Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История социологии (модуль 1)Стр 1 из 15Следующая ⇒
История социологии (модуль 1) Тема 1. Тема 2. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.
Социология, возникшая как самостоятельная наука в XIX в., имеет свою предысторию, связанную с философскими традициями осмысления общества. Первое широкое представление о жизни общества дали античные философы Платон и Аристотель.
Гражданское общество — высший этап социального развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен надежную защиту. Общество и мировая система (модуль 2) Тема 3. Типологии обществ. В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии). В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян; 5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях. Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлераи др. исследователей. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества. В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются: 1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры; 2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; 3) рост влияния информации на различные сферы деятельности; 4) расширение демократии, децентрализация общества. В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеевпишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью. Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин. Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа. Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура. Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Тема 4. Тема 5. Механизмы действия личности Биологические особенности человеческого организма формируют у индивида способность адаптации к окружающей среде, приспособления ее к собственным нуждам. При этом он проявляет активность. Однако, в отличие от животного, активность человека порождена социальным способом существования. Она проявляется во внутренней (психической) и внешней (физической) формах деятельности. Внутренняя форма деятельности скрыта от окружающих людей, она формирует готовность личности к какому-либо действию. Действия человека всегда осмыслены. Важную роль в этом играют мотивационный и диспозиционный механизмы. Мотивационный механизмскладывается из взаимодействия потребностей, интересов, ценностных ориентации, которые преобразуются в цель деятельности. Потребность — состояние живого организма, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Потребности — движущая сила человеческой активности, причина его действий. Различают два вида потребностей: естественные и социальные. Под естественными потребностями понимают повседневные нужды человека в пище, жилище, одежде и т.д. Под социальными — потребности человека в труде, культуре, т.е. во всем том, что является продуктом общественной жизни. Естественные потребности составляют основу, на которой возникают, развиваются и удовлетворяются социальные. Социальные потребности становятся актуальными (насущными) лишь после того, как удовлетворены естественные. Если низшие (естественные) потребности присущи всем людям в равной мере, то высшие (социальные) — в неодинаковой. Так, образованные и необразованные люди испытывают одинаковое чувство голода, но последние вряд ли нуждаются в творчестве. Поэтому высшие потребности сильнее дифференцируют людей, нежели низшие. Осознанные потребности преобразуются в «интересы» личности. Они выражают отношение человека к условиям жизни, определяют направленность его действий. Именно интерес выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего личность бороться за сохранение, либо изменение своих жизненных условий. Важный элемент мотивационного механизма — ценностные ориентации. Они в значительной степени предопределяют направленность социального действия личности. Ценности — это то, в чем человек нуждается и чего у него нет. Ценности и потребности — две стороны единого целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те внешние объекты, которые удовлетворяют эту потребность. В ценностных ориентациях конкретно проявляются интересы личности Интересы и потребности личности, преломляясь через ценностные ориентации, формируют внутренние побудители, которые называют «мотивами» деятельности. Они выполняют функцию смыслообразования, т.е. придают смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Так складывается механизм мотивации, назначение которого — достижение определенной цели. Цель — осознанный образ предвосхищаемого действия. Термин «цель» применим только к человеку. Если животные руководствуются лишь потребностями, то человек еще и мотивами. Строго говоря, мотив — осмысленное действие, а потребность — всего лишь ощущаемое состояние организма, не имеющее субъективного смысла. Диспозиционный механизмтакже связан с внутренней формой человеческой деятельности. Диспозиции (от лат.diaposito— расположение) — это комплекс предрасположенностей человека к восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Данный механизм складывается из взаимодействия мотивов и стимулов, в результате чего формируются диспозиции личности, фиксируемые в ее установках. Если мотивы — это внутренние побудители к действию, то стимулы — внешние, т.е. объективные факторы, вызывающие ориентации человека или установки. Установка предшествует действию человека и выражает его предрасположенность, готовность поступать определенным образом относительно данного объекта. Социальные установки рассматривают как иерархическую систему диспозиций, которая выступает регулятором поведения личности. Выделяются четыре уровня диспозиций: 1) готовность к простейшему действию (элементарные установки); 2) готовность к действию на основе оценок определенных ситуаций (ситуационные установки); 3) готовность к действию в рамках общей направленности жизнедеятельности личности (установки — ценностные ориентации); 4) готовность к действию, исходя из концепции жизни личности (установки — интересы). Начиная со второго уровня, установки приобретают сложную структуру, включающую следующие компоненты — эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (готовность действовать). Указанным диспозициям соответствуют четыре уровня социального поведения личности. Первый—простая реакция на воздействия внешней среды. Второйуровень образует целенаправленные акты, подчиненные представлению о том, какой должен быть достигнут результат. К третьемууровню относится определенная последовательность поступков людей, преследующих отдаленные цели. На четвертомуровне происходит реализация жизненных целей. Таким образом, мотивационный и диспозиционный механизмы личности позволяют понять субъективную детерминацию ее поведения. Функционирование описанных механизмов — это внутренний, непосредственно ненаблюдаемый аспект деятельности личности. Внешне (физически) наблюдаемые поступки людей составляют поведенческий аспект деятельности. В чем заключается разница между деятельностью и поведением? Деятельность включает осознанные цели и действия. Она совершается ради какой-либо награды, выполняющей функцию внешнего стимула, например, заработка или повышения в должности. Поведение чаще всего не преследует никакой цели. Но поведение есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, как уже говорилось, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям. Человеческая деятельность эффективна в том случае, когда ее структурные элементы интегрированы, находятся в тесном взаимодействии, образуют целостную систему. Однако эта целостность вовсе не означает, что между отдельными элементами деятельности невозможно рассогласование. Бывает, что человек думает одно, говорит другое, а делает третье. Почему так происходит? Специалисты полагают, что внешняя, поведенческая сторона деятельности имеет свою логику, а внутренняя, сознательная — свою. И вполне возможно, что с точки зрения поведения деятельность человека выглядит противоречиво, а с точки зрения сознания — последовательно. Профессор А.И. Кравченко поясняет это на следующем примере. Человек осознает, что на предприятии скверные условия труда (факт сознания), но он не уходит с этого предприятия (реальный факт). Видимо, человек рассуждает следующим образом: если я покину предприятие, то вряд ли где-то найду работу; протестовать нельзя — со мной легко расправятся; я понимаю, что в таких условиях быстро испорчу здоровье, но личная жизнь не сложилась, так стоит ли долго тянуть. Его ценностные представления и мотивы не соответствуют содержанию потребностей. Такого рода расхождения берут начало как в личности, так и в обществе. Во-первых, личность не всегда адекватно осознает свои желания. Осознанные желания неадекватно вербализует (оформляет мысли в слова). Вербализованные мысли — неадекватно воплощает в действиях. Это рассогласование со стороны личности. Во-вторых, общество навязывает личности определенные стандарты поведения, при помощи которых оцениваются поступки людей. Однако личность далеко не все ценности усваивает одинаково глубоко. Одни ценности используются напоказ, другие — только как мотивы, оправдывающие поведение, а третьи так укореняются, что становятся жизненными принципами. Поэтому личность позволяет себе нарушать некоторые нормы, а другим — нет. Это уже рассогласование со стороны общества. Такие рассогласования могут привести к дезинтеграции личности. Тема 6. Девиантное поведение — это отклонение от общепринятых норм. Под «нормой» в социологии понимают меру дозволенного или обязательного. Мера обязательного фиксируется в законодательных актах, а дозволенного -закрепляется традициями, обычаями, этикетом. Нормы облегчают жизнь человека в обществе, они помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов. Одна из первых попыток объяснить девиантное (отклоняющееся) поведение принадлежит Э. Дюрк-гейму в его концепции аномии. Под аномией он понимал состояние общества, в котором образуется нормативный вакуум, когда старые нормы обесценились, а новые еще не утвердились. Б результате возрастают девиации, в частности преступления и самоубийства. Р. Мертон, который также изучал аномию, но уже в стабильном обществе, разработал свою систему классификации девиантного поведения. Он выделил пять моделей социальной адаптации личности к об-щелринятым нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам их достижения: конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж. Лишь конформизм не является девиантной моделью поведения (личность разделяет ценности общества и достигает их легальными средствами). В других случаях личность либо обходит писаные и неписаные нормы (инновация), либо не признает ценности своего общества, но соблюдает его предписания (ритуализм), либо проявляет равнодушие к целям и нормам, отстраняясь от борьбы за «место под солнцем» (ретризм), либо ищет замену ценностям и средствам их достижения (мятеж). Любая модель социальной адаптации личности к общепринятым нормам имеет позитивную и негативную формы проявления. Возьмем, к примеру, мятеж. На одном его полюсе находится политическая активность, способствующая становлению норм демократического общества, а на другом — насильственная преступность, порождающая криминальные нормы поведения. Следует различать девиантное и делинквентное поведение. Первое связано с нарушением неформальных норм, а второе — формальных. Девиантное поведение относительно. То, что вчера считалось нормой, сегодня — отклонением, и наоборот. Делинквентное поведение абсолютно по отношению к правовым законам. Тех, кто нарушает законы, относят к преступникам. Воровство, грабеж или убийство преследуются в уголовном порядке. Девиантное поведение — понятие более широкое, чем делинквентное. Первое понятие включает в себя второе. К негативным формам девиантного поведения относят не только преступления, но и «поступки без жертв», т.е. действия, жертвами которых являются сами субъекты действия: пьяницы, наркоманы, проститутки. Причины таких поступков коренятся не только в сфере воспитания, но и в других областях общественной жизни. Например, исторические корни пьянства усматривают в тяжелых и напряженных условиях труда. Самый простой способ расслабления — алкоголь. Компенсаторную функцию выполняют также наркотики. Однако последствия их употребления еще более разрушительны. Наибольшее распространение наркомания находит в молодежной среде. Бедность, трудности в получении образования и работы, создании семьи толкают юношей и девушек к «самозабвению». Примерно такие же причины проституции. Чаще все го этим «промыслом» заняты молодые женщины из бедных семей, приехавшие в индустриальный центр с надеждой «устроиться в жизни». К негативным девиациям также относят отклонения, не противоречащие общепринятым нормам. Это — азартные игры, аутизм (затворничество), нар-циссизм (самолюбование), фанатизм и самоубийство. Азартные игры являются формой ухода человека от реальной действительности. Современный способ азартного времяпрепровождения, не развивающего личность, — компьютер. Аутизм связан с затруднением социальных контактов, в результате чего личность замыкается в одиночестве. Нарциссизм — демонстративная форма привлечения внимания социального окружения к собственной персоне. Нередко «нарциссы» доводят свое поведение до эпатажа (шокирующего впечатления). Фанатизм является слепой приверженностью какой-либо идее или идолу. Чуть подробнее расскажем о самоубийстве. Анализ социальных причин этого явления принадлежит Э. Дюркгейму, который на основе статистики пытался провести замеры счастья в обществе. Он полагал, что чем больше людей добровольно уходят из жизни, тем больше в обществе страданий и меньше счастья. Французский социолог вывел закономерность: по мере индустриального развития общества страданий становится больше. Значение социализации. Социализация - процесс формирования, развития и становления личности путем усвоения общепринятых в обществе ценностей и норм, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения, позволяющий индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса; овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями и т.п. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной идентичности; достижение статуса взрослого - самостоятельного и автономного субъекта, способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, «которым принадлежит индивид. Социализация представляет собой двухсторонний процесс. С одной стороны, общество воздействует на индивида, а с другой, индивид на общество.
Тема 7. Содержание социальной связи Зависимость, реализованная через социальное действие, как действие осознанно осуществляемое с ориентацией на других, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера, образует социальную связь. Социальная связь, в каких бы формах она ни выступала, имеет сложную структуру. Основными ее элементами будут: субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей); предмет связи (т. е. по поводу чего осуществляется связь); что особенно важно, механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами (назовем правилами игры. Причем, первые два элемента характерны и для социальной зависимости. Все данные элементы тесно связаны, скоординированы друг с другом. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числа участников связи может сказаться на характере регламентации. Хозяйственные связи между соседями вполне могут регулироваться на базе моральных принципов добрососедства, симпатии (антипатии), прямого товарного обмена. Хозяйственные связи между соседними заводами, скорее всего, будут носить опосредованный характер, где главным регулятором выступят деньги, хозяйственные законы и т. д. Не стоит забывать, что важно учитывать и предмет связи, то есть по поводу чего она осуществляется. Есть еще одно важное обстоятельство, оказывающее влияние на характер взаимосвязи: имеет ли связь формальный или неформальный характер. Неформальная связь ученых традиционно не признает субординации. Здесь важнее научные достижения ученого, аргументированность его позиции, глубина его мысли. Формальная связь, т. е. связь, устанавливаемая в рамках научных учреждений, кафедр, иная. Особое значение имеет разведение непосредственных и опосредованных связей. В ходе непосредственных связей контакты устанавливаются чаще всего визуально, на межличностном уровне. В ходе развития социального организма сеть социальных связей и зависимостей резко усложняется, все большее значение в жизни индивида играют опосредованные связи. При этом зависимость и связь между людьми не исчезает, но увеличивается число посредников, число ступеней, узлов, через которые она должна пройти, предположим, между президентом России и студентами какого-либо вуза. Во многом решающее значение в ее осуществлении играет регуляция взаимоотношений субъектов. Без нее, если субъекты так и не смогли договориться о взаимоприемлемых условиях, связь не устанавливается. Именно на регуляции сказывается специфика того, по поводу чего связь устанавливается, каков характер связи и т. д. Что же представляет собой регулятивный механизм социальных связей? Это своеобразные правила игры. А по существу — система критериев, стандартов, на основе которых субъект оценивает для себя эффективность связи, а также система контроля за тем, чтобы данные критерии, правила игры соблюдались. Наличие единого критерия, совпадения ценностей представляют собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но если согласование, подборка единого критерия в непосредственном контакте, общении происходит на уровне удовлетворения личных потребностей и интересов, то на макроуровне возможно исключительно на базе выработки единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу. Стоит заметить, что они объединяют людей, делают возможным взаимодействие. Речь идет о своеобразном языке, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т.Парсонс назвал символическими посредниками подобные эквиваленты, критерии, которые понятны всем и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон), которые предоставляют возможность регулировать социальные связи независимо от их сложности и опосредования на базе социокультурных, экономических и политических критериев. Ценности вооружают нас моральными критериями: что такое добро, что такое зло. За что тебя могут помиловать, а за что наказать; в чем ты скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие дома и на работе, на отдыхе и политическом митинге и т. д. с любым человеком, с которым сведет тебя судьба. Общество через нормы, ценности как бы «объявляет» определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей и т. д. Отметим, что система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, на макроуровне утверждает приоритет, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений. Из последних в существенной степени вытесняются конкретность, адресность, индивидуализированность принципов взаимоотношений, а все глубже внедряются принятые обществом нормы, правила, ценности и др. Благодаря деньгам (и рынку) вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. Не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может включиться в любую экономическую сделку на любом конце страны. Власть (мы добавили бы и закон) каждого члена общества делает равным перед другими по поводу обязательств перед обществом, сохранения основных условий существования как каждого индивида, так и общества в целом. Именно ценности, деньги, власть в своем единстве во многом выделяют данное общество из других, обособляют его как особую систему социальных связей, регулируемую нравственными, экономическими и политическими критериями. В каждой системе связей я говорю на понятном для меня и других языке нравов. Здесь получаю вознаграждение в каков мой трудовой вклад в дела всего сообщества. Здесь я обязуюсь выполнять указания власти и надеюсь получать от нее защиту. Люди находятся в поиске той меры, той формы организации социальных взаимоотношений, при которой затраты, издержки были бы минимизированы и не превышали бы положительный эффект. Начальный виток анализа социальной регуляции подводит нас к первому выводу: социальная связь устанавливается, осуществляется регулярно исключительно в том случае, если она соответствует личностной целесообразности, а плата не превышает вознаграждения. Равновесие —признак отрегулированности отношений между субъектами связи, но достигается оно не автоматически, нередко через конфликты. Каковы же условия его достижения? В первую очередь, связь должна быть взаимно эффективной и для деятеля, и для партнеров. В этом залог ее устойчивости, регулярности. Во-вторых, для всех участников социальной связи (системы связей) должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения. Без ϶ ᴛ ᴏ го единства критериев (ценностей, норм) невозможна социальная связь. В случае если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено. Для установления и поддержания прочной, эффективной социальной связи требуется определенная деятельность, обеспечивающая взаимодействие.
Тема 8. Тема 9. Тема 10. Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местноо самоуправления, парламентаризма и т. д.
Тема 11. Социальные общности. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности. Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы