовольствием или неудовольствием. Телу здесь принадлежат сами волнения, в то время как Душа – сознание этих волнений)

 

2. Деятельность, которая возможна только при условии существования Души в теле, но в своих функциях не зависит от тела (высшие волнения и низшие функции познавательной деятельности – чувства)

 

3. Деятельность, которая относится к Душе независимо от связи души с телом (высшие функции познавательной деятельности – мышление)

 

Этика Плотина завершается его учением об очищении души. В очищении Души Плотин видит средство, необходимое для достижения наивысшего совершенства. Именно очищение есть освобождение Души от телесного, от земных интересов и возвышение ее до божественного. Плотин выделяет несколько возможных путей возврата к Абсолюту: путь добродетели, путь платоновской эротики, путь диалектики и путь экстатического погружения в божество.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь