Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Рациональность выбора. Эксперимент «холодная рук а» показал, что
Полностью полагаться на личные предпочтения – не в наших интересах, даже ____________если предпочтения основаны на личных ощущениях и даже если мы вспоминаем ощущения пятнадцатиминутной давности! Вкусы и решения Формируются воспоминаниями, а память может ошибаться. Это заставляет Подвергнуть сомнению идею о том, что человек имеет устойчивые Предпочтения и знает, как максимизировать их, – а ведь на этом утверждении Держится модель рационального агента. Непостоянство – неотъемлемое Свойство нашего разума. У нас есть четкие предпочтения по поводу Длительности испытываемых страданий и удовольствия. Мы хотим, чтобы Боль была короткой, а удовольствие – продолжительным. Однако наша Память, функция Системы 1, развилась так, чтобы хранить только самый Сильный момент страданий или удовольствия, а также ощущения ближе к Концу эпизода. Память, которая игнорирует длительность, не поможет нам Продлевать удовольствие и сокращать боль. Разговоры о двух «я» «Вы думаете о своем неудавшемся браке исключительно с точки зрения вспоминающего „я“. Развод был как скрежет в конце симфонии – если брак Кончился плохо, это еще не значит, что плохо было все». «В этом беда игнорирования длительности. Вы присваиваете хорошим и Плохим воспоминаниям одинаковую важность, хотя хороший период длился в Десять раз дольше плохого». 36 Жизнь как история В самом начале своей работы над измерением ощущений я попал на Представление «Травиаты» Верди. Опера славится великолепной музыкой, но это еще и трогательная история любви молодого аристократа и Виолетты – Дамы полусвета. Отец юноши убеждает Виолетту отказаться от возлюбленного, Чтобы спасти честь семьи и будущий брак сестры молодого человека. Жертвуя Собой, Виолетта отвергает любимого. Вскоре она заболевает чахоткой (в XIX Веке так называли туберкулез). В финале умирающая Виолетта медленно Угасает, окруженная немногими друзьями. Ее возлюбленный, узнав об этом, Спешит в Париж, чтобы увидеться с ней. Виолетту переполняет радостное Ожидание, но силы ее быстро тают. Сколько бы раз вы ни слушали эту оперу, в финале вас охватывает Напряжение и тревога: успеет ли возлюбленный? Для него важно повидаться с Любимой. Он, конечно, успевает, звучат несколько волшебных любовных Дуэтов, и после 10 минут восхитительной музыки Виолетта умирает. По дороге домой я задумался: чем для нас так важны эти последние 10 Минут? Стало ясно, что меня вовсе не волнует, сколько лет прожила Виолетта. Если бы мне сказали, что она умерла в 27 лет, а не в 28, как я считал, то Пропущенный год счастливой жизни меня вовсе не тронул бы; но возможность Пропустить последние 10 минут значила много. Кроме того, чувства, которые я Испытывал от воссоединения влюбленных, не изменились бы, узнай я, что они Провели вместе не 10 минут, а целую неделю. А вот если бы юноша опоздал, «Травиата» стала бы совсем иной историей. Всякая история повествует о Важных событиях и памятных моментах, а не о течении времени. Для нее Естественно игнорирование длительности событий, и конец часто определяет Ее суть. Одни и те же основные свойства проявляются в правилах нарратива и В воспоминаниях о колоноскопии, отпуске и фильмах. Так работает Вспоминающее «я»: оно составляет истории и хранит их для будущего Использования. Не только в опере мы представляем жизнь в виде истории и хотим, чтобы все Кончилось хорошо. Если нам рассказывают о гибели женщины, много лет не Видевшей дочь, мы хотим знать, встретились ли они перед смертью. Нас Волнуют не только чувства дочери; мы хотим улучшить повесть о жизни Матери. Наша забота о людях часто выражается в заботе о качестве их Истории, а не в заботе об их чувствах. Нас трогают события, меняющие Историю уже умерших людей. Если человек умер, веря в любовь жены к нему, |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы