Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История, таящаяся в мифологии



Давайте подробно рассмотрим последовательность богов в разомкнутом кольце, их функции и мифологическую историю, историческую мифологию или историю, таящуюся в мифологии (кому как нравится).

Хочу предупредить сразу: в данной книге я не ставлю перед собой задачу подробно излагать мифологию. Будет просто небольшой экскурс. Как в туристической поездке, когда экскурсовод говорит: «Посмотрите налево… Посмотрите направо… А теперь поторопимся, а то наш автобус уйдет». Только наш «автобус» – изложение тех глубочайших научных истин, которые зашифрованы в Дендерских Зодиаках. Сама по себе египетская мифология – тема беспредельная. Тома можно написать. Они и написаны. Иногда хорошие, иногда не очень, иногда просто запутанные. И вообще, в Древнем Египте мифологические представления были не только сложны и неоднозначны, они так зависят от места, времени толкования и просто изложения, что наши споры большей частью бессмысленны. Кого интересует такая информация – читайте книги, ройтесь на пыльных полках в библиотеках, наконец, в интернете. И анализируйте.

В разделе также представлена выборочно иконография богов и богинь, имеющих отношение к разомкнутому кольцу. Она сложна и многообразна. Мало того, что один и тот же бог или богиня имеют по нескольку различных изображений, они еще в зависимости от обстоятельств могут выступать в ипостасях друг друга. Для неподготовленного человека – полный кошмар. Поэтому здесь я даю только очень краткую информацию, необходимую для понимания символики и мифологического изложения истории Египта периода Божественных Династий, которая отражена на обоих Дендерских Зодиаках.

Ихневмон - Ра

Первым в разомкнутом кольце ниже границы Пояса зодиака между Скорпионом и Весами идет животное в белой короне Юга. Это мангуст Ихневмон. Мангусты в животном мире – победители змей. И по легенде Ра, принимая образ мангуста Ихневмона, побеждает змея Апопа – носителя зла. На Ихневмоне корона, следовательно, простым животным он быть не может. Но мифологически он связан только с Ра. К тому же и изображен Ихневмон точно над Деканом Ра. Запомним: Ихневмон – Ра.

Изображения бога Солнца Ра весьма разнообразны. На рис. 1.34 приведены два варианта. На левом бог Ра представлен в антропоморфном виде с головой сокола в солнечной короне с уреем, с жезлом Уас и анкхом (символом вечной жизни) в руках. На правом – бог Ра изображен в трех ипостасях: справа – Хепри (утреннее Солнце), в центре – Ра (дневное Солнце), слева – Атум (заходящее «стареющее» Солнце, которое вот-вот пересядет в ночную ладью и перейдет на ночную сторону). Есть еще варианты, но на них мы останавливаться не будем.

Рис. 1.34. Бог Солнца Ра,

http: //egyptopedia.info/r/1260-ra  ([31]),

http: //annales.info/egipet/rak/00.htm ([32])

Тефнут – Шу

За Ихневмоном-Ра следует сидящая львица, ее передние лапы опираются на символ Нун (три извилистые линии друг под другом), который в зависимости от контекста трактуется как в о ды, влага, первичные воды и даже энергия. Это позволяет идентифицировать львицу как Тефнут ( богиню влаги ) – «первую производную» от самого Нун, если можно так выразиться (в древнеегипетской мифологии Нун – существовавший в начале времен первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира, в прямом переводе Нун означает «вода, водный»). Данный символ находится точно под Весами. Тефнут была богиней влаги, сестрой и женой бога воздуха ШУ. Они – первая пара, рожденная самим Ра.

У Ра, кроме Хатор, были две весьма строптивые дочери – Тефнут и Сехмет. Сехмет – богиня войны и палящего Солнца, целительница, обладающая большой магической силой, жена бога Птаха (одно из имен Бога-Творца). Обе они имели львиную иконографию – женщин с головой львицы или просто львиц, обе, как и Хатор, представляли собой грозное Око бога Ра. Хатор иногда выступала в ипостасях Тефнут и Сехмет.

Можно себе представить в божественном пантеоне жаркого и засушливого Египта важность такого божества, как Тефнут. Она отвечала за дожди, росу и плодородие земель. И все в мире богов шло нормально, пока Тефнут не возомнила себя важнее своего отца, разозлилась на все и на всех, приняла образ львицы и удалилась в Нубию, за что и получила прозвище Нубийской кошки. В Египте наступила невиданная длительная засуха, а за ней голод и мор. В некоторых вариантах мифа она выступает как Тефнут в ипостаси Хатор или Хатор в ипостаси Тефнут. Надо было спасать страну. Ра призвал Джехути и попросил вернуть строптивую богиню (рис. 1.35). Джехути решил хитростью воздействовать на Тефнут, отличавшуюся весьма непростым характером и большим могуществом. Он принял облик Бабуина, отыскал Тефнут и лестью и хитростью уговорил ее вернуться в Египет (иногда по легендам в этом «мероприятии» принимал участие еще и бог воздуха и ветра Шу – ее брат и супруг). Наконец, на египетские земли вновь полились долгожданные дожди. 

На рис.1.35- 1 показаны божественные супруги – богиня Тефнут и бог воздуха Шу. Так они изображены на КДЗ. На рис. 1.35- 2 они же, но на восточной полосе ЛДЗ. У Тефнут на голове корона в виде Солнца с уреем, у Шу – его отличительный знак в виде пера. Ниже ( 3 ) приведена иллюстрация вышеописанного мифа, в котором Бабуин-Джехути уговаривает Тефнут вернуться. Здесь его сопровождает в качестве дополнительной защиты богиня-коршун Нехбет. Итак, второй в разомкнутом кольце идет богиня влаги Тефнут. Но она воспринимается вместе со своим супругом Шу.

Рис. 1.35. Боги Шу и Тефнут,

2 – http: //teammy.com/notes/283058print [60],

3 – http: //www.mifologija.ru/images/egipet/tefnut2.jpg [61]

 

После Ра власть переходит к его детям: близнецы Тефнут и Шу – первая после Ра супружеская пара представителей Божественных Династий.

Геб и Нут

Следующим в разомкнутом кольце идет символ, держащий в руках мотыгу – инструмент для обработки земли. Он очень похож на Сатурн, стоящий прямо над ним вместе с Девой, и тоже имеет голову быка. Поскольку Сатурн на КДЗ уже есть, думаю, что этот символ – Священный бык Апис. В древние времена (да в Египте порой и сейчас) в качестве тягловой силы для обработки земли использовались быки. Иероглифов, относящихся к упомянутой фигуре, нет. Мотыга, созвездие Девы с колосом явно привязывают нас к периоду знака земли. Кстати, та же фигура в ЛДЗ стоит рядом с Девой (и это тоже не Сатурн).

Богом земли и растительности был Геб. Он третий из богов, царствовавших на земле Египта, унаследовавший власть Ра от своего отца Шу. Попробуйте на любом изображении КДЗ рассмотреть шкалу Деканов и разомкнутое кольцо и обратите внимание на то, как расположены Деканы под символами Тефнут и далее против часовой стрелки. Такая разреженность и неравномерность говорит о том, что это был чрезвычайно тяжелый период, и мифология не могла не отразить его. Но отразила, конечно, по-своему. Период событий довольно продолжительный. Попробую изложить их по возможности короче.

Бог Земли Геб – брат и супруг богини неба Нут. На рис. 1.36 ( 1 и 2) представлена иконография Геба. Он имеет мужскую фигуру человека с гусем над головой ( 1), но голова у Геба может быть и змеиной ( 2 ).

Иконография Нут дана на рис. 1.36 ( 3, 4, 5 ). На рисунке 3 она выступает в виде Небесной Коровы в тот момент, когда на своей спине поднимает на небо уставшего престарелого бога Ра. Ей было так тяжело, что у нее стали дрожать ноги, и другие боги пришли к ней на помощь и стали ее поддерживать. Под животом Коровы-Нут стоит и подпирает ее бог воздуха Шу (отец Нут). На рисунке 4 Нут изображена в виде женщины, которая касается земли пальцами ног и рук. Тело ее, усыпанное звездами, имеет вид арки. Бог земли Геб – муж и брат Нут, лежит внизу на земле, а бог Шу поддерживает арку и разъединяет супругов. На рисунке 5  идея та же, но в качестве дополнения показаны две ладьи бога Солнца Ра, плывущие по небу (телу Нут): одна символизирует поднимающееся Солнце, другая – уходящее. Есть и другие варианты изображения Нут.

 

Рис. 1.36. Божественные супруги Геб и Нут,

1 – http: //rushist.com/index.php/mifologiya/3772-bog-geb-drevnij-egipet ([36]),

2 – http: //www.historicus.ru/drevneegipetskie_mifi/ ([37]),

3 – http: //blog.ru-egypt.com ([33]),

4 – http: //movimentoculturalgaia.files.wordpress.com/2010/05/geb-0003-www-templodeapolo-net ([34]),

5 – http: //ankh.ucoz.ru/photo/2-0-17 ([35])

Космогонические мифы представляли Геба в вечном соединении со своей супругой- сестрой богиней неба Нут. Но они поссорились из-за того, что она ежедневно вечером рождала своих детей – небесные светила, а утром поедала их. С Солнцем ситуация была обратная: она поедала его вечером и рождала утром. Дабы прекратить ссору, бог воздуха Шу разделил их в пределах земного мира (что мы и видим рис. 1.36 – 4 и 5 ). Дальше материал исторически настолько важный, что я цитирую его без сокращений по [62]:

 (https: //www.historyworlds.ru/civiliz/mather/egipet/bogi_egipet/70-geb.html):

Приводимое ниже сказание изложено по тексту так называемого " Наоса из Сафт-эль Генна" (XXX династия).

За время своего царствования Шу построил много святилищ и храмов по всему Египту. Однажды эти храмы попытался разрушить змей Апоп. Шу вступил в битву с Апопом и одержал победу, но от ран, полученных во время сражения, бог заболел и ослеп.

Когда это случилось, в Египте нарушился божественный порядок, установленный богиней Маат. Воцарилось беззаконие, и Геб влюбился в свою мать - богиню Тефнут. Улучив момент, когда Шу покинул свой дворец, Геб ворвался туда, силой овладел своей матерью и захватил престол отца. Совершив эти преступления, он во всеуслышание поклялся безжалостно расправиться с Шу, если бог ветра осмелится вернуться во дворец. Перепуганный Шу внял угрозам сына и не вернулся.

Девять дней выл и бушевал ураган – это бог ветра плакал и в отчаянии рвал на себе волосы. Непроглядная тьма окутала берега Великой Реки. На десятый день мрак рассеялся, ветер стих, буря улеглась, и богам ничего не оставалось делать, как признать Геба законным властителем земли.

Через двадцать семь дней своего царствования Геб решил обойти владения и отправился на восток. Там он встретил людей, которые рассказали ему о доблести Шу, о том, как Шу сражался с Апопом и как поместил себе на лоб Око.

– Это Око, – сказали люди, – обладает великой силой и называется Око Уаджет. Если поместить его на лоб, оно своими ослепительными лучами будет убивать врагов.

Едва Геб услыхал это, его обуяла неодолимая зависть, и он решил во что бы то ни стало заполучить Око Уаджет. Он отправился на поиски и через несколько дней встретил его у подножия горы. Издав радостный клич, Геб бросился к нему и хотел уже его схватить, но Око внезапно превратилось в кобру-урей и выпустило яд. Бога земли охватило пламя, и он свалился в лихорадке.

Узнав о случившемся, Гелиопольская Эннеада (Великая Девятка главных богов Египта) собралась на совет и приняла решение лечить Геба. Но никакие лекарства, никакие чудодейственные зелья и волшебные заклинания не помогали больному богу. Тогда Великая Девятка сказала:

– Пусть он созерцает сияние бога Ра – солнечный Ах (Дух). Это исцелит его.

Ра осветил своим Ах большой камень, и этот камень возложили на голову Геба. Лихорадка сразу прошла. Через несколько лет камень омыли воды Великого Озера (озера, которое возникло еще в Нуне, и из которого в начале творения вырос Лотос), и камень превратился в крокодила Себека.

Выздоровев, Геб решил, что отныне он будет жить в полном согласии с законами, установленными богиней Маат. Он обратился к Девятке с просьбой научить его строить храмы, орошать земли и сеять зерно. Боги с радостью исполнили просьбу Геба, и Геб, обучившись ремеслам, вскоре ликвидировал все разрушения, которые он учинил в Египте.

Но в жизни супружеской пары Геб – Нут было еще одно чрезвычайно важное событие: Нут родила пятерых детей. Оно было настолько важным, что отразилось на длительности годичного цикла.

Начнем с того, что в египетском гражданском солнечном и лунном календарях (а в Египте календарей существовало несколько) раньше в году было по 360 дней. Но после того как произошло какое-то событие, в солнечном календаре стало 365 дней, а в лунном – 355. Тогда гражданский солнечный календарь представили состоящим из 360 обычных плюс 5 дней добавочных, так называемых «эпагоменальных». Из этого с помощью элементарной арифметики получается, что год должен состоять из 36 деканов + 5 дней (декан равен 10 дням). Согласно мифологии, эпагоменальными считались дни, в которые богиня неба Нут родила пятерых богов: Гора (Старшего), Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. История, как и многое в египетском пантеоне богов, довольно замысловатая и иногда по-разному трактуемая. Чаще всего она сводится к следующему.

Богиня неба Нут оказалась дамой весьма любвеобильной. Один из ее любовников – бог Солнца Ра, доводящийся ей (по родословной) дедом. Другой – бог мудрости Джехути (Техути, в греческом варианте – Тот). Ревнивый Ра, когда Нут забеременела, наложил на нее заклятье, чтобы она не могла родить своих детей ни в один из дней года. До этого в календаре было 360 дней (кстати, напомню, что в календарях многих древних цивилизаций длительность года до определенного момента тоже считалась равной 360 дням). На помощь Нут пришел бог мудрости Джехути. Он сыграл с Луной (а он же был и богом Луны) в игру сенет (наподобие современных шашек) и отыграл у нее 1/72 часть года. А это именно те необходимые Нут пять суток. Их и назвали эпагоменальными или добавочными. Джехути забрал эти пять дней у Луны (с тех пор лунный календарь стал равен 355 дням вместо 360) и добавил к солнечному году, который стал длиться 365 дней. Новый год начинался с 1 числа месяца Джехути, а добавочные дни мудрый Джехути поставил перед началом нового года и посвятил богу Ра. Ра расчувствовался и примирился с происшедшим.

Эта мифологическая коллизия явно говорит о каком-то космическом катаклизме, в котором были задействованы все перечисленные участники ситуации: Солнце (Ра), космос (звездное небо – Нут), Луна (Джехути) и Земля (Геб). Пять добавочных дней – результат случившегося. Первые двое детей – Гор Старший и Осирис – сыновья Ра, Исида – дочь Джехути, а Сет и Нефтида – дети Геба (в литературе иногда все дети называются детьми Геба). С чем может быть связано увеличение периода обращения планеты, в данном случае – на пять суток? Либо с увеличением орбиты, либо с изменением скорости вращения Земли вокруг своей оси. С точки зрения механики, второе сделать легче (вследствие, хотя бы, даже незначительного изменения расстояния между Землей и Луной).

Вот Вам и подлинная история, пересказанная аллегорическим языком мифа. Итак, Геб и Нут были следующей супружеской парой в период Божественных Династий после Шу и Тефнут.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь