Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понимание личности в социальной психологииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Этапы социального развития личности Социальное развитие человека продолжается всю его жизнь. Однако, по мнению многих авторов, есть существенные различия в том, как оно протекает в детском и подростковом возрасте с одной стороны, и во взрослый период, с другой. Особенности социального развития в детском и подростковом возрасте изучены значительно лучше. К ним мы прежде всего и обратимся. Социальное развитие во взрослом возрасте Существуют различные научные взгляды на проблему социализации (в нашем контексте — социального развития) во взрослом возрасте. В отечественной психологии не оспаривается факт социального развития человека на протяжении всей жизни, более того, социализация во взрослом возрасте приобретает особое значение в связи с тем, что в этот период человек наиболее активно создает новый социальный опыт (9). По мнению многих исследователей, социальное развитие, которое наступает в период, следующий за юношеским, качественно отличается от социального развития в детском и подростковом возрасте. Так, по мнению Р. Гоулда, основная задача социализации взрослого — преодоление тех психологических тенденций, которые сложились в детстве и мешают взрослому человеку достигать его целей. Один из наиболее важных аспектов «взрослой» социализации, с его точки зрения, — избавление от власти авторитетов. Еще в 60-е гг. XX в. О. Г. Брим-младший сформулировал следующие существенные различия в процессах социализации детей и взрослых: Q социализация взрослых выражается главным образом в изменении их поведения, социализация детей — в формировании ценностных ориентации; Qj социализация детей идет через усвоение норм, взрослых — через оценку и (возможно) последующее усвоение; Qj ценности, присвоенные взрослыми, обладают меньшей категоричностью, чем ценностные ориентации детей; Qj в процессе социализации детей формируется социальная мотивация их поведения, в ходе социализации взрослых происходит овладение навыками (98). Во взрослом возрасте еще труднее привязать те или иные этапы социального развития к конкретным цифрам, более того, трудно выделить и специфическое содержание социализации. Г. М. Андреева выделяет трудовую и послетрудовую стадию как качественно различные по содержанию этапы социализации (9). Д. Клаузен связывает социализацию с некоторыми значимыми кризисами в жизни взрослого человека, причем время прихода этого кризиса и сам факт его возникновения прогнозировать невозможно. Правда, Э. Эрик-сон предложил рассматривать человеческую жизнь как последовательность значимых кризисов, прохождение которых открывает перспективу дальнейшего личностного развития. Каждый кризис имеет свое уникальное значение. На послеюношеский период, по мнению Эриксона, приходится три кризиса: начало взрослого периода (интимность — одиночество), средний возраст (активность — застой), старость (умиротворение — отчаяние). Наибольший исследовательский материал и наибольшее количество теоретических построений в области социального развития человека связано с детским, подростковым и юношеским возрастом. Взрослость —. важный период творческой переработки накопленного социального опыта и его реализации в социальных группах и культурном пространстве. Старость — этап, за которым чисто гипотетически признается право на социальное развитие, однако серьезных научных изысканий в этой области практически нет. В литературе можно также встретить точки зрения, что существуют различные частные случаи процесса социализации, такие, например, как ресоциализация, десоциализация и «неудачная» социализация. Ресоциализация — это нечто вроде пересоциализации, замена имевшихся ценностей и представлений на другие. Н. Смелзер в качестве примера ресоциализации приводит психотерапию. Десоциализация — состояние, наступающее вслед за окончанием процессов социализации, постепенное разрушение системы усвоенных социальных ценностей. Наконец, «неудачная» социализация — это совокупность случаев, в которых люди разного возраста не смогли применить усвоенную систему норм и ценностей для успешной адаптации и дальнейшего развития. Этот вопрос выводит на обсуждение еще одного аспекта социальной психологии личности. Выше мы уже говорили о том, что набор социально-психологических характеристик и способностей, приобретаемый человеком в процессе социального развития, сугубо индивидуален и не может быть оценен с точки зрения нормы или отклонения от нее. Нормы социального развития как таковой не существует, но имеют место несколько важных параметров, не всегда собственно психологических по происхождению, с точки зрения которых принято оценочно рассматривать социально-психологический статус человека. Это — зрелость, адекватность, идентичность, адаптированность. Ниже мы дадим каждому из этих параметров более подробную характеристику. Социально-психологические параметры анализа личности Зрелость личности «Зрелый человек», «зрелая личность» — эти словосочетания распространены в обыденном языке не меньше, а может быть, даже больше, чем в научном. Собственно, сами научные представления восходят к житейским и философским представлениям о природе человека, ценности его бытия. Как отмечает А. В. Соловьев, «представления о зрелой личности первоначально складываются в рамках так называемой имплицитной теории личности, то есть в присущем любой культуре нормативном каноне человека» (101, с. 134). По сути дела, первоначально зрелая личность — это выраженный носитель социального типического: обладатель лучших человеческих качеств, полноценный член общества, объект уважения, образец для подражания. В современной психологии мы можем увидеть отражение такой точки зрения на личностную зрелость. Так, для Т. Шибутани зрелость и социализированное^ выступают как синонимы: «...человек считается зрелым не тогда, когда он вполне оформится биологически, но лишь после того, как он будет способен принимать на себя ответственность и контролировать собственные поступки. Личность социализирована, следовательно, когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциональных норм» (131, с. 397). В психологии можно выделить как минимум два диаметрально противоположных подхода к определению зрелой личности: через описание «незрелой» личности и через описание зрелой. В первом случае решение проблемы идет по проторенной дорожке: здоровье противопоставляется болезни и описывается через отсутствие болезненных симптомов, зрелость определяется через отсутствие признаков личностной незрелости. При этом проводится определенная параллель между незрелостью и такими проявлениями психического нездоровья, как психопатии, неврозы, акцентуации характера: «Нередко, сталкиваясь с психопатическими проявлениями, мы невольно получаем впечатление чего-то неразвитого, детского...» (28). Важное положение, вытекающее из такого подхода к анализу зрелой личности, заключается в следующем: психическое здоровье — важное условие формирования зрелой личности. Второй подход — описание черт зрелой личности — представлен очень разными точками зрения. Для некоторых авторов зрелая личность — явление уникальное, выдающееся, а следовательно, единичное. Для других — явление в целом естественное, достаточно широко представленное в социуме. Для третьих — это идеал, достижимый лишь в процессе серьезной работы над собой. И. П. Шкуратова, основываясь на теории личности И. М. Палея и В, С. Магуна, выделяет три критерия зрелой личности: Q действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами; Q способна совершать поступки даже под угрозой наказания (например, со стороны властей) и потери многих жизненных благ. Q может содействовать росту и развитию личности других людей (104). А. В. Соловьев определяет зрелую личность такими параметрами: Q психическое здоровье — необходимое условие развития личности; Qj эффективность и оптимальность — преобладание активных форм адаптации к окружающему миру, выбор конкретной формы на основе целесообразности; Q гармоничность — внутренняя тенденция сопротивления дестабилизирующим внешним воздействиям; Q «полное функционирование» (термин А. Маслоу) — активность, творческая реализация себя в мире. Q дифференциация — стремление к накоплению разнообразного внутреннего опыта, знаний, умений и представлений, которые она черпает из собственной деятельности общения и самоанализа; Q интеграция — определение для себя смысла жизни; Q успешное разрешение различного рода внутренних конфликтов, неизбежно возникающих из-за чрезмерной сложности социального бытия человека (101). Особый подход к пониманию зрелой личности представлен в гуманистических психологических концепциях, где она представлена как находящаяся в постоянном развитии. К. Роджерс в своей ранней работе «Новый человек» описывает такую личность через следующие характеристики: Q открыта миру — как внутренне, так и внешне; Q ценит общение как средство, представляющее вещи такими, какие они есть, и отвергают лицемерие, обман и двуличность; Q испытывает глубокое недоверие к нашим сегодняшним экономике и технологиям; Q ощущает себя не очень уютно в сегментированном мире. Она стремится к целостной жизни; Q считает, что основной истиной бытия является способность к переменам, поэтому постоянно находится в развитии; Q сочувствует ближнему, всегда готова оказать помощь там, где в этом действительно есть необходимость; не доверяет профессиональным помощникам; Q ощущает непосредственную связь с природой и готова ее защищать; Q испытывает антипатию по отношению к гиперструктурированным, негибким бюрократическим структурам; Q доверяет собственному опыту и испытывает глубокое недоверие к внешним авторитетам. Q безразлична к материальной заинтересованности и наградам; Q пребывает в постоянном в поиске, хотела бы найти смысл жизни и цели, которые были бы выше индивидуума. Ее герои — люди духовные: Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Тейяр де Шарден (7, с. 29). В предложенных автором тезисах чувствуется определенная полемичность: похоже, что автору очень хочется отделить своих «новых людей» от всех прочих, противопоставить их взгляд на различные актуальные мировые проблемы: экологические, политические, управленческие, — взгляду большинства. Близкие представления о зрелой личности сформулированы еще в 60-е гг. XX в. А. Маслоу: «Самоактуализированные индивидуумы (более зрелые, более человечные) уже по определению выступают как люди, удовлетворившие свои базовые потребности, люди, чья жизнь управляема высшими мотивами. Их можно назвать «метамо-тивированными» (60, с. 23). Маслоу приводит внушительный список характеристик, качеств и устремлений метамотивированных людей. Они выявлены им в результате наблюдений за теми, кого он назвал лучшими людьми с точки зрения интеллекта, креативности, характера, силы, успешности и т.д. Понимание личности в социальной психологии Личность — понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературном и обыденном языках. И если для большинства наук, его использующих, по-прежнему до конца не ясно, какая теоретическая модель и эмпирическая реальность стоят за понятием «личность», то для единично взятого индивидуума его трактовка не вызывает особых трудностей: личность — это я. Попробуем соотнести понятие «личность» со сферой интересов социальной психологии. Дело это очень непростое, так как необходимо либо объявить его собственностью социальной психологии (личность — продукт бытия человека в мире межличностных и межгрупповых отношений), либо вычленить особую «часть» личности, которая может быть рассмотрена только в системе социально-психологического знания. Существует достаточно много подходов, которые тяготеют к тому, чтобы рассмотреть личность как сугубо социально-психологическое понятие. По сути дела, сама этимология слова на это ориентирует. Слово persona в античном театре относилось к актерским маскам, изображавшим тот или иной типаж. По другой версии, оно восходит к словосочетанию «per — sonar», что означает «звучать через маску» (91). В античном театральном действе маска не скрывала истинного лица персонажа, а скорее социально озвучивала его характер, задавала социальное значение тем переживаниям и состояниям, которые под маской испытывал конкретный человек, герой. В дальнейшем это слово стало применяться для обозначения самого актера и его роли. То есть личность по первоначальному значению являла собой социальную роль, или функцию, человека (97). Происхождение понятия «личность» от античного театрального термина, относящегося к игре в маске-типаже, находит свое отражение в различных современных подходах и парадоксах. Так, Г. Оллпорту принадлежит следующий парадокс: личность означает нечто ненастоящее, ложное, то, каким человек хочет предстать в глазах других людей, в то же время личность — это подлинное, сущностное в человеке. Этот парадокс различно разрешается в многочисленных подходах. Так, в персонологических теориях развивается так называемая сценическая модель личности. В соответствии с этой моделью «личностные психологические механизмы формируются у человека как условие убеждения других людей в том, что он (этот человек) есть то, кем и чем он претендует быть. Поэтому личность есть искусство (не искусство быть личностью, а сама личность как создание искусства), своеобразный язык, способ выражения результатов творчества индивида по формированию самого себя» (91, с. 129). Другой вариант разрешения этого парадокса представлен в интеракционизме, ролевых теориях (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.). В этих теориях человек рассматривается как носитель и реа-лизатор некоторой системы социальных ролей. Социальные роли рождаются из устойчивых ожиданий окружающих людей по отношению к поведению человека. Для более точного определения интеракционистского подхода к роли воспользуемся словами Т. Шибута-ни: «Каждый человек играет какую-то роль; и роль, а не индивид, является единицей, подлежащей изучению... роли не могут быть определены в терминах поведения самого по себе, но только как шаблон взаимных прав и обязанностей. Обязанность — это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом....Выступая в определенной роли, каждый человек обладает также правами по отношению к другим участникам. Его право образуют экспектации, обращенные к другим участникам и побуждающие их что-то делать ради него....Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим» (131, с. 46—47). Мы уже отмечали, что среди самих авторов ролевых теорий нет единства в понимании того, как, в какой мере роль определяет социальное поведение человека: диктует, задает некоторый диапазон возможностей, касается существа отношений или только их внешнего рисунка и т.д. Шибутани говорит об игрании роли, Г. Блумер — о делании роли, М. Кун — об исполнении, или принятии роли. Признавая продуктивность ролевого подхода к пониманию личности, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев особо подчеркивают, что принципиально важно определиться в том, как соотносятся между собой личность и предписанные ей роли: «...социальные роли — это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности....Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты» (97, с. 344). Авторы рассматривают личность как особый способ существования человека — существования в качестве субъекта своих социальных отношений (личность как реальность для других). Как синонимы термина «субъект» они используют слова «распорядитель», «инициатор». Личность — это характеристика человека, который способен ответственно, свободно и самостоятельно задавать свою позицию в системе социальных взаимоотношений, свое место в пространстве культуры и времени истории. Личность проявляется через особую форму социального поведения — поступки. Таким образом, с точки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью таких специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности и другие (97). В отечественной психологии 1970—1980 гг. достаточно активно разворачивалась дискуссия о социально-психологической линии анализа личности. Сама постановка проблемы показывает, что для многих авторов личность как системное, многоуровневое образование по своему содержанию выходило за пределы условных границ социальной психологии. Личность рассматривалась не только как субъект собственных социальных отношений, но и как носитель определенных психических свойств и качеств, как субъект предметной деятельности и т.д. (А. Н. Леонтьев, К. К, Платонов и другие). Дискутировался вопрос о специфике именно социально-психологического подхода к личности. К. К. Платонов рассматривал социальную психологию как науку, изучающую психические явления, свойственные либо группе личностей, либо личности в группе. Г. М. Андреева также сделала акцент на взаимодействии личности и группы. В. Е. Шорохова в середине 1970-х гг. следующим образом сформулировала свой взгляд на проблему: «Особенность социально-психологического анализа личности заключается в том, что все формы социального влияния на личность исследуются в процессе зарождения, развития, формирования... внутренней психологической структуры личности и выполнения ею функции регулятора поведения»1. По сути дела, социальная психология личности — это психология социального развития человека, формирования психических механизмов, регулирующих его социальное поведение. Такой подход представляется перспективным и сегодня. Вместе с тем нельзя не согласиться с выводом Б. Парыгина о том, что изменение и социальной, и научной ситуаций требует определенного пересмотра наших представлений о возможностях и задачах социально-психологического анализа личности. Автор подчеркивает, что необходимо развитие «нового социально-психологического видения путей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенном для ее жизни пространстве и времени» (77, с. 153). К сожалению, решение такой задачи крайне затруднено в рамках того категориального аппарата, который имеется сегодня в распоряжении социальной психологии личности. Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализации и социальной установки. В рамках данного пособия мы постараемся максимально широко представить данную проблему, затронув такие ее аспекты, как социальное развитие личности (содержание и этапы развития), социально-психологические характеристики личности (адаптация, зрелость, идентичность, адекватность, статус), механизмы социального поведения человека (установки, ценностные ориентации, диспозиции). 1.2. Процесс социального развития личности Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970-х гг. В. И. Бобневой для обозначения «особого вида индивидуального развития человека», составляющего психологическую основу процессов социализации и воспитания (103). Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социализация в данном случае понимается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентации. Социализация преимущественно направлена на формирование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. Социальное же развитие человека — это его «индивидуальное развитие в рамках, контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам — индивидуально, лично, непосредственно — проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей» Иначе говоря, все, что предлагается социальной средой для усвоения в качестве образчиков норм и ценностей, проживается и субъективно перерабатывается человеком, становится частью его внутреннего мира. Затем этот усвоенный и личностно видоизмененный опыт становится частью социального поведения человека, образцом для усвоения другими людьми. Очевидно, что степень субъективной переработки у разных людей различна, зависит она также от характера усваиваемого опыта. Одно дело — нравственные прин-ципы поведения, совсем другое — эстетические представления о прекрасном и безобразном. В процессе социального развития можно выделить две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизации и индивидуализации личности. Типизация «отвечает» за формирование как личностных свойств, заданных группами, в которые входит человек, так и общих для их представителей. Благодаря типизации во внутренний мир человека проникают модальные (общие), стереоти-пизированные черты, создается психическая основа нормативного «огруппленного» поведения. Основной путь формирования модального содержания внутреннего мира человека — целенаправленное социальное научение через образцы для подражания. Индивидуализация — это процесс выработки собственного опыта социального взаимодействия и общения, индивидуального отношения к предписываемым ролям и позициям в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения, личностные смыслы, субъективная картина мира человеческих отношений. Индивидуальное содержание личности формируется в ходе стихийного социального взаимодействия, самостоятельного познания социальных закономерностей. Каждый этап социального развития характеризуется своим уникальным сочетанием процессов типизации и индивидуализации, что позволяет говорить о некоторых закономерностях, общих особенностях личности людей, проходящих тот или иной этап. Ниже мы остановимся на характеристике некоторых наиболее важных этапов социального развития в детском и юношеском возрастах. Какие, собственно, психологические механизмы обеспечивают процесс социального развития человека? Н. Смелзер выделяет четыре механизма социализации. Это: • имитация — осознанное копирование определенной социальной модели; • идентификация — усвоение через уподобление себя объекту подражания; • стыд — состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили; • вина — чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Имитацию и идентификацию Смелзер причислил к позитивным средствам усвоения социального опыта, стыд и вину — к негативным. Негативными он назвал стыд и вину на основании того, что они своим действием запрещают некоторое социальное поведение, блокируют его (98). Иной подход предложен в работе В. В. Абраменковой. Опираясь на отечественные и западные подходы (Л. С. Выготский, Э. Эриксон, В. С. Мухина и др.), она выделяет пару взаимосвязанных и противоположных по направленности механизмов социального развития — идентификацию и отчуждение, которые, собственно, и обеспечивают протекание процессов типизации и индивидуализации и их взаимосвязь (2). Отчуждение в данном случае — способность ребенка выйти за пределы системы отношений «Я — другой», «Я — социальная норма» или «Я — вещь» и посмотреть на эти отношения независимо, отчужденно. Благодаря этому механизму формируется свободное, личное отношение человека к миру, деятельности и общению, самому себе. Таким образом, социальное развитие — это многогранный процесс, предполагающий: • трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание; • создание через процессы индивидуализации нового группового опыта; • наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социально значимых перспектив их развития; • формирование социально значимых качеств личности. Остановимся на каждом из названных аспектов процесса социального развития. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы