Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Наука и техника Древнего Египта



Цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых. Древний Египет как самостоятельная цивилизация просуществовал около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э., когда он был покорен Александром Македонским.

Завоевание Александром Македонским навсегда лишило Египет независимости, однако древнеегипетская культура еще долгое время продолжала существовать. В течение трех веков здесь правили наследники Александра, потомки его полководца Птолемея. В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. Около 200 г. н.э. сюда пришло христианство, которое затем стало официальной религией – вплоть до арабского завоевания в 640 г. н.э.

Слово «Египет» в переводе с древнегреческого означает «загадка», «тайна». Сами же египтяне называли свою страну «Ке-мет», что на их языке означало «черная земля». Таким образом, противопоставлялся цвет плодородной почвы долины Нила красной земле окружавших Египет пустынь.

Действительно, существование Египта напрямую зависело от Нила, от разливов Великой реки (как называли ее египтяне), приносивших на поля плодородный ил. Не случайно «отец истории» Геродот назвал Египет «даром Нила». Основу экономики страны составляло ирригационное земледелие, оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном. Фараон обладал неограниченной властью, которая имела, по представлениям египтян, божественную природу.

В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов: додинастический вторая половина IV – начало III тыс. до н.э., Древнее царство 2900 – 2270 гг. до н.э., Среднее царство 2100 – 1700 гг. до н.э., Новое царство 1555 – 1090 гг. до н.э. и Позднее царство XI в. – 332 г. до н.э.. Основные этапы разделяют периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениям иноземных племен.

Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитой астрономией и медициной, искусством и ремеслом. Развитое земледелие требовало точных наблюдений и предвидения различных явлений природы, которыми и занималось жреческое сословие. Жречество в древнем Египте содержалось за счёт остального общества, благодаря этому оно, располагало свободным временем для занятия научными исследованиями.

Египетские жрецы в процессе астрономических наблюдений открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца, научились предсказывать наступление дождей, разливов Нила и других явлений природы. Помимо астрономического знания они накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии, использовали гипноз. Наблюдения должны были проводиться постоянно и систематически записываться, жрецы вынуждены были обучать преемников; которых посвящали в свое знание, таким способом обеспечивалась преемственность жреческого сословия.

Кроме жрецов большую роль в формировании древнеегипетского общества играло чиновничество. Представители аппарата государственного управления должны были знать объективное состояние дел в государстве. Не случайно, в древнеегипетской цивилизации видное место занимает фигура писца, который не только создавал литературные тексты, но и исполнял административно-хозяйственные функции. Уже во времена первых фараонов  Древнего царства (3120 – 2649 гг. до н.э.) широко использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств и уже в это время профессия писца была одной из самых привилегированных.

Письменность была важным элементом культуры Древнего Египта. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. ἱερο – священный и γλύφος – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, вырезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус (по-египетски Сотис) раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней, которые были общегосударственным праздником. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.

Во многом благодаря искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Из лекарств они использовали 700 средств природного происхождения. Египтяне умели диагностировать организм человека по состоянию радужной оболочки глаза. В наше время это называется иридодиагностика.

Обработка металлов (медь, золото, серебро), камня, дерева, кожи, льна была уже известна к моменту образования государства в Древнем Египте. С середины III тысячелетия до н.э. города древнего Египта и становятся центрами ремесленного производства.

Экономика древнего Египта зависела от ирригационного земледелия. Поэтому уже во времена Древнего Царства, велись точные записи ежегодных высот разлива Нила. Такие же записи велись и в последующие времена, и до сих пор на набережных древних храмов видны пометки, указывавшие уровень воды при разливах. Тогда же стало известно, что системой плотин можно задержать воду, после возвращения Нила в свое русло, и каналами помочь ей попасть в такие места, куда она обычно не попадала естественным путём. Уже в Древнем Царстве была в основном создана сеть оросительных каналов. От Нила отходили большие и широкие каналы, от которых отделялись более мелкие. От этих более мелких каналов, в свою очередь, отходили те канавки, которые разбивали поля на небольшие квадраты. В нужное время открывали воде доступ в эти канавки, и тогда земля получала необходимую ей влагу. Система орошения, применявшаяся в Египте, называется бассейновой системой орошения. Поля, также как и огороды, были ограждены земляными плотинами: когда на поле пускали воду, то оно оказывалось небольшим бассейном. Как только поле было достаточно увлажнено, лишняя вода спускалась через специальный сток.

Фоюмское озеро

Крупнейшим ирригационным сооружением Древнего Египта было превращение Файюмского озера в искусственное водохранилище. Фоюмское озеро было некогда связано непосредственно с Нилом, но во времена Древнего Царства приток воды из Нила в озеро осуществлялся не каждый год, а только тогда когда уровень воды в реке поднимался более чем на на 18 локтей выше нормы. В эпоху Среднего Царства здесь были предприняты ирригационные работы, которые, с одной стороны, сделали возможным земледелие на площади около 108 000 га, а с другой – превратили озеро в резервуар воды.

Подавляющее большинство архитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Ранними погребальными сооружениями были мастабы (от арабского مصطبة‎ «скамья»). Египтяне эти сооружения называли или пер-джет «дом для вечности» или «вечный дом». Мастаб первоначально представлял собой песчаную насыпь, укрепленную каменной кладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонные стены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.

Пирамида фараона Джосера. Зодчий Имхотеп

Со времени правления фараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальных сооружении существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проект гробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотеп фактически построил сооружение из шести мастаб, расположенных одна на другой и уменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получилась ступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначение сооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Пирамида Джосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

 Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (др.-греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 см.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов – людей» (фараонов), наделенных безграничной властью.

Пирамиды в Гизе составляют центр огромного погребального комплекса – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных. В архитектурный ансамбль входит знаменитый Большой Сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленый из цельной скалы изображение льва с человеческим лицом, по одной из версий, фараона Хафра (Хефрена).

Для культовых сооружений основным строительным материалом являлся камень. Из глины сооружались и жилища, и гробницы среднестатистических египтян, причем по своему плану и виду гробница копировала жилье. Кирпичи изготовлялись из ила и рубленой соломы. С помощью специальных форм приготовленная смесь формовалось, мягкий еще кирпич клался высушиваться на солнце. Размеры кирпичей были весьма разнообразны, так же как и их окраска, которая зависела от состава ила. Обычно употреблялся кирпич-сырец и только в конце Нового Царства появляется обожженный кирпич, который применяется лишь для облицовки зданий.

Использование Рампы во время строительства Египетских пирамид

Основным подъемным приспособлением в строительном деле была наклонная плоскость – рампа. Остов рампы, то есть ее боковые стороны и перегородки, на небольшом расстоянии друг от друга пересекавшие рампу, строились из кирпича; пустоты же наполнялись тростником и ветвями, засыпались землей и утрамбовывались. Рампы служили для поднятия во время стройки строительного материала на стены. Камень по рампе тянули на салазках, причем, часто под них подкладывали катки, а сзади подталкивали рычагами. Возможно такой же способ применялся и при возведении пирамид. Углубления, находимые в камнях, из которых выстроены стены храмов Древнего Царства, позволили немецкому археологу Хельшеру предположить применение при укладке стен специального подъемника. Этот же археолог с достаточной вероятностью реконструировал способ установки статуй в храмах Древнего Царства.

Кроме рампы египтяне, по всей видимости, знали блок. Деревянный блок, обнаруженный при раскопках в Египте, теперь хранится в Лейденском музее. Различного рода строительные пометки, имеющиеся иногда на зданиях, указывают на применение при постройках плана. Некоторое количество таких планов дошло до нас. Наиболее древний из них представляет собой чертеж свода, на котором, через определенные расстояния, имеются надписи, указывающие высоту свода.

Геополимерный бетон.

Очень возможно, что египтянам была известна технология производства геополимерного бетона. Существует гипотеза, что именно из него были отлиты Египетские пирамиды. Впервые её высказал профессор химии Джозеф Давидович в 1978 г. который проанализировал состав блоков египетских пирамид. Технология приготовления геополимерного бетона несложна и могла быть вполне доступной даже для жителей древнего Египта. Мягкая порода, например, известняк, тщательно высушивалась, освобождаясь, таким образом, от влаги. Климат Египта, где дождевые осадки могут выпадать раз в пять лет, позволял произвести обезвоживание известняка естественным путем. Готовый сухой порошок известняка затем заливался водой и перемешивался. В состав смеси можно было добавить любой мелкий камень, например, щебень. При окончательном высыхании раствор затвердевал и превращался в бетонный или, если угодно, каменный блок. Изготовление бетона из натуральных компонентов могло производиться на самой пирамиде. То есть, смешивать порошок с водой вручную можно было в примитивной деревянной опалубке, возведенной специально для этого на фундаменте будущего строения. После застывания бетона опалубку снимали и переходили к следующему блоку. Так, блок за блоком, рос монолит всей пирамиды.

Инкубатор в древнем Египте

 Несмотря на известную высоту технических приемов, основой строительного дела являлась мускульная сила тысяч рабочих. Основную массу строительных рабочих, насколько можно судить по египетским источникам, составляли крестьяне, которые для этой цели сгонялись с разных концов Египта. С египетскими данными согласуется и рассказ греческого историка V в., Геродота, по сведениям которого над постройкой Хеопсовой пирамиды в течение 20 лет работало непрерывно 100 тыс. человек, причем каждый работал по 3 месяца в год.

Египет дал мировой цивилизации многочисленные изобретения и новшества, как глобального, так и индивидуального или бытового значения. Это иридодиагностика, и вполне приемлемые способы пломбирования и протезирования зубов, парики и солнечные очки, инкубаторы и мумифицирование, декоративная косметика и специализация врачей, брак по контракту и дифференциацию в области права, бумагу (папирус) и возможно, даже геополимерный бетон.

 

3.3 Наука и техника Древней Месопотамии (Междуречья или Двуречья). Цивилизация Древней Месопотамии возникла приблизительно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала со второй половины IV тысячелетия до н.э. до 539 г. до н.э., когда Вавилон был завоеван персами. В отличие от египетской, цивилизация Месопотамии не была этнически однородной, она формировалась в процессе смешения многих народов. Главную роль в истории Междуречья сыграли шумеры, аккадцы, вавилоняне и ассирийцы.

Шумер и Аккад. Фундамент всей последующей цивилизации региона был заложен шумерами, которые в IV тысячелетии до н.э. заселили южную часть Междуречья.

О происхождении и прародине этого народа до сих пор идут споры. Загадочным, не имеющим аналогов остается и язык шумеров. Они создали высокую земледельческую культуру и развитые системы мелиорации и ирригации, служившие для осушения болот и сохранения воды на период засухи. Согласно официальной версии именно шумеры раньше, чем другие народы, стали использовать гончарный круг, плуг-сеялку, парусную лодку, колесо, литье из меди и бронзы.

К началу III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эреду. Приблизительно в середине III тысячелетия до н.э. территория, простиравшаяся от северных границ Шумера до восточных границ Египта, была занята семитскими племенами. Аккадцы, семитский народ, заселили земли к северу от Шумера, усвоили шумерскую культуру, религию и письменность. В XXIV в. до н.э. аккадский царь Саргон Древний подчинил города-государства Шумера. Значение этих событий столь велико, что позволяет говорить о достаточно целостной шумеро-аккадской культуре.

Кроме того аккадский царь около 2300 г. до н. э. Саргон I создал первую постоянную профессиональную армию.

Одним из важнейших достижений шумерской культуры было создание письменности. Острая необходимость в надежном способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько стадий. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер: понятия конкретных объектов, явлений и действий передавались условными рисунками-символами. Например, упрощенное изображение головы человека означало «голова», а две волнистые линии – «вода».

В дальнейшем эта достаточно примитивная система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тысячелетия до н.э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских глиняных табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи.

Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римляне, назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, ибо письменные символы напоминали клинья.

Шумерскому письму была уготована долгая жизнь. Его переняли аккадцы, вавилоняне и многие другие народы Ближнего Востока, приспособив потребностям своих языков. Аккадский язык и клинопись долгое время являлись средством международного общения в данном регионе. Усовершенствованная во II тысячелетии до н.э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Финикийский алфавит – усовершенствованная клинопись шумеров

Кроме письменности большое значение имеют астрономические достижения древнего Шумера. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения звезд в течение весьма длительного времени. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, которые халдейские жрецы вели на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений они установили, что год равен 365 дням. 6 часам, 15 минутам, 41 секунде.

Так как в стране было мало лесов, то в качестве конструкционного материала широко использовались глина, камыш, тростник, которых было много. Это и послужило основой развития гончарного и кирпичного производства. Глина была и материалом для письма. Даже сама клинопись стала следствием использования глины (на глиняных табличках знаки удобнее было выдавливать). Камыш и тростник использовались для изготовления плетеных вещей и в кораблестроении. Тростниковые корабли ходили не только по рекам, но и по морю.

Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Месопотамии не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводилось из менее долговечного материала – необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших до нас построек (в небольших фрагментах) являются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 – 3000 гг. до н.э.). Шумерские храмы обычно строили на утрамбованной платформе, которая защищала здания от наводнений. Стены платформы, как и самого храма, красили и украшали мозаикой. Храм представлял собой низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором.

Белый храм в Уруке 3200 – 3000 гг. до н.э. В настоящее время.

 У шумеров впервые появились такие архитектурные и художественные элементы, как арка, свод, купол, фриз, мозаика, резьба по камню, гравировка и инкрустация. В дальнейшем арки и своды, широко применявшиеся в Месопотамии, распространились по всему миру.

Красное здание в Уруке 3200 – 3000 гг. до н.э. В настоящее время.

 После объединения Шумера под властью Аккада распространилась новая форма культового сооружения – зиккурат, представлявший собой ступенчатую трапециевидную пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в черный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Символика зиккурата – «лестницы в небо» – была проста и понятна во все времена. В конце 3 тысячелетия до н.э. в Уре был сооружен трехъярусный зиккурат высотой 60 м. До наших дней сохранилась только нижняя терраса внушительных размеров (длина сторон основания – 65 и 43 м).

Вавилонский период. В конце III тысячелетия до н.э. территория Шумера и Аккада была захвачена кочевниками амореями. Они захватили ряд месопотамских городов, основав собственные династии, но очень скоро приняли аккадский язык местные обычаи. Правитель Хаммурапи в первой половине XVIII в. до н.э. превратил город Вавилон в столицу огромного старовавилонского царства. Но это государство оказалось недолговечным, уже в конце XVII – начале XVI вв. до н.э. его завоевывают касситы и хетты, а позднее – Ассирия.

Базальтовая стела царя Хаммурапи

 Среди памятников искусства Старовавилонского периода (XX – XVII вв. до н.э.) можно назвать базальтовую стелу царя Хаммурапи, на которой высечены тексты его знаменитых законов (кодекс царя Хаммурапи – один из самых древних сводов правовых актов Древнего Востока). Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя стоящим в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает ему атрибуты царской власти – жезл и магическое кольцо.

Ворота богини Иштар

 Время расцвета Нововавилонского царства пришлось на правление Навуходоносора II (605 – 562 гг. до н.э.). К сожалению, от этого блистательного, но не долгого периода сохранилось очень мало памятников. И все же литературные источники донесли до нас сведения о крупных архитектурных сооружениях Вавилона. В первую очередь, это огромный дворец Навуходоносора II с висячими садами Семирамиды, которые причисляются к семи чудесам света. Не менее знаменитым сооружением был семиярусный зиккурат Этеменанки («связь земли и неба»), посвященный верховному богу Вавилона Мардуку. Его высота составляла 90 м, и именно его считают Вавилонской башней, описанной в Библии.

 Единственное архитектурное сооружение Вавилона, дошедшее до наших дней, – это ворота богини Иштар. Всего их было восемь, по числу главных божеств. На них Навуходоносор II написал: «Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня еще ни один царь».

Высокого уровня развития в Вавилоне достигла наука, и особенно такие ее отрасли, как астрономия и математика. В результате наблюдений за движением небесных светил и изменениями в природе были составлены астрономические справочники, лунный календарь и карта звездного неба. В Вавилонском календаре месяц соответствовал промежутку времени между двумя фазами луны, новолуниями. Этот промежуток примерно совпадает со временем обращения Луны вокруг Земли. Месяц вавилоняне делили на недели и привели в соответствие с количеством дней в году. Они успешно предсказывали затмения Луны и Солнца.

До нашего времени сохранились вавилонские сборники математических задач с использованием дробных чисел. Вавилонянам были известны возведение в степень, извлечение корня, они решали уравнения с одним и двумя неизвестными. По сей день в наших минутах, секундах и градусах жива вавилонская шестидесятеричная система счисления. Ученых-математиков называли в Вавилоне «мудрыми писцами цифр».

О развитии вавилонской медицины свидетельствует сочинение из пяти частей, написанное на 40 табличках. Наиболее интересной и полезной является та часть, в которой перечислены признаки различных заболеваний. Известны пособия для врачей, специализировавшихся на лечении болезней ушей, глаз, дыхательных путей, печени и желудка.

В Междуречье уже в III тысячелетии до н.э. появилось символическое изображение бога здоровья в виде двух змей, обвивающих жезл. Оно очень похоже на современный символ медицины. Вавилонских врачей за их умения охотно приглашали в другие страны.

Главными центрами грамотности были школы при дворцах и храмах. Школу называли «домом табличек», директора – «отцом дома табличек», а учеников – «сыновьями дома табличек». Кроме простых учителей в школах были преподаватели рисования и «воспитатель с розгами», следивший за посещаемостью и дисциплиной.

При школах и училищах имелись библиотеки «глиняных книг». Тексты-таблички хранились здесь в глиняных сосудах, ящиках, корзинах из лозы, которые размещались в строгом порядке и были снабжены этикетками. До нас дошли библиотечные каталоги с названиями букварей и других учебников, а также словарей шумерского, аккадского и иностранных языков.

Ассирийский период. В начале I тысячелетия до н.э. главенствующую роль в Месопотамии играла Ассирия – государство, центр которого находился на севере региона. Ассирию характеризуют как самую милитаризованную и жестокую империю древности. В период наивысшего расцвета она включала в свой состав Вавилонию, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Закавказья. Просуществовала Ассирия до конца VII в. до н.э. В 612 г. до н.э. она была захвачена мидянами или персами. Пожалуй, в древности не было народа, который поклонялся бы силе и власти так, как ассирийцы. Эта черта отражена в их культуре.

Культура Ассирии – своеобразный сплав элементов художественного творчества разных народов, покоренных ассирийскими завоевателями. Постоянные войны определили особенности ассирийского зодчества, оборонительный, крепостной характер архитектуры, а также дворцового строительства. В царских дворцах имелись кухни, ванные комнаты с керамическими ваннами, туалетами, колодцы необычной конструкции и т.п. Для регулярного снабжения водой к городам подводили водопроводы и акведуки. Так, царь Синаххериб провел в Ниневию водопровод длиной в 50 км, по которому вода подавалась с соседних возвышенностей.

Шеду

Ярким примером ассирийской архитектуры служит город Дур-Шаррукин, резиденция царя Саргона II (конец VIII в. до н.э.). Построенный по единому плану, он был окружен мощной крепостной стеной, высота и толщина которой равнялись 23 м. Грандиозный царский дворец включал 210 залов и 30 внутренних дворов. У входа во дворец стояли Шеду – высеченные из монолитных каменных глыб фигуры фантастических крылатых быков с человеческими головами. Они достигали 5 м в высоту и имели пятую ногу, создававшую иллюзию шага животного. Ассирийцы верили, что эти изваяния защищают священную особу царя от враждебных сил.

Среди достижений Ассирии необходимо отметить и крупнейшую для своего времени библиотеку, созданную в столице государства Ниневии в VII в. до н.э. царем Ашшурбанапалом. Она содержала более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Но не только в этом состояла уникальность собрания: впервые в истории книги подбирались и расставлялись по тематике, с учетом содержания. Посланцы царя разъезжали по стране, разыскивали в храмах древние таблички и переписывали их для царской библиотеки. Таким образом, были собраны весьма разнообразные тексты, а также памятники литературы, в том числе эпос о Гильгамеше.

Говоря о значении Древней Месопотамии, необходимо подчеркнуть, что под сильным культурным и цивилизационным влиянием стран этого региона находилась вся Передняя Азия.

Первый гончарный круг на планете появился в Месопотамии в первой половине V тыс. до н. э. Здесь же впервые стали производиться глиняные кирпичи, ставшие основой строительной техники. Появилась в VIII тыс. до н. э. на Ближнем Востоке металлургическая обработка меди, а в V – IV тыс. до н. э. производство бронзовых изделий и, наконец, во II тыс. до н. э. железных изделий способствовали быстрому развитию производительных сил в этом регионе.

Появление металлургического производства дало толчок для производства сначала медных, позже бронзовых и железных изделий, предназначенных для сельского хозяйства, строительства, для домашнего быта.

Из драгоценных металлов производились великолепные ювелирные изделия, являющиеся и сегодня сокровищами крупнейших музеев мира. В технологии производства ювелирных изделий применялись литье в формах, пайка, клепание, раскатка металлов в листы, грануляция, изобретенная в Месопотамии 4500 лет назад. Мельчайшие шарики из драгоценных металлов наклеивали на металлическую поверхность с помощью пасты, изготовленной из рыбьего клея, гидроокиси меди и воды, после этого изделие обжигали

Развитое скотоводство обеспечивало сырьем кожевенное производство. Кожа широко применялась в быту (обувь, упряжь, тара для вина, воды, сыпучих материалов), в военном снаряжении (панцири, колчаны, шлемы), как писчий материал, наподобие  пергамента. Овечья и козья шерсть стали основой зарождения текстильного производства. Ткани производились не только из шерсти, но из льна, а затем хлопка.

Значение региона Месопотамии трудно переоценить. Именно отсюда в мировую культуру попали своды законов, путеводители, топографические карты, символ современной медицины (змея, обвивающая чашу), медное и бронзовое литье, первые зоопарки, библиотеки, ботанические сады, шестидесятеричная система счета, таблицы умножения и деления, основы астрологии, знаки зодиака, солнечные и водяные часы, парусные лодки, гончарный круг.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 1368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь