Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Блока попробуем вистроить терапевтяческие ГiпоТЭБ и рассмот-
реть, как Эти типотезьт сказиваются в ходе дальнейШих встреч. Юлвя проходит терапию в течение нескольких лет. после полу- годового перерива она изгявляет желание возобновить тераляю. она ориентяруется приблизительно на пять сессий. Юлия приносят две теми, как будто не связанных между собой: а, сильную тревогу и усталость, возникШие 2—Э месяца назад, после того как она зарегистрировала свою фирму; б, повторние коШмарние сновяденяя, связанние с собственной смертью яли смертью ребенка иногда своего, иногда не- известного. i . На старте терапии Юляя рассеянна, перескакявает с теми на тему не может сосредоточяться, .мисли исчезают. вти феномени усиливаются в двух случаях: когда в рассказах о фирме заходят речь о ее успехе и богатстве (слов собственностыг и ?собствеввяца? прол сто не произносят, заменяя их авуемизмами) и когда заходят речь о ее внутреннем конфликте с заказчиками бизнесменамя, для котол рых она ведет тренингя. Ей не удается установить с ними равную позицию: в эксперименте она то в позиции 4сверху, отвергая их яли жалея за неудачи, то сНизу. беспомощная девочка-подросток. она считает, что ее тслиевти, богатие и успеШние люди, .преЭирают ее как самозванку, чужачку, и она их о)ггалкивает. i. Ведущее сопротивление проекции катарсиса. проецируют- ся как успехи, богатство, наличие собственности, так и прел зрение к ней, как к беспомощной., .самозвавке. избегаеггл ся проверка собственных предположений и присвоение пози- ции ?собсгвеиняцы?г, прязнающей свои успехи. 2. Эа счет проекций не удовлетворяется потребность в принад- лежности, ?равной? позиции в отноШении участников бизнесл группы. Э. предположительно такое избегание может служить потреб- ности сохранить идентификацию себя как неуспеШной, не- Удачливой, .бессребреници.. 286 Процесс ГешТальТ-ТералИИ
4. подобное избегакие могло би быть адатггявным в ситуации, где значимие люди придерживаются взглядов, запрещающих собственность, богатство и успех (какого рода успех пока не понятно,. Разворачивается эксперимент ка актуализацию отноШений с уча- сТнпкаМп трекинга. В итоге сеанса проекций она не присваивает, но осознает свой вклад в презрятельньте и жалостливие. реакции уча- стников: она нарочито просто одевается; пользуется ненормативной подростковой лексикой; 4открито. делится с клиентами своими 4аквллесовыми гтятами, ?скромко скрывая достиженкя в тренивте уделяет особое внимание и симпатию тем, у кого случаются неуда- чи, игворируя успеШние моменти. она сознает, что для чего-то непонятно, для чего она все делает так, чтоб ее воспринимали как <ггростую. Юлия жалуется, что плохо спала последнюю ночь и видела гювторяющийся сон из .серив про детскую смерти. она снова край- не рассеянна и тревожка. В фокусе внимания сновидение, где она играет с незнакомим ей ребенком. В ходе игри она случайно ранит его, ребенок что-то говорит ей и теряет сознание. у нее на руках ее собственний си- ниШка, истекаю5ий кровью. она мечется над ним в ужасе, что он Умрет по ее вине. В ходе наШей встречи она хочет узнать, о какой вине идет речь во сне. Работа со сном идет как со сценой проекций. Когда ранений ре- бенок из сна обра5ается к ней со словами: 4ТБ замечаеШь меня, толь- ко когда со мной случается беда, когда я неуспеШен, и тогда начина- еШь со мной носкться. ТЫ довела меня своей суетой до того, что мне остается только подохвути., ее симптомы рассеянность и пустота в голове доходят до мучительвого чувства внутренней глухоти. Терапевту, которий в этот момент вослроизводит слова ребенка, при- ходится раз лять буквально орать кляевтка не слиШит. Эатем она наконец отвечает, мучятельно сцеляв зубы, олравдываясь и наладая одновременно: .Я действительно чувствую себя нужной, только ког- да с тобой случается что-то плохое. Когда с тобой все в порядке, моя забота тебе не Нужна. Меня нет, я исчезаю. Я не могу тебя контроли- ровать, ти живешь отдельно, я исчезаю.
В Этом месте у Юлии начинаются схваткообразиие боли в живо- те, напоминающие родовие. она ярко вспоминает свое состояние в родах и виходит из ткани сна. .Челнок. в ситуацию родов возвра- щает ее к паническому страху, что она уже ничего не может контро- лировать: еЭто су5ество начало свою отдельную от нее жизнь, кото- рой она не сможет управлять, и рано или поздно она окажется одна, спустая?, как роженица, лиолившаяся своего плода. Затем Юлия возвра5ается в сон и продолжает его досматривать. ировотечение останавливается, но ребенок еще не знает, будет он жить ют умрет. он просит времени, паузы просто побыть с ней, но в покое, молча. она ждет и постепенно начинает успокаиваться. по заверШении работы со сном Юлия заявляет, что зтот сон име- ет отноШение к следуюшим аспектам ее жизни: к ее отноШениям с сином, где ее мучает как желание предосл тавить ему больШе тепла и свободи, так и страх, утратив кон- троль, потерять чувство принадлежности, вужности ему; к ее отношениям с матерью, которая иетстве вела себя именл но так, как она сама вела себя во сне по отвохттениоо к ребенку Она в детстве многократно получала тяжелые травмы и винил ла мать в недостатке тепла, но тогда обвоооения утаивала. i сейчас мать уделяет внимание в основном сне ей, а ее бедам?г; к ее отношениям с уирмой. Она сносится? и суетится от трел воги. Эта тревога очень похожа на тревогу за ребенка из сна Юлия ечувствует себя матерью уирмы. Она одновременно понимает, что суетой доводвт уирму сдо смертис, и бесконечл но устала от суеты. ?. Этот сон содержит очевидные незавершенвости в теку5их отл ношениях клиентни, прежде всего с матерью и сыном, В обол их случаях веду5ее сопротивление ретроулексия. В отнол шении с матерью удерживаются упреки, выражение обидыт сты замечаешь меня, только когда со мной случается беда, когда я неуспешна?. В отношении сына ретроулексируется страхт оставив контроль над ним, хлопоты по поводу его нел удач, остаться одной, исчезнуть из его мира. 2. Оба случая ретроулексии не позволяют установить адекватл ных отношений с близкимит приблизиться к матери, не будул чи несчастной и неуспектной, и дистанцироваться от сына, пе- ПроцеСС ГешТальТ-ТералИИ
рестав его контролировать. Ретрофлексяя, вероятно, удержял вается соответствующими проекциями, одна из которих ко- ренвтся в прошлом опите, а другая является экстраполяцяей его в будущее. Э. Такое поведение в отноШении матери Ножет обслуживать по- требность избежать упреков в том, что она не такая, какой нуж- на матери, какой мать согласна ее видеть. iзбежать услиШать от матери нечто; пока не вполне понятно, что именно. В отно- Шении сина потребность удержать позицию всесильной, ковтролврующей матери и сохранять чувство близости, вол стребованяостя., 4. Ситуация, когда несчастливая и неуспелюаая мать игнорирует дочь в периоди благополучия и уделяет ей внимание, когда случается беда. Ш. Юляя более сосредоточена и виглядят отдохнувШей, но одо- левают мысли о своей 4успеШности. и .неуспеШностя.. она чувствует себтвергвутой в первом случае матерью, вс втором клиентами. по мере рассказа жалуется на сильнейШую сдавлявающую головную боль. Предлагаю рассказать и показать, кая она чувствует себя отвергаемой матерью сейчас, не возвра5аясь,г дегскям обидам. она меня не слышит снова глохнег.. )естамо показываю, чтоб зажала руками голову, заткнула уШи. Слух немно- го возвра5ается. Прошу приговарввать: не хочу ничего слиШать.. Юляя стоит, обхватив руками голову, полузакрыв глаза, и Шепчею .не хочу слиШать.. она в ужасе: на самом деле ей слиШятся хог обвиняющих голосов. Ей кажется, что все они признают ее винов- ной. Я предлагаю рассмотреть лица обвинятелей, которим принад- лежат голоса. Юляя рассматривает, а затем строит сцену 4суда своих., где пря- мо перед ней стоят отец и мать, дедуШки и бабуШки, а по бокам многочисленная родня. Ве хором обвиняют в предательствет это се- мья ?вростых., трудяг., 4рабочих лоШадей., а не жуликов и .х- озяев.. Лейтмотивом звучат голоса родителей: зчеловек должею жить для других. и жять надо просто, прислосабливаясь к небла- гоприятним обстоятельствам.. Наконец, голос матери: ‘ Всли ть успеШна, я тебе не нужна... Я исчезаю. единственним. Не мёя дочь., остается Ти Гомеостаа и ТвОРчеСкОе ПРиСПОСОбление 289
Клиентка молча стоит перед обвинителями, перестав затикать уШи сэто все равно невозможно не слиШать.. она ничего не отве- чает обвинвтелям. В ответ на предложение терапевта отозваться, она говорит: сВи прави. Я измеквица. Но я не хочу жить так, как прол жили вие. она останавливает сцену и сообщает о том, что голова прошла, во усталость дикая. Говорить не хочется, а стоит пойти и лечь спать. На этом ми прощаемся. Впечатление, что гипотези подтверждаются. похоже, что имеет- ся конфлуэнция 66 рода, как с родней, так и с клиентами. сРодкя, и клиент и имеют различние системи ценностей, между которими имеется конфликт. очевидно, что следующие ходи придется делать на разрив конфлуэнция. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы