Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Маат» - этика и право Древнего Египта



Маат можно перевести, как «истина» или «абсолютная правда». Рассмотрим Маат с точки зрения самой авторитетной космогонической концепции – Гелиопольской (Гелиополь – один из номов Древнего Египта). Согласно ей, мир – это космос, включая мир людей. Этот космос называется Маат. Концепция Маат подвергалась попыткам теоретического осмысления, но безуспешно. Её воспринимали на бытовом уровне – «всё есть Маат». Маат отражает благосостояние Египта, а ее разрушение приведет к гибели общества. Маат должна быть статична, тогда она крепка, но мир не может не развиваться – есть динамика, которую предусматривает Маат , например смена дня и ночи или времен года, то есть циклическая. Катаклизмы (засуха, обмеление Нила) не включаются в Маат (поскольку не цикличны), однако Маат может пережить эту катастрофу. Катаклизмы, вторжение гиксосов в египетской литературе названо как «бедствие страны», это нарушение порядка, статики системы. В такой ситуации за Маат ответственен царь, он должен сохранить стабильность, народу нужен добрый, праведный владыка, который обязан предусмотреть такое бедствие. Возникает жанр «поучение царям» («Поучение гераклеопольского царя»).

Соединение диалектики и статики воплощается в концепции циклического развития. Человек создан богами, но слаб, поэтому может поколебать Маат. Но, так или иначе, человек не может быть плохим. По Маат судится не человек, апоступок человека. Маат закладывает очень гуманные и мягкие формы наказания: самое большое наказание для египтянина – осознание того, что он нанес вред Маат, поэтому физическое наказание не требуется. Понятие «греха» не существует в Маат. По Маат человек прекрасен изначально, поскольку создан богами, просто он слаб, поэтому может совершать плохие поступки, но окраска поступков не переходит на самого человека. Окончательно все категории Маат были отработаны в период Среднего Царства. Цель человеческого пути – наслаждение. Маат, как и Мишарум, исходит из принципа уважения к человеческой личности, и, в отличие от Мишарум, апеллирует к природе человека (мишарум – к праву и законам) Идея поддержания статики Маат и страх вывести ее из равновесия основа древнеегипетской этики. Такая этическая система, не имеющая правового фундамента, то есть отсутствия необходимости конструирования лестницы социальных слоев, была возможна в Древнем Египте, потому что в стране был однородный состав населения, таким образом его структура была стабильна и гомогенна(в отличие от Месопотамской мишарум, которое основана на праве, из-за неоднородного состава населения в результате множества переселений; подробнее см. Вопросы о Месопотамии)

Маат поддерживала деспотическую форму правления (деспотия – такая форма власти, при которой у монарха нет никаких юридических ограничений, но есть ограничения этические (маат), экономический фундамент деспотии – ирригационное земледелие, географический (природный) – страна должна быть расположена у «великих рек» (например, в Египте – Нил, в Месопотамии – Евфрат), религиозный - обожествление правителя (Египет) или связь царя с богами (Месопотамия – Хаммурапи ( получил таблицы с законами от бога солнца Шамаша)) т.к. внутри нее сложилось положение «население не может существовать без своего фараона, он – любимый владыка, которому принадлежит всё».согласно ей благосостояние Египта возможно только при взаимной любви фараона и народа. Считалось, что если фараон недостаточно любит население, то происходят беды, например вторжение гиксосов. Любящий фараон должен был заботиться о радости каждого египтянина, поддерживая статику Маат. Если египтяне недовольны политикой фараона, они могли критиковать его отдельные черты характера через литературу (такой вид литературы называется пророческой, она появляется в конце Среднего царства, когда гиксосы вторглись в Египет из восточного Средиземноморья в период правления XIII-XVII династий) Положение египетской знати не выделялось. Статус египетской аристократии определяется многовековыми традициями, а не отдельно оформленными правовыми нормами.

Подобная гуманная этика была непонятна другим народам, например грекам, но в определённой степени ясна жителям Месопотамии, идея этики которых тоже заключалась в принципе «индивидуальная радость».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь