Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ



Лекция 5-2сем

ПОЛИРОВАНИЕ

Окончательный этап при изготовлении любого изделия из камня является полиро­вание. Сверкающие и глад­кие поверхности, свойственные полирован­ным камням, получаются в результате кон­такта полируе­мого изделия с вращающимся мягким ма­териалом, таким, как войлок, кожа, ткань или дерево, заправляемым полирующим составом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Оксид алюминия.

Глинозем1, отмученный глинозем, диамонтин, сапфировый порошок, рубиновый порошок, рубиновая пыль. Руби Дике, Линде А, Линде В и т. д. - все эти разновидности имеют белый цвет, за исключением приготовленной из синтетического корунда, которая имеет ро­зовый цвет. Оксид алюминия в тех услови­ях, в которых он применяется при полировании, нерастворим. Все указанные разновидности идентичны по составу, но. раз­личаются по содержанию примесей в за­висимости от способа производства. Абра­зивы, приготовленные из измельченного синтетического корунда, включают в свое название слово «рубин». Линде А и Линде В наиболее тщательно классифицированы и характеризуются исключительно высокой однородностью частиц по размеру. Все ука­занные разновидности широко применяют­ся для полирования металлов и ювелирных камней. Для галтовки или массового про­изводства кабошонов популярен отмучен­ный глинозем (благодаря низкой стоимос­ти), однако он не полирует так быстро и хорошо, как Линде А, оксид олова или оксид церия. При обработке камней с низ-кой твердостью и камней, склонных к недополировке Линде А показ. Хороший результат, если применяется на коже или дереве.

Углерод. Алмаз, борт, карбонадо. Бесцветный, желтоватый или зеленоватый материал. Нерастворим. Для практических целей безразлично - используется ли пригодный, или синтетический алмаз, если течь идет о крупных фракциях. Алмазный порошок продается а небольших стеклянных пузырьках в количестве от 1 кар и более или в виде пасты, которая, как правило, поступает в продажу в пластмас­совых шприцах, очень удобных в работе и полностью предотвращающих загрязнение пасты. Порошки смешивают с оливковым маслом, вазелином или другими маслами жирами, а также с жировыми веществами, растворимыми в воде. Жиры обычно раз­бавляют или делают менее вязкими путем добавления, дезодорированного керосина или других легких минеральных масел или силиконовых жидкостей, этиленгликоля идр.

Диоксид церия. Двуокись церия, церии. Желтовато-розовый материал. Растворим в концентрированных серной и азотной кислотах, нерастворим в разбавленных ки­слотах. Аналогичный материал, состоящий из оксидов редких земель, известен как барнесит и по полирующим свойствам не отличается от диоксида церия. Диоксид церия предпочитают всем полирующим материалам при обработке разновидностей кварца, за исключением некоторых, склон­ных к недополировке, таких, как тигровый глаз. Их лучше обрабатывать порошком
Линде А или алмазом. Диоксид церия дает отличные результаты при полировании всех разновидностей берилла.

Углекислый кальций. Кальцит, карбонат кальция. Бесцветный или белый материал. Растворим в кислотах, включая уксусную. Углекислый кальций получают путем дроб­ления кальцита или чистого мрамора, отмучиванием в воде и декантацией суспензии для последующего выделения по возмож­ности более мелких частиц. По действию он эквивалентен мелу и является «нежным» абразивом для полирования таких мягких материалов, как гагат, янтарь, слоновая кость, растительная кость и коралл.

Древесный уголь. Получается из древе­сины, корней, стеблей травянистых расте­ний и т.п., в которых в процессе роста накапливались исключительно мелкие час­тицы оксида кремния, остающиеся и в угле. Уголь нерастворим и применяется для по­лирования металлов и мягких материалов, таких, как гагат, слоновая кость, янтарь и др. Полирующий материал для обработки ювелирных материалов, в том числе таких твердых, как корунд (Н 9), получают также из золы обычного или датского тростника (Equisetum). Он представляет собой тонкий сероватый порошок, который отчасти раст­ворим в кислотах и воде.

Оксид хрома (полуторный оксид хрома). Хром, зеленый хром, зеленая окись хрома и т.п. Темный, интенсивно зеленый матери­ал. Нерастворим. При работе дает много грязи, все сильно пачкает, с трудом смыва­ется с рук, одежды и т. п. Оксид хрома неоднороден по размеру частиц и может оставлять царапины. Тем не менее он ши­роко применяется для полирования кабо­шонов, особенна из материалов, склонных к недополировке, и популярен при обра­ботке нефрита, который, однако, лучше полировать Линде А или алмазом. Оксид хрома не следует применять для полирова­ния светлоокрашенных камней, содержа­щих трещины и поры, во избежание их окрашивания.

Оксид железа. Красная окись железа, крокус, ювелирный крокус, лондонский красный; крокус. Темный, коричневато-красный материал, растворим в соляной кислоте. По химическому составу иденти­чен гематиту, сильно окрашивает руки и обрабатываемое изделие. Оксид железа при полировании применяется редко, поскольку существуют столь же эффективные, но бо­лее «чистые» в работе материалы.

Диоксид кремния. Трепел. Белый или светлый, коричневато-желтый материал. Слабо растворим в горячих щелочных растворах. Растворим в соляной кислоте и, горячих водных растворах бифторида аммо­ния. По химическому составу идентичен кварцу. Получают из измельченных в по­рошок пород, содержащих кремнистые остатки диатомовых водорослей. Этот аб­разив, очищенный соответствующим обра­зом, весьма однороден. Трепел широко применяется для полирования агата и мно­гих других ювелирных камней. Иногда его рекомендуют для полирования сапфиров на планшайбах из олова или подобного металла, однако он едва ли может в этом случае заменить алмаз.

Диоксид олова. Оксид (двуокись) олово. Чистый диоксид олова имеет белый цвет с кремовым оттенком. Порошок, вы­пускаемый для чистки металлических предметов, является материалом неопреде­ленного состава и, по-видимому, состоит из оксида олова, карбоната кальция или магния и небольшого количества щавеле­вой кислоты. Для полирования камней он практически не применяется, так как не стабилен по свойствам и не идет ни в какое сравнение с лучшими по качеству и доступ­ными полирующими составами. В фабрич­ной упаковке порошок спрессован в виде блоков, которые при добавлении воды распадаются. Растворяется в крепких раст­ворах КОН и NаОН. Чистый диоксид оло­ва успешно применяется для полирования различных ювелирных материалов.

Диоксид циркония. Двуокись циркония.
Материал интенсивного красновато - корич­невого цвета. Растворим в серной и пла­виковой кислотах. При полировании ведет себя так же, как диоксид церия.

Хранение порошков.

Перед нанесением порошков на полиро­вальники их смешивают с водой.

Помимо порошков и паст полирующие составы выпускаются также в виде водо­растворимых, полутвердых, цилиндричес­ких или прямоугольных брикетов, которы­ми натирают вращающуюся влажную по­верхность полировальника. Изменяя влаж­ность полировальника, можно нанести на него столько состава, сколько требуется.

ПОЛИРОВАЛЬНИКИ

Существует два основных типа полиро­вальников: полировальники для полирова­ния кабошонов, плоскостей, сфер и других изделий, не требующих высокой точности


исполнения, и полировальники для полиро­вания геометрически плоских поверхнос­тей, таких, как грани ограненных камней. Полировальники первого типа делают как из мягких материалов - ткани и кожи, так и из более твердых - дерева и резины. Поли­ровальники второго типа изготовляют из плоских пластин металла, пластмассы или дерева. Они в меньшей степени продавли­ваются от прикладываемого давления и поэтому дают возможность получать более точные поверхности.

ДИСКИ И ВОЙЛОЧНЫЕ КРУГИ

Самый распространений полировальник представляет собой сплошной войлочный круг, изготовленный из высококачественной спрессованной шерсти. Хорошо при­менять для этой цели наиболее плотные сорта войлока, поскольку другие слишком быстро изнашиваются. Войлочные круги выпускаются от очень небольших для юве­лирных работ до кругов диаметром 300 мм и толщиной 50 мм и более для полирования камня. Поскольку войлок не так прочен, как другие материалы, необходимо, чтобы толщина войлочного круга была не менее 25 мм; предпочтительнее 37-50 мм. Опор­ные фланцы должны иметь диаметр около 1/3 диаметра круга. Их назначение - при­дать кругу жесткость и предотвратить про­скальзывание шпинделя по валу. Войлоч­ные круги лучше работают при невысоких окружных скоростях. Рекомендуются ско­рости 5-10 м/с. Излишняя же скорость делает поверхность как бы тверже, но в то же время под действием увеличенной цент­робежной силы полирующий состав срыва­ется с круга и расходуется напрасно. Круг быстро изнашивается, если используется только центральная часть его рабочей по­верхности, где и образуется канавка.


Это особенно важно, когда полируется плоская поверхность, поскольку неравномерно изношенный круг будет полировать лишь частью своей рабочей поверхности.

Все сорта войлока легко загрязняются,
поэтому необходимо соблюдать меры пре­досторожности и хранить круги подальше
от грязи и пыли. Так, если вы предпочитаете работать с диокси­дом церия, то не применяйте другого полирующего порошка на этом же круге. Части­цы грязи удаляют с круга при его вращении с помощью куска пемзы. Одновременно этим способом можно хорошо выровнять поверхность круга.

КОЖАНЫЕ ПОЛИРОВАЛЬНИКИ

Сплошные кожаные круги издавна исполь­зуются для полирования ювелирных изделий из металлов, а также ювелирных кам­ней, включая резные изделия. Необходи­мости в сплошных вертикальных кожаных кругах, по существу, нет, поскольку легко могут быть сделаны подходящие замени­тели. Для полирования годится кожа лю­бого типа, но она должна быть просто выдублена, без искусственного окрашива­ния или выделки,. Для выполнения опера­ции полирования кожа может быть при­клеена к дискам, натянута на деревянные формы, подобные показанной на рис. 61, или же использована различными другими способами. На рис. 62 приведен удобный в работе. полировальник, в котором тонкая кожа натянута над чашечным кругом.

Кожа дает удовлетворительные резуль­таты при обработке почти всех ювелирных камней, но особенно она эффективна для материалов, склонных к недополировке, та­ких, как нефрит. Лазурит, родонит, змеевик и др. Более того, на коже можно применять почти любой полирующий порошок, вклю­чая алмаз. Наиболее широко используются оксид хрома и Линде А, причем последний предпочтителен. Камни, которые при поли­ровании на войлоке приобретают лишь тусклый блеск, даже пойле продолжитель­ного шлифования, на коже пойти всегда получаются блестящими. Если любитель располагает только одним полировальни­ком, то последний должен быть кожаным, поскольку на нем можно обрабатывать прак­тически все, тогда как войлок, хотя и поз­воляет быстрее отполировать некоторые камни, не пригоден для обработки материа­ла, склонного к образованию «лимонной корки». Кожа исключительно экономична в работе: кусок, однажды натянутый на - по­лировальник, служит в течение ряда меся­цев без видимого износа. Существенным недостатком кожи являются вынужденная затянутость обработки и то, что наилучшая полировка получается при условии почти сухой обработки. Последнее обстоятельст­во приводит к сильному нагреванию камня, от которого может расплавиться наклееч-ная смола и камень сорвется с оправки. Толстая «подошвенная» кожа в сочетании с алмазной пылью применяется для полиро­вания очень твердых камней способом, аналогичным шлифованию эластичными ма­териалами. С успехом можно использовать ее и с обычными полирующими порошка­ми. Однако жесткость кожи препятствует тесному контакту полировальника с кабо­шоном, в результате чего в любой момент времени полируется лишь небольшая часть поверхности кабошона. По этой причине.для кожаных полировальников чаще всего используют кожу толщиной нс более 3 мм, поскольку гибкость се обеспечивает боль­шую поверхность контакта с камнем.

Кожу можно приобрести в магазинах, торгующих оборудованием для камнеобра-ботки, материалами для любителей масте­рить и для сапожников. Если нужна гибкая (мягкая) кожа, то просите оленью, посколь­ку именно ей свойственны как раз те тол­щина и гибкость, которые требуются. Кожа имеет две стороны: гладкую (со стороны, где была шерсть) и грубо - волокнистую (с внутренней стороны). Автор не заметил значительной разницы в полирующих свой­ствах этих сторон, однако сам он предпочи­тает работать на гладкой стороне, посколь­ку она в меньшей степени подвержена за­грязнению, посторонними частицами при­чиной появления царапин на поверхности камня.

ПОЛИРОВАЛЬНИКИ ИЗ ТКАНИ

Эти полировальники, представляющие со­бой стопку множества кругов из неотбелен­ного миткаля, также успешно применяются для полирования при условии, если им придают высокие частоты вращения, которые делают рабочую поверхность поли­ровальника достаточно жесткой и способ­ной противостоять давлению камня.

Высокие частоты вращения приводят к тому, что значительная часть полирующего состава срывается с круга, и, если в процес­се полирования будет захвачен край камня, он также будет с силой отброшен в сто­рону.

Ткань можно применять на дисковых и барабанных полировальниках, но длитель­но служить, не протираясь и не изнашива­ясь, могут только плотные и толстые тка­ни, такие, как брезент, некоторые виды саржи, а также специальные ткани для по­лирования образцов минералов. Отличные результаты дают полировальники из чисто шерстяной ковровой ткани. Прочная ткань, предназначенная для ленточных шлифо­вальных станков, может применяться и для полировальников. При этом она сохраняет все преимущества, которые были отмече­ны при описании шлифовальников такого типа.

Ткани можно натягивать на деревянные формы и закреплять их спичу гвоздями с большими шляпками с таким расчетом, чтобы ни один гвоздь не оказался в зоне, используемой для полирования.

Полировальники из ткани не должны вращаться с частотой, превышающей 500 об/мин, за исключением полировальников из прошитого миткаля, для которых нужна частота вращения 2500-3000 об/мин, чтобы стать достаточно жесткими и, следователь­но, эффективными.

ПОЛИРОВАНИЕ НА ПЕЛЛОНЕ

Пеллон - это синтетическая ткань, широко применяемая в качестве подкладочной и бортовой при пошиве одежды и в то же время исключительно эффективная при по­лировании плоских образцов минералов и ювелирных камней. Для последней цели диски из пеллона приклеивают к металли­ческим планшайбам с помощью контактно­го клея и заправляют водными суспензиями полирующего порошка. Пеллон можно использовать и на криволинейных поверх­ностях и мягких подложках, но он легко рвется, если зацепится за острый выступ камня. В продаже имеются готовые пелло-новые диски, покрытые слоем клея, благо­даря чему, их можно сразу соединять с планшайбой. Но пеллон можно купить и в магазинах, торгующих тканями. Использо­вать его, однако, в таком виде менее удоб­но, чем готовые диски. В этом случае для приклеивания пеллона к подходящим план­шайбам применяются обычные контактные клеи.

С планшайбой, покрытой пеллоном, ра­ботать не сложно: нанесите на нее кистью жидкую водную суспензию полирующего состава, включите двигатель и прижмите к ней плоский образец. Благодаря пористой структуре пеллона никакие рывки или тяну­щие усилия почти не заметны. И только когда вы почувствуете, что трение заметно увеличилось, это будет означать, что круг стал сухим и требуется повторное смачива­ние. Поскольку пеллон не может противо­стать сильному нагреванию, почаще про­веряйте, не слишком ли нагрелся образец. В связи с тем что пеллон наиболее эффективен на идеально плоских поверх­ностях, следует обеспечить выполнение это­го условия, для чего нанесите контактный клей толстым равномерным слоем. Диски из ткани следует предварительно прогла­дить утюгом, чтобы перед их установкой на планшайбу ликвидировать все складки, а установив, необходимо тщательно распра­вить рукой, чтобы удалить из-под ткани пузырьки воздуха.

Пеллон значительно превосходит по своим полиру­ющим свойствам все прочие материалы при обработке разновидностей кварца и других минералов - монокристаллов или однородных по составу минералов. Пеллон полирует пластины из горного хрусталя и халцедона так быстро и с таким качеством поверхности, которого практически невозможно достичь каким-либо другим спосо­бом. Было установлено, что на пеллоне наряду с Линде А исключительные поли­рующие качества проявляет диоксид церия.

ДЕРЕВЯННЫЕ ПОЛИРОВАЛЬНИКИ

Обычное дерево издавна применялось для полирования драгоценных и поделочных камней, - причем в знаменитых центрах по обработке камня в ФРГ и Франции для этого использовали древесину бука. Для полирования пригодна любая плотная дре­весина. Тик, красное дерево, бук; береза, вишня и другие фруктовые деревья, падуб, тополь; камедное дерево-все они годятся для этой цели. Дерево может быть Обрабо­тано в виде дисков, барабанов или кругов; поверхность делается плоской или снабжа­ется разнообразными по форме канавками, обеспечивающими большую площадь кон­такта с камнем. Поскольку работа на кру­гах предусматривает использование воды, дерево может покоробиться. Частично это­го можно избежать, пропитав его предва­рительно расплавленным пчелиным вос­ком. Аналогичные по эффективности с кожей деревянные полировальники эффективны с материалами, склонными к недополировке, а также со многими более твердыми камнями, которые на других по­лировальниках полируются медленно или с трудом.

Деревянные полировальники с канавка­ми делают по образцу шлифовальника. Диаметр катушек может меняться от 50 до 150 мм, при этом предпочтение следует отдать 75-мм катуш­кам, поскольку их можно вращать доста­точно быстро, чтобы обеспечить хорошую полировку и в то же время не терять полирующий порошок за счет действия центробежной силы. Важно, чтобы катушки были сделаны таким образом, чтобы дре­весные волокна шли параллельно длине катушки. Тогда древесина будет меньше коробиться и равномерно изнашиваться. Чтобы катушки не впитывали воду, после обработки и шлифовки их погружают в горячий парафин или льняное масло, после чего тщательно удаляют их излишки. Но поскольку поверхность необработанной древесины лучше удерживает частицы абра­зива или полирующего порошка, многие предпочитают не пропитывать катушки.

В продаже имеются разнообразные не­большие станки, снабженные набором ка­тушек. Начинающий любитель может сде­лать станок своими руками, используя шпиндель с шарикоподшипниками и приводным шкивом, соединенным ремнем с расположенным позади шпинделя двигате­лем, шкив которого подобран таким обра­зом, чтобы обеспечить вращение вала с катушками с частотой 700-900 об/мин.

Относительно мягкая древесина, а имен­но тополь, ива, ольха, лучше, чем твердая, удерживает абразив и поэтому больше под­ходит для шлифования, но она может быть «использована и для полирования обычны­ми, полирующими порошками. В то же время твердые породы дерева - клен, бере­за - лучше подходят для полирования очень твердых камней, таких, как сапфир, рубин и хризоберилл.

В целом предпочтительна следующая схема обработай. Предварительное шлифо­вание на круге с 15-мкм абразивом (наибо­лее желателен алмаз) с последующей обра­боткой 6- и 3-мкм алмазными пастами. Многие ювелирные материалы уже на этом этапе приобретают удовлетворительную полировку. Окончательную полировку вы­полняют 1-мкм алмазной пастой или даже более тонкой, что может потребоваться при полировании очень твердых камней. Вода на катушки обычно не подается, по­скольку для смачивания бывает достаточно воды, поступающей с суспензией полирую­щего порошка. При этом, однако, нужно следить за тем, чтобы камень не перегре­вался. При использовании алмаза применя­ют растворитель - обычный дезодориро­ванный керосин, диэтиленгликоль (тормоз­ная жидкость) или силиконовую жидкость. Их наносят регулярно по нескольку капель, и этого оказывается достаточно, чтобы, с одной стороны, предохранить поверхность дерева от высыхания, а с другой - предот­вратить разбрызгивание жидкости с ка­тушки.


ПРОБКОВЫЕ ПОЛИРОВАЛЬНИКИ

Хорошие полировальники для обработки кабошонов и небольших пластин делаются из листовой пробки толщиной 1, 5-6 мм, наклеенной на металлический диск. Под­ходящий по размеру лист пробки можно приобрести: в магазинах, торгующих за­пасными частями для автомобилей. Лист разрезают на куски необходимого размера и приклеивают к металлическому диску контактным клеем или битумно - канифоль-ной мастикой. При использовании послед­ней диск следует нагревать, пока мастика не начнет плавиться. Лист пробки прижи­мают грузом, предварительно удостове­рившись, что он лежит ровно. Жесткая поверхность такого полировальника осо­бенно полезна при обработке материалов, склонных к недополировке.

ПОДГОТОВКА К ПОЛИРОВАНИЮ

Прежде чем нанести полирующий состав на полировальник, последний необходимо установить и испытать, как он вручается на станке. Смешайте в стеклянной банке около одной чайной ложки полирующего порошка с несколькими объемами воды. К смеси добавьте несколько капель разбав­ленного шампуня или щепотку стирального порошка. Они обладают смачивающим действием и способствуют более равномер­ному распределению полирующего порош­ка. Используемые в домашнем хозяйстве моющие средства вредного действия на полировальники не оказывают.

Каждый полирующий порошок должен храниться в отдельной банке с этикеткой, и к каждому должна быть приложена своя кисть. Для полирования применяют только разбавленную суспензию. Густую массу, осевшую на дно, использовать не следует. Необходимо каждый раз перед нанесением суспензии хорошенько ее перемешивать. Нанесение густой суспензии приводит к за­саливанию полировальника, снижению скорости полирования и напрасной трате полирующего порошка. Нужное количество наносимой суспензий для войлочных поли­ровальников определяется по сильному окрашиванию войлока. Свежие порции су­спензии добавляются каждые несколько минут, но нужно следить, за тем, чтобы поверхность не покрывалась толстым сло­ем порошка. Применяя кожаный полиро­вальник, будьте более экономны и исполь­зуйте Линде А или оксид хрома в таком количестве, чтобы только изменить цвет кожи. Слишком большое количество по­рошка на коже приводит к ее засаливанию и снижению эффективности полирования. Во всех случаях подавайте ровно столько суспензии, сколько нужно, чтобы поддер­живать полировальник во влажном, но не в мокром состоянии, придерживаясь такой концентрации порошка в суспензии, кото­рая бы обеспечивала высокое качество полировки.

ТЕХНИКА ПОЛИРОВАНИЯ

Независимо от того, обрабатывается ли пластина или криволи­нейная поверхность, сначала полируются края камня до тех пор, пока блестящая поверхность полностью не окружит нетро­нутую в центре. Имейте под рукой коробку с клочками ткани, чтобы почаще протирать изделие для осмотра.

Поверхность камня протирайте тща­тельно, поскольку следы полирующего по­рошка могут маскировать небольшие де­фекты, такие, как царапины и недополированные места. Далее полирование продол­жают, слегка наклонив изделие, чтобы об­работать центральную его часть, и снова оценивают результаты работы. Когда вся поверхность будет отполирована, ка­мень тщательно очищают и осматривают критическим взглядом, держа изделие под яркой лампой. В это время можно выявить и устранить замеченные дефекты. Помните, что необходимо* тщательно : протирать ка­мень и использовать для осмотра яркий свет. Надежной проверкой качества поли­ровки является осмотр чистой поверхности камня с помощью лупы 5-10-кратного увеличения. На хорошо отполированной по­верхности даже при таком увеличении поч­ти невозможно увидеть риски.

Практически любой хорошо отшлифо­ванный камень начинает блестеть через не­сколько секунд. Если же этого не происхо­дит, то либо поверхность не была как следует отшлифовано, либо применена не та комбинация порошка и полировальника. Если же причина в том, что изделие было недостаточно хорошо отшли­фовано, то отполировать его все равно не удастся. Необходимо снова отшлифовать его тонким или даже грубым абразивом и затем повторить полирование.

Лекция 5-2сем

ПОЛИРОВАНИЕ

Окончательный этап при изготовлении любого изделия из камня является полиро­вание. Сверкающие и глад­кие поверхности, свойственные полирован­ным камням, получаются в результате кон­такта полируе­мого изделия с вращающимся мягким ма­териалом, таким, как войлок, кожа, ткань или дерево, заправляемым полирующим составом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ

Оксид алюминия.

Глинозем1, отмученный глинозем, диамонтин, сапфировый порошок, рубиновый порошок, рубиновая пыль. Руби Дике, Линде А, Линде В и т. д. - все эти разновидности имеют белый цвет, за исключением приготовленной из синтетического корунда, которая имеет ро­зовый цвет. Оксид алюминия в тех услови­ях, в которых он применяется при полировании, нерастворим. Все указанные разновидности идентичны по составу, но. раз­личаются по содержанию примесей в за­висимости от способа производства. Абра­зивы, приготовленные из измельченного синтетического корунда, включают в свое название слово «рубин». Линде А и Линде В наиболее тщательно классифицированы и характеризуются исключительно высокой однородностью частиц по размеру. Все ука­занные разновидности широко применяют­ся для полирования металлов и ювелирных камней. Для галтовки или массового про­изводства кабошонов популярен отмучен­ный глинозем (благодаря низкой стоимос­ти), однако он не полирует так быстро и хорошо, как Линде А, оксид олова или оксид церия. При обработке камней с низ-кой твердостью и камней, склонных к недополировке Линде А показ. Хороший результат, если применяется на коже или дереве.

Углерод. Алмаз, борт, карбонадо. Бесцветный, желтоватый или зеленоватый материал. Нерастворим. Для практических целей безразлично - используется ли пригодный, или синтетический алмаз, если течь идет о крупных фракциях. Алмазный порошок продается а небольших стеклянных пузырьках в количестве от 1 кар и более или в виде пасты, которая, как правило, поступает в продажу в пластмас­совых шприцах, очень удобных в работе и полностью предотвращающих загрязнение пасты. Порошки смешивают с оливковым маслом, вазелином или другими маслами жирами, а также с жировыми веществами, растворимыми в воде. Жиры обычно раз­бавляют или делают менее вязкими путем добавления, дезодорированного керосина или других легких минеральных масел или силиконовых жидкостей, этиленгликоля идр.

Диоксид церия. Двуокись церия, церии. Желтовато-розовый материал. Растворим в концентрированных серной и азотной кислотах, нерастворим в разбавленных ки­слотах. Аналогичный материал, состоящий из оксидов редких земель, известен как барнесит и по полирующим свойствам не отличается от диоксида церия. Диоксид церия предпочитают всем полирующим материалам при обработке разновидностей кварца, за исключением некоторых, склон­ных к недополировке, таких, как тигровый глаз. Их лучше обрабатывать порошком
Линде А или алмазом. Диоксид церия дает отличные результаты при полировании всех разновидностей берилла.

Углекислый кальций. Кальцит, карбонат кальция. Бесцветный или белый материал. Растворим в кислотах, включая уксусную. Углекислый кальций получают путем дроб­ления кальцита или чистого мрамора, отмучиванием в воде и декантацией суспензии для последующего выделения по возмож­ности более мелких частиц. По действию он эквивалентен мелу и является «нежным» абразивом для полирования таких мягких материалов, как гагат, янтарь, слоновая кость, растительная кость и коралл.

Древесный уголь. Получается из древе­сины, корней, стеблей травянистых расте­ний и т.п., в которых в процессе роста накапливались исключительно мелкие час­тицы оксида кремния, остающиеся и в угле. Уголь нерастворим и применяется для по­лирования металлов и мягких материалов, таких, как гагат, слоновая кость, янтарь и др. Полирующий материал для обработки ювелирных материалов, в том числе таких твердых, как корунд (Н 9), получают также из золы обычного или датского тростника (Equisetum). Он представляет собой тонкий сероватый порошок, который отчасти раст­ворим в кислотах и воде.

Оксид хрома (полуторный оксид хрома). Хром, зеленый хром, зеленая окись хрома и т.п. Темный, интенсивно зеленый матери­ал. Нерастворим. При работе дает много грязи, все сильно пачкает, с трудом смыва­ется с рук, одежды и т. п. Оксид хрома неоднороден по размеру частиц и может оставлять царапины. Тем не менее он ши­роко применяется для полирования кабо­шонов, особенна из материалов, склонных к недополировке, и популярен при обра­ботке нефрита, который, однако, лучше полировать Линде А или алмазом. Оксид хрома не следует применять для полирова­ния светлоокрашенных камней, содержа­щих трещины и поры, во избежание их окрашивания.

Оксид железа. Красная окись железа, крокус, ювелирный крокус, лондонский красный; крокус. Темный, коричневато-красный материал, растворим в соляной кислоте. По химическому составу иденти­чен гематиту, сильно окрашивает руки и обрабатываемое изделие. Оксид железа при полировании применяется редко, поскольку существуют столь же эффективные, но бо­лее «чистые» в работе материалы.

Диоксид кремния. Трепел. Белый или светлый, коричневато-желтый материал. Слабо растворим в горячих щелочных растворах. Растворим в соляной кислоте и, горячих водных растворах бифторида аммо­ния. По химическому составу идентичен кварцу. Получают из измельченных в по­рошок пород, содержащих кремнистые остатки диатомовых водорослей. Этот аб­разив, очищенный соответствующим обра­зом, весьма однороден. Трепел широко применяется для полирования агата и мно­гих других ювелирных камней. Иногда его рекомендуют для полирования сапфиров на планшайбах из олова или подобного металла, однако он едва ли может в этом случае заменить алмаз.

Диоксид олова. Оксид (двуокись) олово. Чистый диоксид олова имеет белый цвет с кремовым оттенком. Порошок, вы­пускаемый для чистки металлических предметов, является материалом неопреде­ленного состава и, по-видимому, состоит из оксида олова, карбоната кальция или магния и небольшого количества щавеле­вой кислоты. Для полирования камней он практически не применяется, так как не стабилен по свойствам и не идет ни в какое сравнение с лучшими по качеству и доступ­ными полирующими составами. В фабрич­ной упаковке порошок спрессован в виде блоков, которые при добавлении воды распадаются. Растворяется в крепких раст­ворах КОН и NаОН. Чистый диоксид оло­ва успешно применяется для полирования различных ювелирных материалов.

Диоксид циркония. Двуокись циркония.
Материал интенсивного красновато - корич­невого цвета. Растворим в серной и пла­виковой кислотах. При полировании ведет себя так же, как диоксид церия.

Хранение порошков.

Перед нанесением порошков на полиро­вальники их смешивают с водой.

Помимо порошков и паст полирующие составы выпускаются также в виде водо­растворимых, полутвердых, цилиндричес­ких или прямоугольных брикетов, которы­ми натирают вращающуюся влажную по­верхность полировальника. Изменяя влаж­ность полировальника, можно нанести на него столько состава, сколько требуется.

ПОЛИРОВАЛЬНИКИ

Существует два основных типа полиро­вальников: полировальники для полирова­ния кабошонов, плоскостей, сфер и других изделий, не требующих высокой точности


исполнения, и полировальники для полиро­вания геометрически плоских поверхнос­тей, таких, как грани ограненных камней. Полировальники первого типа делают как из мягких материалов - ткани и кожи, так и из более твердых - дерева и резины. Поли­ровальники второго типа изготовляют из плоских пластин металла, пластмассы или дерева. Они в меньшей степени продавли­ваются от прикладываемого давления и поэтому дают возможность получать более точные поверхности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь