Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Законы Хаммурапи – образец правовой мысли Месопотамии II тыс. до н.э.



Хаммурапи приближает себя к божественному, получив законы «из рук бога». Законы были запечатлены на чёрном бальзамовом камне, а копии были сделаны на глиняных табличках и разосланы по всему царству. Наверху таблиц с законами Хаммурапи находится рельеф, на котором царь почтительно принимает свод законов из рук бога Шамаша. Так или иначе, законы древности – это, в первую очередь, ритуал.

Состав законов Хаммурапи:

1) Вступление к законам. «Я, великий царь Хаммурапи…». Бог Шамаш передаёт Хаммурапи божественные законы. Хаммурапи приобщился к божествам через юридическую концепцию.

2) Законы.

3) Заключение – кто нарушит закон, получит кару богов.

282 статей. В основе – частное право, в меньшей степени публичное и уголовное. Статьи не предусматривали вмешательство религиозных обычаев (носили светский характер). Через право Хаммурапи внедряет в жизнь Месопотамии этические категории, понятие справедливости. Сборник законов устраивает каждую группу в своей социальной нише.

· Подробно описал положение раба в обществе.

· Законы о земле и завоевании.

· Много статей о мушкенах (самая главная – мушкенум может иметь семью, имущество, но живёт на земле царя)

· Освещены правовая, экономическая и социальные точки зрения.

· Постепенно прибавляется налог в виде драгоценных металлов. Налоги со всех подданных. Мушкены тоже платят налог (после завоевания). Имущество, существовавшее до завоевания, теперь тоже принадлежит царю.

· Принципы правосудия,

· Охрана собственности разных слоев населения,

· Операции с недвижимостью,

· Торговые дела,

· Преступление против личности,

· Операции с движимым и недвижимым имуществом (аренда, личный наем)

Появилась дробная социальная структура. Хаммурапи создал регулярную армию (смертная казнь за уклонение от службы)

Мушкены составляли бОльшую часть населения, и теперь они могут иметь рабов. Рабы из должников, около 20%: военнопленные, простые жители, должники. Ребёнок из брака, где один из родителей раб – свободный житель. Мушкенум, за любое увечье, может получить ссуду.

Кроме прочего, Хаммурапи создал и семейное право: женщина Месопотамии имеет определённую защищённость, имущественную и правовую. Положение женщины в эпоху Хаммурапи гораздо лучше, чем положение римской женщины много веков позже, однако она, так или иначе, не уравнена с мужским полом.

Этика общества связана с понятием справедливости, а справедливость – с царём, деспотом. В государстве Хаммурапи, после появления законов, устанавливается спокойствие.

Вавилонская «мишарум»

Мишарум сложилась при царе Хамурапи. Она построена и вытекает из принципов первобытного общества, цель которого – выжить. Принципы «не убий, не укради, не возжелай» сформулированы Библией гораздо позднее, чем схожие категории возникли в Месопотамии. Мишарум наложен на правовые нормы, и это наложение проведено именно Хаммурапи.

1.Хаммурапи ввел Мишарум в законы, чтобы показать божественность власти. В его законах выражена идея божественной справедливости, что приблизило царя к богам. Но! Царь - не божество (в отличие от Египетских мировоззрений). Хаммурапи просто получает законы от Шамаша, бога солнца и справедливости, благодаря чему эти законы становятся не просто прихотью царя, а божественной истиной. Поэтому в заключении к законам сказано, что боги карают тех, кто не следует законам.

2.Мишарум - закон о «справедливости», этика и право Месопотамии. В правовом отношении смысл его состоял в том, что время от времени месопотамские правители объявляли Справедливость, то есть издавали указы, по которым прощались некоторые долги, а проданные земли и дома возвращались к прежним владельцам.

3. Но помимо этого, в Мишаруме разъяснялось, как будет жить народ. И в зависимости от сословия разрабатывались законы.

4. Прежде всего нужно сказать, что в Месопотамии невозможна мягкая этика. Мишарум - этика заповеди - норма первобытного общинного общества. Это как бы благое пожелание, как надо жить. Боги создали космос для себя (почти все). Места для людей почти нет (даже для героев). И поскольку население Месопотамии было неравноправное (аристократия, мушкенумы и т.д.) никакого Маата, как в Египте не могло быть (не хорошо, если человек не живет по Маат, но осуждать его никто не будет, он должен сам понять это). Таким образом, без законов нельзя обойтись.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь