Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бред физического воздействия и бред психического воздействия
Бред физического воздействия - один из частых видов бреда у больных шизофренией, как правило, сочетающийся с псевдогаллюцинациями и психическими автоматизмами. На примере этого вида бреда мы попытаемся рассмотреть еще одно положение из «Общей психопатологии» К. Ясперса - «среду существования души». Итак, под бредом физического воздействия обычно понимают убежденность больного в воздействии на него особого вида физических сил - электричества, магнетизма, гамма- и рентгеноизлучения, других особых полей, плазмы, ядерно-магнитного поля и т.д. Чем более взрослым становилось человечество, чем больше разновидностей электромагнитных полей наука узнавала, тем более богатым становился бред физического воздействия. Одна наша пациентка, заболевание у которой манифестировало двадцать лет назад паранойяльным сверхценным бредом преследования, в течение последних 5—7лет утверждает, что к сообществу ее преследователей присоединились соседи по подъезду, живущие этажом ниже. Она постоянно ощущает, как из-под пола с помощью воздействия особым электрическим полем, соседи вызывают разнообразные неприятные ощущения в теле (сенсорные автоматизмы), действуют ей на мозг, внутренние органы, она ощущает волны и разряды, перетекающие вдоль позвоночника, покалывание во всем теле. С целью защиты от этого воздействия она закрыла весь пол толстыми резиновыми ковриками, такими, какими устлана беговая дорожка на стадионах. Она надевает на голову резиновую шапочку, в каких плавают в бассейнах, изготовила себе специальный резиновый лифчик и надевает его, чтобы обезопасить грудь от воздействия электрического поля. Вот этот особый мир, защищающий, по ее мнению, от воздействия чужеродной враждебной силы, и есть среда существования ее болезненной души. Она сама создавала себе этот мир, сама упаковывала свое тело в эту резиновую оболочку. Почему мы должны изучать эту среду обитания души? Не для подтверждения содержания бреда — оно и так нам известно! Особенности этой упаковки, особенности среды существования больного человека будут свидетельствовать о глубине болезненного расстройства, о глубине вживания больного в свое бредовое инобытие. Очень близко к бреду физического воздействия примыкает бред психического воздействия — убеждение больного в воздействии на него особой психической силы — гипноза, телепатии, экстрасенсорного воздействия, биополя и т.д. Современное общественное сознание, переполненное парапсихологической бредятиной, дает бесконечное количество примеров для построения данного вида бреда. Если раньше это был в основном гипноз, то сейчас — третий глаз, кармическое воздействие, моральный вампиризм, телепатическая связь, космический разум, «единое мозговое энергетическое пространство», телепортация и т.д. Нередко больные начинают свой путь с занятий в сектах, сообществах парапсихологической направленности, десятках групп психического самосовершенствования. Поднабравшись интеллектуального строительного материала (правильнее сказать, мусора), они выходят из сект созревшими для построения собственной бредовой идеи особого психического воздействия. Чаще это воздействие враждебной силы на больного, но бывают случаи, когда больные утверждают, что сами обладают особой психической силой и воздействуют на других людей и весь мир. Лет десять назад к нам обратились отец с сыном, у которых почти одновременно манифестировал психоз с однотипным бредообразованием, так называемым конформным бредом. Они утверждали, что, посещая занятия мага и чародея, экстрасенса международного класса, некоего Ч., стали испытывать прямое воздействие его психического поля на свой организм. Сначала они не придали значение, что имеется связь между расстройством кишечника (поносом), возникшим у них одновременно, и занятиями в школе экстрасенсорики. (Понос послужил сверхценным «курком, выстрелившим» очень кратковременным эпизодом псевдосверхценного бредообразования, довольно быстро перешедшим в интерпретативный бред психического воздействия.) Думаю, что скорость перерастания псевдосверхценного бреда в полномасштабный бред психического воздействия объяснялась патогенетическим действием императивной психотерапии, которой в той или иной степени пользуются любые «новые» Калиостро. Спустя несколько месяцев отец и сын одновременно стали заявлять, что этот экстрасенс воздействовал на них своим биополем и психической энергией в качестве мести за отказ предоставить для проживания свою квартиру. У сына к тому времени развился еще дисморфомани- ческий бред (о нем речь впереди), а отец пытался разоблачить человека-психоге- нератора, но тот «почему-то все отрицал». Конформный бред Конформный бред был описан в 1932 г. В. Байером как похожий по содержанию и форме на систематизированный интерпретативный бред, развивающийся у двух или нескольких совместно живущих и близких друг другу людей. Чем отличался в описании Байера этот вид бреда от индуцированного? Именно тем, что все носители бреда были психически больными. Вместе с тем некий налет психо- генности имеет место быть. Больные, как писал автор, бредовым образом противопоставляли себя всему окружающему миру не как отдельные индивидуальности, а как своеобразная группа. Это было отступление от бреда физического и психического воздействия, а сейчас продолжим разговор об этом виде бреда. Вот еще один пример сочетания бреда физического и психического воздействия. Пациентка на приеме в школе молодого психиатра в ноябре 2005г. Из истории своей жизни сообщила, что еще в возрасте 21 года к ней приходила какая-то девушка, что-то подкинула и навела порчу (это она поняла через двадцать лет). В возрасте 30 лет начала ощущать колпак, который окружал ее и изолировал от людей, что-то не складывалось в отношениях с людьми. В начале девяностых годов она поступила учиться в университет Махариши, где обучалась ведическим наукам, которые являлись самыми чистыми и совершенными. Обучаясь на 1-м курсе этого университета, вылечила своего брата, болевшего раком IV стадии с метастазами в позвоночник, после чего он прожил еще 11 лет. Десять лет назад познакомилась с экстрасенсом Долгиревым, который стал обучать ее экстрасенсорике, а затем превратился в энергетического вампира. Психическое состояние на консилиумномразборе: сознание не помрачено, правильно называет себя, знает место своего пребывания, текущую дату. Соглашается на беседу в присутствии нескольких врачей и психологов. На вопросы отвечает спокойно, лишь периодически сопровождая свои ответы энергичной жестикуляцией, являющейся своеобразными пассами и движениями, «изгоняющими», по ее мнению, черную энергию. Сообщает, что экстрасенс Долгирев уже более десяти лет осуществляет энергетический вампиризм по отношению к ней путем высасывания энергии, внедрения ей в голову своих мыслей и своей речи. Долгирев, по ее мнению, использует биополе, телепатию, космическую энергию и через различные чакры на ее теле действует на ее настроение, психику, различные органы тела. Уверена, что он занимается с нею сексом через астральное тело, при этом лежит у себя дома на диване, совершая различные вибрации и движения, а через нижнюю чакру его воздействия передаются на нее, вызывают пульсацию внизу живота, половое возбуждение и оргазм. Через верхнюю, горловую чакру, он передает и внедряет в ее мозг свои мысли, приказы и видения. Ей показывают различные яркие цветные картины — гробы с дырами, львов, которые на каком-то острове охотились на людей. Видела, как какая-то женщина пришла на этот остров, увела людей от львов, и сверху начал струиться свет. Через сердечную чакру Долгирев вызывает у нее чувство влюбленности. Этот же вампир накидывал на нее бесов, а она их сбрасывала. При этом все происходило внутри ее головы. Сообщает, что у нее дома десять кошек и котов, пять белых, пять черных, которые являются противодействием астральным телам и черной магии. Будучи на работе, по ее словам, почувствовала огненную энергию, начала чистить светлый огонь и изгонять все плохое. Начала кричать: «Изыди сатана, изыди, изыди», — чем напугала коллег по работе, и те вызвали «скорую помощь». Неоднократно на протяжении беседы демонстрирует изгнание черной энергии, стряхивая что-то с себя, совершая весьма вычурные и выразительные движения. Закрытие глаз объясняет приказом Долгирева, голос которого сопровождал всю беседу с врачами. Учитывая обнаруженные при данном осмотре проявления психического расстройства, комиссия приходит к выводу о наличии у больной хронического психического заболевания — шизофрении, приступообразно-прогредиентной, с мягким, медленно-прогредиентным темпом развития параноидной симптоматики, манифестирующей бредовой идеей порчи и колдовства, переросшей постепенно в бредовые идеи физического и психического воздействия с полным комплексом всех видов автоматизмов — идеаторных (телепатия, экстрасенсорное воздействие, передача мыслей и слов), сенсорных (насильственное вызывание различных ощущений в теле — вибрации, прилив крови, половое возбуждение), кинестетических (овладение и руководство движениями конечностей, всего тела). Таким образом, у больной выявляется синдром Кандинского—Клерамбо, сочетающий бред физического и психического воздействия, все виды автоматизмов, а также зрительные и вербальные псевдогаллюцинации. В анамнезе прослеживаются редуцированные онейроидоподобные переживания. Они отличаются конкретностью, образностью, живостью, яркостью, проработанностью деталей, сопровождаются массивными и объемными псевдогаллюцинаторными переживаниями, относятся непосредственно только к ней одной, что и отличает феномены ее психического состояния от суеверий и заблуждений, бытующих в этнокультуральной среде в последние годы. Здесь уместно будет вспомнить, что такое вера и чем она отличается от бреда. Как утверждается в одной из лучших монографий о вере («Психология веры», P.M. Грановская), вера есть способность человеческой души признавать истину, несмотря на отсутствие доказательств, она позволяет выйти за пределы индивидуальных возможностей отдельного человека. «В основе потребности веры лежит врожденное стремление человека к самораспространению (самотрансценденции) за пределы своих возможностей и достоверного знания» [20]. Вера в телепатию, в биосенсорику, в карму, в космический разум помогает человеку преодолеть конечность своего существования, ограниченные возможности своего разума, ибо она не требует доказательств. Бред воздействия оперирует конкретными «фактами», не верой в гипотетические факты, а случившимися уже, якобы произошедшими событиями, имеющими отношение не вообще к способностям и возможностям человека, а к событиям, доказательно, с точки зрения больного, убеждающим его и всех окружающих лиц в уже случившейся реальности событий, в реальности причин, вызвавших эти события, и в правильности их толкования больным. Бред физического и психического воздействия является составной частью самого сложного и самого важного синдрома в психопатологии шизофрении — синдрома Кандинского—Клерамбо. Оба бреда несут функцию интеллектуального оформления чрезвычайно сложных, необычных для понимания самим больным феноменов - автоматизмов и псевдогаллюцинаций. С помощью интеллектуальной бредовой переработки пациент сам себе и всему миру объясняет источник появления этих феноменов. Но об этом поговорим далее. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы