Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура и состав современного культурологического знания



Предмет культурологии.

Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона. В ходе длительной эволюции от Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение его содержания.

Предмет культурологи - сущность и значение культуры как целостного социального явления, как специфической функции и модальности индивидуального и общественного человеческого существования, как человеческое оформление существования, как утонченная, исполненная разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности.

Значение культурологи в том, что она дает интегративное гуманитарное знание, объединившее в единое целое отдельные знания о жизни людей и человеческих сообществ. Культурология имеет и практическое значение, в том числе и для успешной экономической деятельности.

Структура и состав современного культурологического знания

Современные культурологические исследования представляют собой обширный комплекс научных дисциплин, направлений научной работы, различных подходов к культурологическим проблемам, методологий и т.д. Нельзя говорить о некой строгой организации, четко выделяемой структуре этой системы знаний. Все попытки описать структуру культурологического знания носят предварительный характер, однако вполне возможно выделить наиболее заметные элементы структуры культурологических наук.

Во-первых, это теория культуры, представляющая собой все многообразие попыток общего осмысления культуры, версий «картин» культуры, вариантов систем понятий, категорий, теоретических схем, с помощью которых можно было бы описать культуру и ее развитие. Особое место в этой сфере занимает философия культуры, в рамках которой задача создания теории культуры решается с помощью традиционных философских методов и понятий.

Во-вторых, это историко-культурные исследования, опирающиеся на достижения классических гуманитарных наук, но использующие новые культурологические подходы. Выделяются историко-культурные исследования общего профиля, исследования культуры ментальностей, исследования религиозного аспекта культуры, литературоведческие исследования истории культуры, культурологическое изучение мифологии, культурологические аспекты лингвистики, семиотики (теории знаковых систем), искусствоведения и эстетики.

В-третьих, это социология культуры, являющаяся синтезом социологической и культурологической науки. Социологические исследования культуры имеют как теоретическую, так и практическую направленность. В последнем случае можно указать на концепции культурной политики и деятельности культурных институтов, социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, изучение культурологического образования в России и других странах и т.д.

В-четвертых, это культурная антропология - область культурологических знаний, во многом близкая социологии культуры, но уделяющая большее внимание этническим элементам культуры, процессам взаимодействия культур разных народов, изучающая особенности языков и иных средств коммуникации в различных культурах. В соответствии со своим названием она стремится создать как можно более полную картину жизни человека в культурной среде, то есть среде, самим же человеком и сотворенной. Для достижения этой цели культурная антропология широко использует данные естественных наук, имеющие отношение к жизнедеятельности человека, а также данные археологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, истории религии и мифологии, истории, социологии, философии.

Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

Культурология как наука возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки – выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия.

Важное место в системе наук о культуре занимает философия культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных ее теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии.

В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в ее внутренних связях, как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий - таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество.

В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Социология изучает общество как целое в двух направлениях:

1. Выясняет связи координации и субординации между компонентами социальной системы.

2. Анализирует место и роль отдельных компонентов системы в жизнедеятельности общества, их структурно-функциональный статус в социальной системе.

В соответствии со спецификой социологического подхода социология культуры

- исследует место отдельных элементов и сфер культуры, а также культуры в целом в социальной системе;

- изучает культуру как социальное явление, порожденное потребностями общества;

-рассматривает культуру как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов и различных общностей, а также социальных институтов, вырабатывающих и распространяющих эти ценности.

В отличие от философии культуры социологию культуры отличает практическая направленность. Социология культуры непосредственно связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.

Культурная антропология является одним из важнейших направлений культурологических исследований. Культурная антропология является частью огромной системы знаний о человеке, называемой антропологией («наукой о человеке»). В ее рамках выделяют теологическую (богословную), или религиозную, антропологию, психологическую антропологию, естественно-научную (биологическую) антропологию, когнитивную антропологию, изучающую проблемы познания человеком мира. В этом ряду нашла место и культурная антропология, исследующая культуру как форму жизни и деятельности человека, среду обитания людей.

Культурная антропология занимает особое место в ряду культурологических научных дисциплин. Среди них трудно найти подобную ей по богатству фактического материала, разнообразию и продуманности теорий, широте охвата самых различных культурных явлений. Культурная антропология по предметам исследований и методологии особенно близка к социологии культуры. Возможно, именно эти две науки станут основой для культурологического синтеза гуманитарных наук в будущем.

Основные методологические принципы культурологии.

Деятельностный подход

Его суть заключается в том, что культура рассматривается как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе.

В рамках этого подхода в России возникло два направления. Представители первого направления (Н. В. Злобин, П. Д. Коган) считают, что культура является процессом творческой деятельности. В ходе этого процесса происходит духовное обогащение общества и самосознания человека как субъекта культурно-исторического процесса. Его сторонники говорят, что культура – это второе, творческое, рождение человека.

Представители второго направления (Э. С. Маркарян, Ю. А. Жданов, В. Е. Давыдович и др.) видят в культуре особый способ деятельности. «Культура есть процесс и результат человеческой деятельности. Он выступает определенной основой для исследования и локальных, и исторических типов культур и для соотношения культуры и цивилизации» (Э. С. Маркарян).

Системный подход

Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры, и реализует стремление к анализу культуры в парадигме, задаваемой теорией систем. В рамках С.п. культура рассматривается как система, складывающаяся и функционирующая во взаимодействии: объективной и субъективной форм; рациональной и эмоционально-чувственной ее составляющих; процессов производства, распространения и “присвоения” культурных ценностей и др. Одна из первых попыток применения С.п. принадлежит Л. Уайту. В работах “Наука о культуре” (1949), “Эволюция культуры” (1959), “Понятие культуры (1973).

Семиотический подход

Научный термин семиотика происходит от греческого слова “semeion”, что в переводе звучит как “знак”. Следовательно, семиотика – это наука о знаках, которая с самого начала своего появления в начале XX века представляла собой надстройку над целым рядом гуманитарных наук, оперирующих понятием знака. Так, интересы семиотики распространяются на человеческие коммуникации, информационные и социальные процессы, на область функционирования и развития культуры, все виды искусства, и даже общение животных. Так же семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе, природе или в самом человеке. Основателем семиотики считается американский логик, естествоиспытатель и философ Ч. Пирс. Он дал определение знака, классификацию знаков, установил задачи и рамки новой науки, а вот уже его последователь Ч. Моррис определил структуру семиотики.

Креационистский подход

Является наследием креационизма – концепции, которая заключается в том, что все формы жизни весь мир создан Творцом или Богом. История креационизма является частью истории религии, хотя сам термин возник не так давно. Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, означая концепции, признающие истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира. Накопление данных различных наук, в особенности распространение в XIX веке теории эволюции, привело к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности телеологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.

Основные понятия культурологии.

Культурология – это комплексная наука, изучающая все аспекты функционирования культуры: от причин зарождения до исторического самовыражения. Культура – предмет культурологии. Интерес феномена культуры объясняется определенными обстоятельствами.

1. Окружающая среда, социальные институты бытовой уклад преображаются современной цивилизацией. Культура выступает источником общественных нововведений. Появляется стремление выявить потенциал культуры, возможности ее активации.

2. Актуальными остаются вопросы о соотношении понятий культура и общество, культура и история, о воздействии культуры на общественную динамику. Культурные цели современности меняются настолько быстро, что это ставит человека в трудное положение. Особую значимость в связи с этим приобретает изучение наиболее существенных особенностей культуры прошлых веков для избежания примитивизации современной культуры.

Категории культурологии, составляющие ее терминологический аппарат, включают в себя наиболее существенные понятия о закономерностях в развитии культуры как системы, отражают сущностные свойства культуры.

Основные составные компоненты культурологии – философия культуры и история культуры. Вместе они составляют основу культурологии. Исторические факты подвергаются философскому анализу и обобщению.

Философия культуры– раздел культурологии, изучающий концепции происхождения и функционирования культуры.

История культуры – раздел культурологии, изучающий специфические черты культур различных культурно-исторических этапов.

Разделы культурологии, основные параметры которых еще продолжают формироваться, – это морфология культуры и теория культуры.

Понятие культуры.

В широком смысле слова - исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Сущность культуры

К настоящему времени имеется несколько представлений о сущности культуры:

- Культура есть совокупность материальных и духовных ценностей.

- Культура есть специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

- Культура есть исторически выработанные эквивалентные в своей альтернативности образы жизни, способы человеческого существования.

- Культура есть относительно устойчивые социально-психологические структуры, которые постоянно воспроизводятся в человеческой деятельности.

- Культура есть специфически человеческий процесс духовного производства, функционирования и развития личности.

- Культура есть передаваемые и созидаемые типы ценностей, идей и других символических систем, есть факторов, обусловливающих выработку человеческого поведения.

- Культура есть совокупность символических миров (мифа, науки, искусства, религии и т.п.), представляющих собой внешние манифестации и рефлексии человеческого духа.

Подобный плюрализм в определении культуры находит свое объяснение в плюрализме подходов к изучению культуры. Среди этих подходов обычно выделяют: феноменологию, геременевтику, структурализм (вместе со сменившим его постструктурализмом), персонализм, экзистенциализм, психоанализ и теологию культуры. Если сущность культуры по-прежнему остается предметом острых дискуссий, то в отношении функций, свойств и структуры культуры исследователи почти единодушны.

Типология культур.

Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и значение культуры в жизнедеятельности общества.

Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях господства до машинного производства и аграрного труда. В этой культуре субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, на максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия доурбанизированного земледелия. Для этой культуры характерно представление об окружающей среде как о заданной человеку внешними силами, убеждение, что она не может быть изменена человеком, так как не им создана. В культурах, сложившихся в этих условиях, даже активность самого человека рассматривается как результат действий нечеловеческих сил.

С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию к заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его мира.

Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного общества уровне эффективность производства и воспроизводства.

Понятие структуры культуры.

Культура - это сложная, многоуровневая система. Строение культуры включает субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

В рамках культурологии исследуются такиеееструктурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая городская, сельская, профессиональная, духовная и материальная и др. Каждый из элементов культуры может делиться на более дробные.

Культуру поее носителю подразделяют на мировую и национальные культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

На­циональная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие национальной культуры, ее не­повторимость и оригинальность проявляются в духов­ной (язык, литература, музыка, живопись, религия) и в материальной сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделя­ются культуры социальных общностей (классовая городская, сельская, профессиональная молодежная культура), семьи, отдельного человека. Выделяют также народную (непрофессиональную) и профессио­нальную культуру.

Кроме того, выделяется материальная и духовная культура. Хотя это подразделение часто бывает услов­ным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Материальная культурахарактеризует деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Материальная культура - это культура труда и материального производства, культура быта, культу­ра места жительства, культура отношения к собственному телу, культура воспроизводства и формирования человеческого рода. Физическая культура.

Нематери­альная (или духовна) культура выступает многослой­ным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру: философскую, нравст­венную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную. Духовную культуру образуют нормы, пра­вила, образцы эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии ритуалы символы, ми­фы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельно­сти людей, но сотворены не руками, а разумом. Нема­териальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в сознании и поддерживаются челове­ческим общением.

Понятие элемента культуры.

Элементами культуры называются базисные единицы культурней статики. По мнению американского антрополога Э.Хобеля, элементом культуры является далее неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, па­ровая машина) и нематериальными (идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка как выражение одобрения).

По К. Коттаку элементы культуры делятся на универ­сальные, общие и уникальные (специфические). Универсальные культурные элементы - это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства: привязанность детей к родителям.

Общие черты культуры расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальны­ми. Они чаще присущи народам, поэтому их еще назы­вают региональными. Благодаря диффузии (спонтан­ному проникновению) и независимым открытиям неко­торые культурные черты настолько же широко распро­странены, как и культурные универсалии.

Уникальные черты культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у раз­ных народов можно объяснить культурными фактора­ми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей в других культу­рах думают иначе.

Основные элементы культуры.

Основные элементы культуры как социальной системы — это знаки, символы, язык, ценности, правила, социальные нормы, социальные санкции, представления о взаимосвязях, отношениях элементов реального мира и сферы сверхъестественного; внешние формы поведения людей, этикет, обычаи, традиции, ритуалы. Приведем один из вариантов систематизации элементов культуры.

1. Первый, наиболее важный, элемент - познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке.

Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык — это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определенное значение. Люди усваивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Второй, не менее важный элемент культуры - ценностно-познавательная система.

Ценность — это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и о смысле жизни);

2) универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет);

3) партикулярные: а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

 

3. Третьим элементом культуры можно назвать образцы поведения как продукт синтетической формы культуры: обряды, обычаи, традиции.

Обряд — это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.

Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является причиной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д.

Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

15. Субкультура.

В рамках культурной морфологии выделяются субкультуры и контркультуры.

Субкультура - особое образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами. Субкультуры выделяются по территориальному, возрастному, социальному и др. признакам.

Например, этнические и национальные культуры с неповторимостью своих черт и особенностей языка, быта, национального характера и по отношению к мировой культуре; городская и сельская культуры; молодежная, профессиональная и др. культуры внутри культур. Каждая из субкультур имеет свою историю. Одни из них (элитарная и неэлитарная, городская и сельская) возникли несколько тысяч лет назад, другие – лишь XX в. вследствие новых общественных запросов, меняющихся условий жизни. Эта культура охватывает значительный круг людей и не противостоит доминирующей. Наиболее характерными чертами субкультуры как культуры социальной группы являются:

- особая манера поведения;

- особая манера общения;

- специфическое отношение к окружающим, не входящим в данную группу.

Контркультура.

Контркультура - социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, господствующим в господствующей культуре. Контркультуры характерны, как правило, лишь для молодежной среды

Культура Контркультура
Признается государственная система, правовые учреждения, экономическая система Отрицание всех старых структур власти, судопроизводства, экономики. Анархизм.
Политические и идеологические доктрины Отказ от политики и идеологии. Деполитизация и деидеологизация общества.
Система образования и воспитания Отказ от старой системы образования; отрицание всякой системы в воспитании и образовании
Искусство Нетрадиционное искусство: поп-рок, панк-искусство
Религия Нетрадиционные формы религии: мистика, восточные культы

 

Контркультура -понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическом отношение к современной культуре и отвержение ее как " культуры отцов"

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - контркультура.

Основные свойства культуры.

Независимо от того, в какое время и в каком регионе возника­ет культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества, — у всех культур есть общие свойства. Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт. Стабильность же культуры общества в целом определяется ста­бильностью основной массы входящего в него населения. Это ре­шающий фактор, и если он отсутствует, то рано или поздно на­ступает кризис культуры, разрешающийся либо окончательной ее гибелью находящим часто свое воплощение в социальных револю­циях, гражданских и религиозных войнах, переворотах, корен­ных реформах и т.п. Нестабильность личностной культуры означает эмоциональный дискомфорт, отсутствие устойчивой системы ценностей. Внешне неустойчивость культуры личности выражается в нравственных исканиях, в смене (иногда резкой до полярности) идеалов и цен­ностей. Нестабильность свойственна обычно культурам, находящимся в стадии становления. Другой, бо­лее редкий случай нестабильности наступает в результате каких-либо важных событий в жизни человека, которые обесценивают прежние ценности и заставляют искать новые. Что касается национальных культур, то они обыкновенно демонстрируют очень высокую стабильность, устойчивый мента­литет. Однако при всякого рода культурных революциях, сопро­вождающихся, как правило, социальными переворотами, нацио­нальная культура входит в полосу нестабильности, что связано с кратковременной потерей исторической памяти или даже с активным ее неприятием.

Культура и природа.

Природа и культура - противоположные и взаимодополняющие составляющие мира человеческого бытия, вытекающие из биосоциального дуализма человека. Подобный дуализм породил соблазн прямого выведения культуры из природных образований, таких как теория этногенеза Л. Н. Гумилева или утверждение о наличии генетической связи между русским ландшафтом и русским национальным характером Н. А. Бердяева. Культура, конечно, имеет природную составляющую, но все же она - совершенно особый мир, противостоящий миру природы. Возникновение культуры представляло собой радикальный разрыв с природной средой.

Этот разрыв породил проблему отношения человека к природе. Исторически первой формой отношения к природе было единство с ней. Однако существование ее доказывается памятниками первобытного искусства, а также мифами. Затем наступил черед другой формы - стремлению к покорению природы. Эта форма господствовала почти во всех цивилизациях. Для этой формы характерно стремление человека подчинить себе силы природы и природные объекты с помощью материальных и магических средств. Подобное стремление вплоть до XIX в. как правило, заканчивалось неудачей. Но человек вновь и вновь стремился к овладению природой, не останавливаясь ни перед какими затратами и не обращая внимание на ущерб, наносимый природе.

Западная цивилизация в ХХ в. достигла огромных успехов на пути покорения природы, что привело к господству другой формы отношения к природе - эксплуатации природы ради извлечения из нее материальных ресурсов. Подобная форма позволила обеспечить обществу материальное благополучие, но она обернулась перспективой экологической катастрофы. Осознание угрозы экологического краха цивилизации привело к корректировке отношения к природе - к дополнению эксплуатации природы стремлением к ее восстановлению, однако, это не изменило сути отношения к природе и лишь смягчило экологический кризис. В связи с этим ряд мыслителей - В. С. Соловьев, А. Швейцер и др. выдвинули ряд концепций, осуществление которых привело бы к новой форме отношения к природе - гармоническому сосуществованию природы и цивилизации, но все эти концепции носили и носят утопический характер.

Экологический кризис, который переживает человечество, есть, прежде всего, кризис культуры, т.е. кризис той формы отношения к природе, которая господствует в современной цивилизации. По мере развития производства и роста эффективности технологий вмешательства в ход природных процессов все острее становится вопрос о нарушении баланса воспроизводства природных экосистем, разрушении возможностей природы к самовосстановлению. Более того, ряд исследователей полагают, что по мере роста вмешательства человека в природные процессы в природе нарастают тенденции к дезорганизации, ведущие к природным и техногенным катастрофам.

Для решения экологической проблемы предлагается несколько путей: экологический фундаментализм, экологический национализм, государственно-ограничительный и либерально-рыночный подходы. Фундаментализм предлагает устранение современной цивилизации как таковой и возвращение к традиционным формам жизни, дополненным строжайшим контролем за всеми сторонами человеческой деятельности. Национализм считает природу связанной с «духом народа» и предлагает решить экологические проблемы за счет иных народов. Государственно-ограничительный подход предполагает решение проблемы через контроль государства за экономикой, в особенности за потребление природных ресурсов. Либералы считают, что свободная игра рыночных отношений автоматически разрешит все экологические проблемы. В целом проблема культуры природопользования, представляет собой один из «вечных» вопросов бытия человека на Земле и норм его пока что еще не нашедших позитивного решения.

Понятие западной культуры.

За́ падный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств мира.

Европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря. Эта последовательность исторических эпох такова: классическая эллинская культура;
эллинистически-римская ступень; романо-германская культура христианского средневековья; новоевропейская культура.

Западная культура не подразумевает этнического единства, развиваясь как комплекс отдельных народов и государств;
экспансивные устремления (крестовые походы, захват земель, открытых во время Великих географических открытий, жестокие колониальные войны) способствовали подвижности ее географических границ (в наши дни К. з. включает Северную Америку и др. части суши, заселенные выходцами из Европы). Наряду с традиционной европоцентристской формационно-исторической концепцией в современной культурологической мысли сформировалось понимание К. з. как одной из многих локальных равноценных культурных общностей (О.Шпенглер, Н. Я. Данилевский). Основные черты К. з.: приоритет разумного, рационального, сциентизм, активное технико-технологическое преобразование мира, динамизм, инновативность, установка на продуманность и осознанность действий, стремление человека выйти за веками установленные границы (социальные, политические, границы знания и Ойкумены), индивидуализм. Изобретения К. з.: либерализм, рынок, политический плюрализм и др.

Понятие восточной культуры.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1012; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь