Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Накопление знаний и зарождение техники и технологии в эпоху первобытности.



2.1 Характерные черты первобытной культуры. Первобытность – самая продолжительная эпоха в истории человечества. Она начинается с появлением человека и заканчивается с возникновением первых классовых обществ. В первобытной истории выделяют:

Палеолит – до 12 тыс. лет до н.э.

Мезолит – до 7 тыс. лет до н.э.

Неолит – до 4 тыс. лет до н.э.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры. К ним относятся синкретизм, антропоморфизм, традиционализм.

Синкретизм. В пору каменного века, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. Отсюда синкретизм первобытной культуры. Синкретизм (греч. συγκρητισμός – «федерация критских городов» или соединение), то есть нерасчленённость различных видов человеческой деятельности как в духовной так и в материальной сфере. Первобытный человек был можно сказать «на все руки мастер» а первобытное общество почти не знало специализации. Поэтому, материальное производство было слито с искусством, искусство с магией, магия – с религией, музыкой, скульптурными изображениями и т.д.

Антропоморфизм. Особенностью первобытной культуры было также антропоморфизм (от французского слова – anthropomorphisme которое произошло от греческих ανθρωπος – человек, μορφή – вид, образ, форма). В нашем случае антропоморфизм это наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, растений, животных. 

В подобном человеку мире можно было чувствовать себя гораздо более уверенным. Можно было вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первые религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

Традиционализм так же был характерен для первобытной культуры. Традиционализм это накопленный опыт, который передается «один к одному», при точном воспроизведении всех деталей независимо от того идёт ли речь об изготовления орудий труда, одежды, утвари, предметов изобразительного искусства или свадебных обрядах, традициях воспитания детей и т.д.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте в форме ученичества. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в первобытную эпоху, так как являлись «живыми библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи, культурных образцов, вынуждена была оставаться предельно простой.

Традиционализм первобытной культуры приводил к тому, что все значимые формы поведения представляли собой социально санкционированную, строго регламентированную символическую систему действий – ритуал. Охота и земледелие, война, брак, общение, проявления горя и радости – все сопровождалось определенными символическими действиями. Видимо, ритуал стал первым способом придания психическим состояниям, биологическим потребностям и способностям человека характера собственно культурной деятельности.

2.2 Миф как основная форма архаического сознания. Особенности мифа как способа мировосприятия связаны с  символическим, характером представлений о явлениях природы и общественной жизни.

В своей повествовательной форме миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам богов, сверхъестественных существ, героев, стала такой, какая она есть сейчас (мир вообще, природные явления, человеческое поведение, государственное устройство). Миф это всегда рассказ о творении, в мифе мы всегда у истоков существования чего-то. Первобытный миф имел своим содержанием космогонию, более поздние мифы включали самую разнообразную тематику.

Благодаря мифу мир уже не хаотическая непроницаемая масса предметов, но живой космос, упорядоченный и полный смысла. Человек оказывается причастным миру, который становится для него близким и понятным. Основными функциями мифа являются:

социальная, которая состоит в обосновании существующего устройства общества, поддержании социального порядка, регулировании поведения;

функция сохранения, накопления и передачи социального опыта, которая заключается в способности мифа передавать ценностные ориентации, технологии деятельности и модели поведения, закрепляя культурное своеобразие общества;

познавательно-мировоззренческая, отражающая способность мифа по своему объяснять мир и открывать смысл человеческой жизни;

Искусственное добывание огня сверлением

эстетическая, состоящая в том, что миф это результат художественного творчества, в процессе которого совершенствуется память, развивается воображение;

компенсаторная, заключающаяся в создании мифом иллюзорно- обнадеживающей картины мира, порождавшую чувство уюта и предсказуемости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь