Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Божественная звездная триада: Сах – Сопдет – Сопду



Вот мы и добрались до одной из самых важных и самых древних божественных триад, изображение которой внесло заметную путаницу в мозги исследователей. В расшифровке КДЗ, изложенной в моей первой книге на эту тему – «ПОСЛАНИЕ ИЗ ПРОШЛОГО. РАСШИФРОВКА ДЕНДЕРСКОГО ЗОДИАКА» ([1]) – я тоже допустила ставшую стандартной ошибку, приняв лежащую в ладье Корову за Исиду, мужскую фигуру в короне Южного Египта – за Осириса, а Сокола на Вадже – за их сына Гора, посчитав эту композицию великой триадой Времени Божественных Династий. Правда, в свое частичное оправдание, могу сказать, что не последовала по проторенной дорожке и не повторила египтологическую ошибку в привязке их к небесным объектам Сириусу, Ориону и Канопусу. Эту концепцию я отмела решительно. Первое подозрение в том, что моя предыдущая трактовка может оказаться неверной, у меня появилось, когда я, пользуясь шкалой Времени и символикой КДЗ, рассчитала хронологию Божественных Династий (см. далее). Время правления Осириса и Исиды, не говоря уже о Горе, оказалось на шкале Деканов существенно сдвинутым вправо (против часовой стрелки, естественно). И лишь занявшись расшифровкой ЛДЗ, увидев неплохо сохранившуюся иероглифику рядом с указанными символами (на КДЗ иероглифов там нет), сшивая «лоскутное одеяло» из трактовки отдельных изображений членов указанной композиции по многим другим источникам, я составила собственную концепцию по поводу того, кто представлен в данной группе на обоих Зодиаках.

На рис. 1.39 для сравнения показано, как триада Сах – Сопдет – Сопду изображена на КДЗ ( 1 ) и на ЛДЗ ( 2 ).

 

Рис. 1.39. Божественная триада на КДЗ ( 1 ) и ЛДЗ ( 2 )

Я думаю, уже понятно, кто и где изображен. Начнем с главы семейства.

Сах – в Древнем Египте божество, царь звезд, изображался человеком в короне Верхнего Египта Хеджет, иногда плывущим в ладье, как на ЛДЗ, или просто шагающим, как на КДЗ. На обоих Зодиаках в руке он держит символ власти и могущества царей и богов – жезл Уас. На КДЗ в правой руке в него есть и атрибуты царской власти – крюк и цеп. Смотрит он вперед – в сторону движения. Потому, конечно, Орионом он едва ли может быть, к тому же и звезд рядом никаких нет. На ЛДЗ он стоит, оглядываясь назад на остальных членов триады, правая рука вытянута в их сторону. Вверху справа от его головы есть иероглифы, никакого отношения к созвездию Орион не имеющие (сидящая на троне мумия с царскими регалиями в руках, корона Северного Египта Дешрет, жезл Уас и флажок или топор, обозначающий бога). В заупокойных обрядах Сах выступает как покровитель умерших. Поэтому иногда может изображаться в виде мумии. Позднее в «Текстах пирамид» Сах упоминается как «Отец богов». Умерший фараон ассоциируется именно с ним, т.к. он должен, как и Сах «достичь неба». Позднее функция правителя загробного царства (Дуата) перешла к Осирису. Это мифологически объединило их обоих. В некоторых мифах их обоих связывали с Орионом.

Орион – необычайно красивое созвездие, привлекающее внимание своей заметностью и легкостью нахождения по трем голубоватым звездам, составляющим пояс Ориона (звезда Минтак, Альнилам и Альнитак). Кроме того, визуально оно расположено рядом с самой яркой на земном небе голубой звездой Сириус из созвездия Большого Пса, появление которой перед восходом Солнца знаменовало в Египте начало разлива Нила и являлось основой для календарных вычислений.

Сопдет ( Сотис )* – богиня, играющая очень важную роль. Она присутствует при сотворении мира и является одной из его создательниц.

Примечание: * По-древнеегипетски богиня-звезда называлась Сопдет. Сотис – название греческое. В египтологической литературе внимание на этом, как правило, не акцентируется, кроме того, часто оба эти имени богини египтологами относятся в основном к звезде, что едва ли верно. Иероглифы, обозначающие звезду Сириус, как и вся очень древняя письменность Египта, не читаются через буквы и слоги! Мы знаем, как его писали тремя иероглифами (вернее, даже двумя, т.к. один из них – определитель женского пола, второй – звезда, как у всех звезд, и третий – пирамида), но не знаем, как произносили (даже приблизительно). Иероглифы богини Сопдет (судя по ЛДЗ) указывают на то, что она является и богиней Сириуса (среди прочих функций). Кроме того, там есть и намек на связь Сопдет (а не Сириуса! ) с Исидой, и указание на сына, находящегося справа от Сопдет.

В додинастический период Сопдет была независимой богиней. В ночном небе она часто выполняет функции Хатор, в более поздний период – и Исиды. Сопдет считалась защитницей и покровительницей умерших и сопровождала фараона в его путешествии по загробному царству (Дуату).

С додинастического времени вплоть до эпохи Среднего царства она почиталась как богиня наступления Нового года, ибо первый утренний восход Сириуса после зимнего перерыва совпадал с началом нового года по египетскому календарю и началом разлива Нила. Позднее – во времена Среднего и Нового царства – она становится «Матерью разлива, порождающей его вновь ежегодно». Поэтому Сопдет считалась также богиней плодородия, возрождения.

Именно Сопдет, а не Исиду и Сириус, изображали в образе лежащей в ладье коровы со звездой или растительной веткой между рогами. Ладья означает, что она – богиня-звезда, и путь ее пролегает в небесах. С образом Исиды она слилась позднее – во времена Нового царства (хронологически от 1550 до 1069 г.г. до н.э.; династии – от XVII до XX). Именно от этой первородной Коровы Исида унаследовала в короне рога, но не изображение коровы.  

Сопдет-Исида может также носить на голове страусовое перо, которое закреплено на ее головном уборе сзади. Она либо дотрагивается правой рукой до пера, либо держит руку рядом с ним.

Сопду – сын Саха и Сопдет. В качестве бога Сопду является богом-защитником северо-восточных границ Египта. Он изображается либо в образе бородатого мужчины с длинными волосами и двумя перьями на голове, либо в виде Сокола. Вот Сокол-то и сидит на жезле Вадж между Сопдет и Сахом на обоих Дендерских Зодиаках. Справа от головы Сокола находится иероглифическая надпись, показывающая, что он сын бога Саха. В функции Сопду входила оборона Египта от внешних врагов и покровительство в завоевательных восточных походах.

Птица Бену, находящаяся у ноги Саха, – еще один участник событий на КДЗ. В египетской мифологии Бену появляется из огня (аналогия птицы Феникс) и является душой бога Ра. Бену олицетворяет воскресение мертвых и ежегодные разливы Нила, символизирует солнечное начало. Изображается в виде цапли.

Уходящие богини

В этом последовательном ряду богов нам осталось рассмотреть странную пару идущих богинь (рис. 1.33). Я идентифицировала одну из них (с женским лицом) как Хатор (11), вторую (львиноголовую) – как Менхит (12). Обе они, кроме прочих функций, являются богинями-защитницами, Оком Ра и принадлежат к очень древнему времени изначальных богов. Может быть, именно поэтому их изображение не соответствует знакомым нам египетским художественным традициям. Обычно антропоморфные фигуры рисовались таким образом: голова – в профиль, глаз – в фас, тело – в фас, ноги – в профиль. Кроме того, мужские фигуры изображались в динамике, т.е. во время ходьбы, женские – в статике, т.е. в неподвижном состоянии. Таким образом, подчеркивалось, что в мужском образе воплощен принцип активного начала, в женском – пассивного. А это уже философия! Здесь же обе богини изображены целиком в профиль и идущими. Есть и еще одна деталь, отличающая этих богинь от других: женщины всегда изображаются в узких прилегающих платьях, а у Хатор и Менхит нижняя часть одежды расширена (явно для удобства ходьбы). Это говорит о том, что они, во-первых, активны, а во-вторых, что они уходят, выполнив свою функцию защиты богов, и, в-третьих, что КДЗ относится к очень древнему времени.

Забегая вперед, могу заметить, как будет видно из моей расшифровки хронологии Божественных Династий, этот период совпадает с правлением Гора, сына Исиды и Осириса, последнего божественного царя. После Гора богов-царей уже не было.

Джехути

Мне хочется выразить свое безграничное уважение и даже преклонение перед этой ВЕЛИЧАЙШЕЙ СУЩНОСТЬЮ. Цепочка наследования престола в период Божественных Династий выстроена очень логично: возглавляет ее Ра, а после него поочередно идут его дети, внуки и правнуки. Но был и период царствования Джехути, согласно Туринскому папирусу и Манефону. А у меня, в отличие от египтологов, нет основания им не доверять. И потому я включила информацию о царствовании Джехути в период Божественных Династий.

Джехути (он же Тот и Гермес Трисмегист) – одна из самых мощных фигур пантеона. Он Владыка Времени и Хранитель Информации. Это, пожалуй, единственный бог, общий во все времена, по всей территории и для всех египетских религиозных культов, как по значимости, так и по сферам деятельности и иконографии. Он фигурирует во времена правления всех Божественных Династий в качестве Учителя, Наставника, Носителя Высшего Знания.

Удивительно то, что в египетской иконографии Джехути нигде не встречается изображение его с человеческим лицом: только антропоморфная фигура с головой ибиса. И все! Да, порой еще в виде его священного животного – бабуина. Зная мифологическую подоплеку, всевозможные легенды, касающиеся Джехути, я просто мечтала увидеть его в человеческом облике. Вдруг, когда уже была написана б о льшая часть книги и заново переделана 3-я глава, я увидела в публикации «ОГНИ ЕДИНОГО УЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ СКУЛЬПТОРА АЛЕКСЕЯ ЛЕОНОВА» (http: //www.nowimir.ru/DATA/060009_2.htm) [120] потрясающий скульптурный портрет Гермеса Трисмегиста. Конечно, так себе представляет этого великого Учителя скульптор, но портрет настолько созвучен моей душе, настолько близок, что именно с него я решила начать раздел книги, посвященный Джехути. За идентичность изображения с оригиналом, естественно, не ручаюсь, но не привести не могу, других портретов не встречала, а этот потрясающе хорош (рис. 1.40).

Рис. 1.40. Джехути

Согласно легендам, Джехути был обожествленным царем Египта за десятки тысяч лет до нашей эры. Предание гласит, что он обладал тайным учением, наследием цивилизации погибшей Атлантиды.

Итак, Джехути. Он помогал всем и всегда, но ему Туринским папирусом и Манефоном отводится определенный период для собственного правления. Как мне думается, предшествующие царствования Ра, Шу и Геба должны были создать этнос, а также приготовить почву для принятия Знания, Религии, Культуры и Этических Нравственных Устоев. Наступает время, когда на первый план выходит необходимость реализации этих задач и тогда главой Египта становится бог Джехути. Его андрогинность (андрогин – мифологическое существо, соединяющее в себе мужское и женское начало) не подлежит никакому сомнению, и его жена – богиня истины и справедливости Маат – является сущностью самого Джехути в женском аспекте и понятием, воплощающим его аниму (душу). Это же относится и к ее ипостаси Сешат – богине письменности, истории и измерения времени. «Их обеих надо рассматривать скорее, – пишет Е.П. Блаватская, – в качестве alter ego Тота, чем как самостоятельных богинь» [2].

Таким образом, в течение некоторого периода под руководством агатодеймона-андрогина Джехути (агатодеймон означает «благой дух» – прямой перевод с греческого языка) рос Египет, росло самосознание народа. 

Думаю, Вы уже заметили, как сильно Джехути отличается от остальных богов. Они стареют, болеют, ссорятся, воюют между собой и с внешними врагами, любят, ревнуют, их можно убить...

С разомкнутым кольцом, будем считать, разобрались. Но из Правящих Божественных Династий мы коснулись только трех: Ра, Шу – Тефнут и Геб – Нут. Дальше в кольце следует семейство космических звездных богов, а именно в этот период произошло событие, резко изменившее звездную карту неба: зодиакальное созвездие Скарабея (Рака) оказалось над территорией Льва. Конечно, Пояс зодиака разорваться не мог. В том, что и как в тот период произошло, мы подробно разберемся в дальнейшем. Но это была катастрофа и, чтобы пережить ее и вернуть цивилизацию на путь эволюционного развития, необходима была очень мощная фигура царя-руководителя. И тогда престол божественного царя занял Джехути.  

Я уже много раз упоминала имя бога мудрости в божественном пантеоне Древнего Египта, но как бы вскользь. На самом деле Джехути (Техути, Тот) – удивительнейшая СУЩНОСТЬ. Мифология Древнего Египта даже не упоминает, откуда и как он появился в сонме богов, рассматривая генеалогию других богов весьма подробно. Вроде бы, он породил сам себя. Он всегда выручает богов в самых сложных и тяжелых ситуациях. У него огромное количество титулов. Как пишет Э. Шюре в книге «ВЕЛИКИЕ ПОСВЯЩЕННЫЕ. ОЧЕРК ЭЗОТЕРИЗМА РЕЛИГИЙ» [52], он –

…тип возродителя народа, его духовного прародителя, принявший на себя заботу вывести его из первобытного, дикого состояния. Он породил египетскую культуру, дал народу язык, письмо, религию, земледелие, ремесла, медицину, искусство, науки, государственное устройство. Он был богом Знания и Света, давшим людям алфавит и законы, научившим обитателей Египта печь хлеб, выплавлять стекло, добывать краски, выделывать скульптурные вещи, золотить.

… он – представитель Сверхземной Области Небесного посвящения.

Он – бог Луны, Учитель, владыка Гермополя, увенчанный короной атеф и лунным диском, держащий в руках Око Гора – третий глаз. Он – открыватель чисел, астрономии и геометрии. М. Хоуп («НАСЛЕДИЕ СИРИУСА…» – [29]) со ссылкой на У. Баджа пишет, что Джехути произвел расчеты, необходимые для создания небес, звезд и Земли, был сердцем Ра, законодателем, как в физическом, так и в моральном понимании, и обладал знанием «божественной речи».

В молитве, посвященной Джехути, есть и такие слова:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь